В «Зените»
фото:
Алексей Народицкий
В московском ГУМе, на третьем этаже, открылся фирменный магазин «Зенит» — первое собственное пространство бренда объективов и оптических приборов за его 70-летнюю историю. Проект разработало бюро BERNASKONI (авторы «Ельцин-центра» и сколковского здания Matrex), осуществить задуманное помогали российские фотографы, европейские дизайнеры и один британский композитор. Функциональный интерьер, передовой саунд-дизайн и целый музей фототехники на полках — хорошие, но не единственные причины сюда зайти.
Если вы хотя бы однажды заглядывали в ГУМ, то наверняка понимаете, насколько легко было удариться в окружающую ностальгию и оформить монобрендовое пространство «Зенита» в изрядно поднадоевшей советской ретроэстетике. Борис Бернаскони — основатель BERNASKONI и главный идейный двигатель проекта — пошел по радикально иному пути. Вы смекаете это еще издалека, завидев вывеску с новым, современным логотипом бренда (разработанным той же командой), но осознаете сполна, как только оказываетесь внутри магазина. Здесь, в отличие от других бутиков, вы не услышите «Бременских музыкантов» или «Трям! Здравствуйте!», традиционно оглушающих гостей торгового комплекса. Уже с порога вас настраивают на медитативную волну и приглашают не в прошлое, а в будущее.
Борис Бернаскони
У желающих поностальгировать, впрочем, такая возможность тоже есть. В пространстве представлена почти вся продукция Красногорского завода им. Зверева (именно там в 1952 году начали выпускать аппараты «Зенит»), начиная с 1946 года. 24 объектива и столько же фотоаппаратов. Венчают ряд две новые модели «Зенит М», выпущенные в 2018 и 2022 годах — впервые после многолетнего затишья. Возвращаться из небытия главный фотобренд страны решил, выстраивая вокруг себя сообщество эстетов и энтузиастов, так что сделать ребрендинг и открыть магазин — одни из важнейших шагов в этом направлении.
«Мы движемся вперед, — говорит Бернаскони, проводя экскурсию по новому, бело-серебристому пространству, напоминающему не то космический корабль в представлении режиссеров-фантастов, не то секретную лабораторию. — К постмодернизму я отношусь скептически. Считаю, что нужно создавать новые знаки, новые системы, новые видения, желательно без референса. А взять эстетику СССР — это, конечно, постмодернистско-референсный подход. Это делается снаружи ГУМа, а мы так не делаем. Если заметили, здесь вы абсолютно отрываетесь от внешнего пространства».
Кадры из космических фильмов Нолана и Кубрика в мудборде команды, впрочем, тоже не мелькали. Мудборда вообще не было: «Я с ними не работаю», — отрезает Борис. Но если уж и говорить об ориентирах — то для него это знаменитая пинк-флойдовская призма с пластинки The Dark Side of the Moon. «Призма преломляет свет, в этом же идея магазина, — объясняет архитектор. — Здесь два основных материала — стекло и свет. Так что все элементы дизайна так или иначе отсылают к этому концепту. Прозрачность, преломление и излучение света».
Все так. Витрины, спрятанные за стеклом и расположенные по краям пространства, — это лайтбоксы (причем те, что держат объективы и фотоаппараты, — подвижные, так что выставочную экспозицию можно менять, составляя из светящихся полок разные рисунки). Стеклянный стол в центре магазина — по задумке главная тусовочная точка пространства — тоже светится изнутри. «Здесь можно изучать объективы, пить кофе, собираться с ноутбуками, — говорит Бернаскони. — Я могу подключить свой комп (для этого в столе спрятаны розетки и USB-разъемы), сделать, например, презентацию. Здесь происходит основное общение». Барные стулья рядом обтянуты голографическим винилом. В этом же духе выполнены и окруженные зеркальными столиками кресла в лаундж-зоне. Последнюю при желании можно отгородить от магазина подвижной перламутровой стенкой на рельсах — таких незаметных, но функциональных деталей в «Зените» вообще достаточно много. Так, например, Борис отмечает ловко спрятанные кондиционеры и вентиляцию, которой в самом ГУМе нет. «Считаю, это самое главное наше достижение, — говорит архитектор. — Я бился за нее с самого начала. Здание старое, а вентиляция — штука серьезная, тут все пришлось бы раздалбливать. Но мы пролоббировали, теперь здесь можно дышать. А там, снаружи, уже через 15 минут становится просто невыносимо».
Не видны нам и колонки, благодаря которым пространство магазина отделяется от атмосферы ГУМа еще и аудиально — розовый шум отсекает фоновые, посторонние звуки. Вносит свой вклад и саунд-дизайн, разработанный по просьбе Бернаскони британским композитором и звуковым художником Кэмероном Грэмом. «Мы сделали с ним 9-часовой трек, который тебя здесь концентрирует. Если находиться в бутике какое-то время, погружаешься в медитацию. Я вообще считаю, что звук сегодня — это недооцененная часть дизайна пространства. Он так же важен, как и картинка. У нас все-таки много органов восприятия».
С картинкой все хорошо. Мебель, освещение (еще одна гордость Бориса — брендированные светильники-стропы с идеально просчитанным световым потоком, необходимым для работы с техникой) и даже рисунок на плитке терраццо («Это, наверное, единственное, что здесь напоминает об СССР; советские производства часто использовали терраццо, потому что это рационально») — все это BERNASKONI разработали специально для «Зенита». Учитывая это, срок исполнения проекта — каких-то 8 месяцев — кажется совсем нереальным. «Это было сложно, но мы никогда не используем дизайн старых объектов. Многие как делают? Штампуют свою мебель и вставляют ее везде. Я считаю, это неправильно. Мы стараемся работать с конкретным местом, поэтому каждую вещь делаем специально для него».
Единственные покупные вещи в пространстве — стулья, запрятанные под витрины с оптикой в зоне отдыха. Сложенные и расставленные друг за другом в специальных креплениях, они напоминают металлические ограждения-батареи, которые вы в большом количестве встретите на пути к Красной площади и ГУМу, в частности. В расправленном же виде прозрачные сиденья оказываются оптическими линзами. «Автор — итальянский дизайнер Джанкарло Пиретти. 1967 год. Я обожаю эту серию, ее перевыпустили специально для нас», — говорит Борис.
Расправляешь все 40 стульев — и лаундж-зона превращается в лекторий. Это было еще одним важным условием архитектора — сделать не просто красивое место («открыточный дизайн», как он выражается), но и интерактивное. «Программирование пространства — вот где будущее дизайна, — уверен Бернаскони. — Будущее там, где контент». Так что в планах сделать «Зенит» местом встречи для фотосообщества. Устраивать аукционы (предлагать исторические «Зениты» и «Лейки»), привлекать признанных мастеров и восходящих звезд, чтобы те читали здесь лекции. Начать архитектор хотел бы с Владислава Ефимова, «так как он не просто фотограф, но еще и художник, а это интересно». Так что следите за новостями бренда — если текущие условия позволят, уже в скором времени намеченное начнут осуществлять.
Удачный опыт в сотрудничестве с фотографами у «Зенита» уже есть. На 10-й ярмарке современного искусства Cosmoscow, которая гремела в Москве в середине сентября, бренд под кураторством Бернаскони и в содружестве с фотографом (и по совместительству фотодиректором The Blueprint) Сашей Мадемуазель организовал собственный стенд. Оформленный в соответствии с новой айдентикой, он предлагал посетителям снимки молодого фотографа Максима Купрещенкова. Несколько работ купили. «Максим счастлив», — говорит Борис. Теперь он хочет выставить фотографии Купрещенкова в «Зените», тоже на продажу. Но для этого нужны дополнительные полки, вопрос в работе.
А пока зайти в «Зенит» можно, чтобы познакомиться с работами Игоря Мухина. Специально для стены из экранов, установленной напротив «тусовочного стола», медиахудожник Эрнест Яковлев отобрал и по-своему представил снимки фотографа. «Здесь и Москва 1980-х, и рок-н-ролльщики, и разрушенные советские статуи. Вообще, очень много разных тем, — говорит Бернаскони. — А эти экраны — тоже часть концепта магазина. Инсталляция будет меняться. Например, раз в месяц. Выставляться будет фотограф, который читает лекцию. Для этого мы будем звать разных медиахудожников, и они по-разному будут работать с этой стенкой. Здесь на самом деле миллион разных способов представлять фотографии».
Повод заглянуть по новому адресу есть и у охотников за классными книгами, которые тут продают. Пока заполненность полок, правда, не стопроцентная («Просто невозможно привезти, — признается Борис. — А хочется, чтобы была прямо коллекция-коллекция, качественная»), но интересные экземпляры уже имеются. Например, «Автопортрет» Ман Рэя, альбомы с работами Александра Родченко, история уличной фотографии, модной съемки и даже советских шпионских камер, которыми пользовался КГБ.
На фоне последнего как-то особенно греет душу бегущая строка — пожалуй, все-таки главный экспонат пространства — с революционным лозунгом «Будьте реалистами — требуйте невозможного!». Архитектор, правда, настаивает, что фраза, скорее, про инновации («Мы всегда требуем невозможного и от себя, и от всех участников проекта»), нежели про революцию. Но в конце концов соглашается, пусть и отчасти: «Хотя, знаете, открыть такой магазин сегодня — это, в общем, революция. Мы фактически реинкарнировали бренд».
Этого возрождения ждали долго. Выпуск фотоаппаратов в Красногорске прекратили еще в середине нулевых, а былая слава бренда (в советское время «Зенит» экспортировался в 74 страны) померкла: пока весь мир переходил на «цифру», КМЗ мог выпускать лишь пленочные. Но в 2016 году ростеховский концерн «Швабе», которому завод принадлежал, начал действовать решительно — объявил о сотрудничестве с немецким производителем оптики Leica, у которого по части качественных цифровых технологий всегда было все в порядке. Альянс сыграл. Немцы прокачали корпус, а «Зенит» воспользовались своим ценным опытом в разработке объективов. В итоге практически вся партия этой новой серии, «Зенит М», разошлась по предзаказам, а сотрудничество продолжилось обновленной моделью 2022 года.
BERNASKONI, кстати, поучаствовали и в производственном процессе — осовременили упаковку, сделав ее не только более фотогеничной, но и более надежной. «В коробках очень продуманная начинка. Все объективы отвозились в типографию, под них лазером вырезались ложементы. Это очень качественное изделие стало. Вы не видели коробки, которые были до этого. Это, конечно, вообще разные вселенные», — говорит Бернаскони. Глядя на то, как бренд преображается внешне, хочешь верить в его грядущий успех. В таком будущем нам бы понравилось.