ATINATI: амбассадор Грузии
Если в разговоре с иностранцем вы произнесете слово Georgia, то он наверняка первым делом подумает об Атланте, а не о Тбилиси. С этим столкнулась основательница благотворительного фонда и медиаплатформы ATINATI Натиа Фридлянд и обозначила перед собой цель — рассказать всему миру о том, где находится эта страна и почему на Западе она заслуживает большего внимания, чем «родина Демны Гвасалии».
Merab Abramisvili
Возможно, именно Демне мы обязаны тем фактом, что в середине десятых годов грузинская мода начала привлекать к себе внимание мировой общественности. Большие звезды вроде Ким Кардашьян и Беллы Хадид начали обращать внимание на локальные марки Situationist, Nina Zarqua и Anouki. «Поскольку у грузин есть внутренний, врожденный вкус, — говорит Натиа, — меня не удивляет, что Грузия в сфере моды занимала и занимает важные позиции. Тогда, в середине 2010-х, Грузию открыли для себя многие, и, наверное, в первую очередь благодаря Демне. Он совершил абсолютный прорыв в области моды, повлиял не только на узнаваемость грузин и Грузии в мире, но и на современную моду в целом. В тот момент просто был всплеск, взрыв. Это привлекало всех, это было интересно. И сейчас этот интерес не спал — он просто стабилизировался».
А для того, чтобы этот интерес удовлетворить, Натиа основала платформу ATINATI, которая проливает свет не только на моду, но и на художественную культуру, архитектуру, музыку, кинематограф и литературу Грузии. Отсюда и название, которое полностью отражает концепцию проекта и дословно переводится с грузинского как «первый луч света».
«Идея проекта назревала достаточно давно, — говорит Натиа. — Поскольку я грузинского происхождения (хотя родилась и выросла в России), я, безусловно, дитя грузинской культуры и ощущаю себя грузинкой. Ко мне очень часто обращаются в любой стране мира с вопросами „А что такое Грузия? А где это?“, „А что такое грузинская культура?“, „А русский и грузинский языки — это одно и то же?“. И я подумала, что нужно создать digital-пространство, в котором люди смогут самостоятельно изучить, что это за страна. Чтобы они в разрезе „культура и искусство“ получали полный объем информации о Грузии. И поскольку Грузия вызывает большой интерес, потому что это очень колоритная страна, гостеприимная, с богатой культурой, в ней вкусно кормят, — такой сайт, я думаю, будет пользоваться успехом».
Situationist
Niko Pirosmanashvili, The Fisherman, 1909
Карантин подарил Натии достаточно времени для того, чтобы реализовать все задуманное. «Я поняла, что если не сейчас, то это не случится никогда», — говорит она. И вот, на этой неделе в соцсетях ATINATI был официально анонсирован запуск сайта. Платформа как бы намекает: именно так должен выглядеть сайт Национального музея Грузии, потому как Натии и ее команде в одном месте удалось отразить все самое важное в грузинской культуре — как классической, так и современной.
Поскольку язык искусства должен быть максимально универсальным, ATINATI делают акцент именно на картинке и сопровождают ее англоязычным текстом. «Мы сконцентрировались на визуально-эмоциональном языке передачи информации. Аудитория сейчас хочет смотреть. Безусловно, есть люди, которым хочется читать фундаментальные исследования — и они будут у нас на сайте, — но основной аудитории важно потреблять информацию быстро. Мы заточены под то, чтобы люди в течение трех—пяти минут получили знания о конкретном художнике, направлении или о грузинской архитектуре», — говорит Натиа. А вот раздел KIDS больше ориентирован на видеоформат — здесь скоро появятся анимированные ролики, обучающие детей грузинскому языку.
В команде ATINATI около двадцати авторов — «Мы собрали прекрасную команду из молодых ребят. У нас есть сотрудники в штате, а есть фрилансеры. И все они горят общей идеей. Это для них даже не работа, а скорее увлечение, страсть. Мы все хотим сделать очень интересный проект о Грузии». Натиа с гордостью называет авторов ATINATI топ-экспертами всех представленных на сайте сфер. «Мы гордимся нашими контрибьюторами. В сфере современного искусства это искусствоведы Хатуна Хабулиани и Ирина Попиашвили, а в сфере архитектуры — автор книги „Гостиницы Старого Тбилиси“ Давид Хоштария. Также планируется отдельный эксперт в области моды — сейчас мы ведем переговоры с Нино Элиава, основательницей More Is Love. Впоследствии мы будем работать не только с грузинскими экспертами. У меня есть план, чтобы международные эксперты приезжали в Грузию и делились своими знаниями, опытом».
Merab Abramisvili, Pomegranate, 2003
Niko Pirosmanashvili
Монетизировать проект не планируют — «Такой идеи нет. Этот проект абсолютно „благотворительный“. О монетизации мы даже не думали». Зато офлайн-проекты у ATINATI точно будут — «Конечно, мы уже запланировали несколько выставок с разными грузинскими художниками. В основном, они будут проходить в Грузии».