Blueprint
T

ЗОЖ и феминизм: что вы (скорее всего) не знали о Репине

ТЕКСТ: Марина Анциперова

16 марта в Новой Третьяковке открывается большая выставка живописца Ильи Репина. Он кажется понятной — и чуть ли не азбучной — фигурой: «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и «Запорожцы» крепко засели в нашей коллективной памяти еще со школы. Но сейчас у нас есть возможность посмотреть на него совсем другими глазами — не только на его картины, но и на самого художника. Накануне выставки в Третьяковке The Blueprint попросил куратора выставки Софью Аксенову рассказать о привычках Репина, его любви к старым мастерам и значении для искусства.

Репин любил ЗОЖ


Репин любил спать на холоде, открывал все окна — и приучил к этому своих детей. Однажды он чуть не уморил холодом известного критика, который отправился с ним в путешествие по Европе. Тот писал, что невозможно с Репиным спать вместе, он открывает все окна, а на жалобы предлагает свои многочисленные шали и головные уборы. А еще постоянно останавливается в кафе, чтобы выпить кофе.

1

Вот как о Репине писал художественный критик Владимир Стасов:


«A propos de Репин. Ныне я принужден спать всегда в ермолке! У Репина, как известно, пункт помешательства — это спанье ночью с открытым окном. Ну вот и чихаешь сто раз, пока уснешь (не разлучаться же нам по разным комнатам из-за такого вздора!). Но у Репина целый запас шапочек разного рода, именно на этот случай, для ночи, и шотландская-то, и голландская-то какая-то, и чепчик женский даже, — я всего этого не хотел и выбрал туркестанскую ермолку с премилым узором. А Репин вообще — премилейший человек, лучше не надо для путешествия; а как пойдут наши разговоры обо всем и обо всех на свете, тут уже разливанное море!»


Его жена была феминисткой 


Крестным гражданской жены Репина, суфражистки Натальи Нордман, был сам Александр Второй. Она пропагандировала вегетарианство, здоровое питание, выступала за права и свободы женщин, освобождение прислуги. Еще Нордман была замечательным фотографом и написала поваренную книгу для голодающих, осуждая сытую буржуазию. Самого Репина она кормила котлетами из сена.

2

портрет натальи нордман работы репина

В его работах видно влияние старых мастеров

Старые мастера были очень важны для Репина. У него есть много текстов, в которых он пишет, кого любит и по каким причинам. В парижской поездке говорил, как ему нравится в Лувре, обсуждал, похожа ли коллекция на Эрмитаж. «Еврей на молитве» 1875 года может напомнить рембрандтовского «Старика», написанного между 1652–1654 годами. А «Мужичок не из робких» 1877 года — «Менипп» Веласкеса. И это не только пора юности: в течение всей жизни Репин возвращается к старым мастерам, и это легко считывается в его работах.

3

«окраина парижа. монмартр», 1874

«парижское кафе», 1875

«старик», рембрандт, 1654

«еврей на молитве», репин, 1875

Он был очень педантичным


Когда Репин писал «Бурлаков», то специально ездил на Волгу и долго пытался завоевать их доверие — что оказалось совсем не просто: простые люди боялись, что он украдет их душу. К запорожцам ради своей картины он поехать не мог, но специально путешествовал по местам Запорожской Сечи.


У него была любовь к вещам в смысле точности: когда писал портрет царевны Софьи, насильно постриженной в монахини, то скрупулезно изучал детали интерьера и быта. А во время работы над «Голгофой» 1920-х советовался с Чуковским о том, как мог бы выглядеть текст на картине, какого быть цвета — красный был дорогим пигментом в то время.

4

первый набросок бурлаков, 1870 

репин и чуковский,работы маяковского, 1915

И по-настоящему великим художником


Репин — практически единственный из живописцев XIX века, кто не ограничивал себя одним жанром. У него не было типичных композиций и схем, которые можно было бы назвать «репинскими» — как, например, пейзажи Левитана. Он писал и исторические картины, и работы на более современные темы — экспериментируя то с цветом, то с принципами модерна, то позволяя себе более экспрессивные и яркие образы.


Репин попал, как и Серов, на смену веков — в момент, когда на смену старому искусству приходило новое. Но когда он рассказывал о себе, то подчеркивал, что прежде всего представляет собой человека 1860-х годов, либерального, с желанием бороться за новые свободы. Он тяжело переживал и трагедию 1881 года, расколовшую все общество, первую и вторую революции.

5

«вечер. золотой плес», левитан, 1889

«садко», репин, 1876  

Он был очень открытым и любознательным


Репин был окружен самыми интересными людьми своей эпохи — вокруг него всегда собирались ученые, поэты, музыканты, художники. У Репина была жадность до собеседников. Ему хватало сил и бодрости, чтобы специально приехать в Петербург ради лекции о Древнем Египте. Когда вспоминал студенчество, то сожалел о том, что мало изучал наук. Он близко дружил со многими, в том числе и с Корнеем Чуковским — который был его моложе на 40 лет. Сохранилась переписка и воспоминания Чуковского о Репине, который говорил, что художник сильно влюблялся в людей — и очень любил с ними разговаривать. Критик Розанов назвал его «великим щупальщиком всего человеческого»: в своей живописи он всегда во главу угла ставит человека, каким бы сюжетом ни занимался.

6

Поздние работы Репина почти не известны


Поздний период его работы — это целых 30 лет. Репин умер в 1930-е годы и до того писал каждый день: из 86 прожитых лет художник большую часть времени занимался живописью и графикой. Количество работ, оставленных им в наследии, даже не посчитаны — и поздние работы Советский Союз не пытался игнорировать, просто ситуация сложилась так, что в основном в собрания входили его дореволюционные произведения. А что было написано после революции, то было известно значительно хуже: работы физически не входили в наши собрания, их знали по фотографиям, они быстро разошлись по частным коллекциям. Поэтому о целых десятилетиях его работы знали мало — даже в первом большом труде о Репине, двухтомнике теоретика искусства Игоря Грабаря, «поздним» определяется все творчество Репина после 1903 года.

7

«натурщица», 1920-е

«лучший друг человека», репин, 1908

репин у картины «гопак», 1920-Е

Репина мы до сих пор смотрим глазами советских искусствоведов


Репина мы знаем из школьных учебников, он кажется понятным и знакомым. «Бурлаки на Волге» и «Не ждали». Но каждое поколение дает свою интерпретацию — а сейчас мы пользуемся теми интерпретациями, что были заложены в 1930-е, 1950-е. На тот момент эти интерпретации были логичными и адекватными, легко встраивались в общий контекст, но сегодня они просто не считываются.


Выставка в Третьяковке дает возможность показать и ранние, и поздние работы, дать ответ на вопрос о том, почему эта живопись заслуживает внимания, почему она интересна. Проект покажет как известные произведения, так и менее известный блок работ позднего Репина, а также доленинградский период — произведения, оказавшиеся в далеких областных музеях либо иностранных коллекциях.

8

«не ждали», 1884-1887

«искушение христа», 1901-1903

«бурлаки на волге», 1901-1903

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}