Blueprint
T

Ирина Драгунская
разговаривает с
 Константином
Богомоловым

Накануне выхода «Бесов», первого спектакля Константина Богомолова в его «Театре на Малой Бронной» (премьеру которого показали в «Барвиха Luxury Village», а костюмы собрали в ЦУМе) писательница и дизайнер Ирина Драгунская встретилась по просьбе The Blueprint с режиссером и по совместительству своим бывшим однокласником — чтобы обсудить его амбиции, «хороший вкус» и кризис современной цивилизации.

Ирина Драгунская: Костя, мне много раз из-за тебя прилетало.


Константин Богомолов: Почему?


ИД: От меня требовали каких-то отречений: чтобы я тебя осудила. Но я жестко держалась корней. А в качестве первого вопроса хочу спросить тебя вот о чем: Костя, ты вообще в курсе, что всех бесишь?


КБ: Да.


ИД: Тебе это нравится?


КБ: Не могу сказать, что это меня расстраивает.


ИД: Могу понять. Я бы вообще была счастлива всех бесить, потому что это своего рода признание.


КБ: А расскажи мне, что именно во мне выбешивает всех?

ИД: Я думаю, что выбешивает всё.


КБ: Если бесит моя какая-то позиция, то я не понимаю, какой смысл беситься по этому поводу. С позицией можно просто не соглашаться. Мне кажется, бесит человек, который занимает какую-то позицию, если он чувствуется как родной, близкий, если к нему испытываешь неравнодушие, а у него позиция другая, и тогда это бесит. И это значит, что бешенство есть знак сопричастности.


ИД: Ну вот ты любишь китч?


КБ: Это точно так же, как если бы ты меня спросила «А ты любишь сюрреализм?» или «А ты любишь примитивизм?». Что-то люблю, а что-то не люблю. Зависит от конкретной реализации. Бывает китч крутой, бывает фиговый китч. Бывает китч изысканный, бывает китч очень плоский. Я достаточно всеяден. Китч — это одна из любопытных форм существования.


ИД: Ты заметил, что люди вообще очень озабочены хорошим вкусом? Тебя упрекали в том, что ты безвкусен, например?


КБ: В отношении искусства? Это, мне кажется, было всегда. Это такая форма мещанства, хороший вкус в искусстве. Есть вообще «интеллигентское мещанство», мещанство образованного класса. Ты можешь видеть умную, образованную даму, которая озабочена темой хорошего вкуса — в том, что она видит, в театре или в кино. И в эту секунду она является мещанкой. Вкусовой снобизм — это форма ложного аристократизма, аристократизма плебейского.

ИД: Ты с этим борешься, да? Плакаты к «Бесам» должны выбесить человека с так называемым «хорошим вкусом».


КБ: Я об этом даже не задумываюсь, потому что отношусь ко всему как к игре. В этой афише есть хамоватость, и мне она нравится. Я, в принципе, до существенной степени хам.


ИД: В искусстве, ты имеешь в виду?


КБ: Нет, в жизни тоже. Хамство — это не про то, чтобы толкнуть кого-то. Не про то, чтобы схватить за жопу. И не про то, чтобы развалиться в кресле и положить ноги на стол. Хамство — это определенная позиция, «право имею». Но ведь это «право имею» совсем не обязательно должно выражаться в агрессивности действий. Хамство — это не действие, это внутреннее состояние обладания правом на что-либо. В этом отношении хамство не является явлением социальным, оно является скорее явлением личностным, оно не обусловлено ни генетикой, ни воспитанием. Оно обусловлено личностным самосознанием.


<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CFoF2MsCTe7/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CFoF2MsCTe7/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CFoF2MsCTe7/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by Konstantin Bogomolov (@konbog75)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2020-09-27T04:23:09+00:00">Sep 26, 2020 at 9:23pm PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

ИД: Мне кажется, ты всегда был такой, еще с детства. Я помню, как на нашем уроке литературы мы разбирали пьесу Островского «Гроза». Может быть, ты этого не помнишь, но выступал против Катерины: кричал, что «так ей и надо, что она правильно сделала, что спрыгнула с обрыва», потому что была проститутка, и вообще «что она творила». Все в классе от твоего выступления были в полном трансе — начиная с учительницы и заканчивая всеми нами. Я тебя ненавидела жутко в тот момент. И вообще все были в шоке, как можно такое говорить. Так что, мне кажется, у тебя всегда было самоощущение, что ты можешь высказывать все, что думаешь, а не то, что от тебя хотят.


КБ: Это немножко другое. Скажем так, это постоянное желание не заходить в некий строй. Постоянный побег от пребывания в общем контексте — даже если он будет казаться правильным. И не важно, чего этот контекст касается: эстетики, политики, нравственности. Если в компании из четырех человек возникает три человека, которые говорят одинаково, то я буду говорить в другую сторону и спорить. И не потому, что я так считаю, а потому, что в эту секунду остаться одному против нескольких людей и есть экзистенциально правильный выбор.


В эту секунду у меня включается и творческое, и идейное вдохновение на отстаивание любой позиции, на изощренное и красивое конструирование любых аргументов в поддержку той позиции, которая противоположна позиции большинства. И я подключаюсь к этому вполне себе вдохновенно, могу долгое время исповедовать это. За мной даже могут пойти какие-то люди после этого. Потом, если этих людей станет достаточно большое количество, я резко перебегу на другую сторону улицы.


«Если в компании из четырех человек возникает три человека, которые говорят одинаково, то я буду говорить в другую сторону и спорить. И не потому, что я так считаю, а потому, что в эту секунду остаться одному против нескольких людей и есть экзистенциально правильный выбор»


ИД: Может быть, ты поддерживал Собянина тоже в знак протеста?


КБ: Я поддерживал Собянина потому, что я поддерживал Собянина. Хотя не буду скрывать, что степень агрессии, которая на меня обрушилась в связи с этим от условно фейсбучно-либерального сообщества, существенно укрепляла меня в желании продолжать его поддерживать.


Я думаю, что зона ответственности каждого человека — это его душа, поступки, мысли, его собственные оценки. И, кстати, ежедневный, ежесекундный внутренний выбор в ту или иную сторону — это и есть существенная и важная интеллектуальная, моральная и душевная работа. А если человек в оценке чего-то легко опирается на какие-то общепринятые постулаты, системы и т. д. и т. п., в этот момент он фальшивит, он в этот момент не является честным ни по отношению к себе, ни по отношению к тому, что он пытается оценить и что он пытается судить. Так вот я думаю, что это очень важная и серьезная тема по поводу того, что человек, который каждый день такой внутренний выбор осуществляет, приходит к зоне молчания в оценках. И понимает, что это самая честная зона.


ИД: То есть ты молчишь?


КБ: Я не могу представить, что могу оценивать нравственную позицию того или иного человека. Не только вслух, но даже в голове. У меня, конечно, бывает такое ощущение, что мне по той или иной причине не хочется с кем-то общаться, но сегодня этот человек такой, а завтра — другой. Ты никогда не знаешь его мотивов до конца и всех обстоятельств. От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Ты, оказавшись в этой точке, может, поступил бы так же, а может, еще хуже. Ты сам можешь так поступить или не поступить, но оценивать другого человека — боже упаси. Когда я вижу какой-то поступок человека, у меня не появляется желание сказать «вот же скотина» или «какой потрясающий невероятный святой человек». Я вижу «вот поступок», «вот высказывание», ну, окей.


То, что я делаю в театре, я тоже давно перестал комментировать. Я предпочитаю, чтобы зрелище было чистым веществом и не было окрашено в какие-то цвета — а зритель воспринимал его именно как чистое вещество, оказавшись лицом к лицу с которым, больше наблюдал бы за собой и свою на него реакцию.

ИД: Расскажи мне про Фонд Михоэлса, который частично спонсирует «Бесов». Что это за фонд и кто его основал?


КБ: Его основал я вместе со Светой Доля, когда пришел в театр и понял, что у театра не было денег, чтобы создать новый репертуар. Мы купили много нового видеооборудования и пригласили разных режиссеров. Я встречался с разными людьми из бизнеса, рассказывал им про то, что нужно театру и какие у нас планы по его развитию. Кроме помощи Театру на Малой Бронной у фонда есть задача помогать развитию современного театра как такового.


ИД: То есть ты под свое имя привлекал инвестиции? Искал сам, встречался с людьми?


КБ: Да, под имя и под театр.


ИД: Слушай, ты вот в таком месте, нагруженном прошлым, воспоминаниями, ты свое еврейство ощущаешь? Для тебя это какая-то часть твоей идентичности?


КБ: Я могу сказать точно, что я ощущаю свою русскость — принадлежность этой национальной культуре, этому пространству, этому типу мышления, бытия, этой цивилизации, — и в нее органично включено еврейство. Я вряд ли смог бы существовать в зоне творчества вне русской среды. Это моя среда, мне здесь комфортно. Принадлежность еврейству не является определяющим, но оно является влияющим, усложняющим мою картину миру и мою внутреннюю организацию.


ИД: Ты любишь русский пейзаж? Я имею в виду не как на картине Шишкина, а как живой. Ландшафт.


КБ: У меня нет такого «люблю, не люблю». Это слишком абстрактный вопрос. Что-то люблю, иногда красиво.


«Я могу сказать точно, что я ощущаю свою русскость — принадлежность этой национальной культуре, этому пространству, этому типу мышления, бытия, этой цивилизации, — и в нее органично включено еврейство. Это моя среда, мне здесь комфортно»

ИД: Значит, не любишь.


КБ: Я реально тот человек, у которого нет заготовленных ответов. Все зависит от конкретной картинки, которая будет передо мной. Означает ли это, что я люблю какой-то тип пейзажа или иной? Да нет, конечно.


ИД: Благость на меня с экрана наседает, я уже сама понимаю, что я ничего не знаю и не понимаю.


КБ: Покой и воля.


ИД: Вот, кстати, мой следующий вопрос отчасти вот из твоего «покоя и воли» очень органично проистекает. Сейчас ты опять скажешь, что ты не знаешь, не думал об этом. Скажи, ты себя чувствуешь человеком старым или молодым?


КБ: Молодым.


ИД: А тебя не коробило, когда говорят «ой, он такой молодой, а ему дали театром руководить». По-моему, это самый возраст. Молодой — это когда дали в 20 лет театром руководить.


КБ: Нет, меня не коробило. Я считал, что я давно должен был получить театр.


ИД: А во сколько ты считал, что ты должен был получить театр, как ты хотел? В 35, 30?


КБ: Как минимум годам к 40 я хотел бы получить театр. Не факт, что я бы справился с этим. Это очень непростое дело, если ты реально хочешь что-то менять, а не просто проводить время, опираясь на других людей, которые будут тебя всем необходимым обеспечивать. Трудная история менеджмента требует успокоения характера.


У меня характер слишком детско-мальчишеский, слишком я легко завожусь, темпераментен, слишком легко меня вывести из себя, что, наверное, не очень хорошо._ С другой стороны, в моем способе взаимодействия с миром произошли существенные изменения. Это позволяет держаться правильной грани между человеком, который вспыльчив и нетерпелив, и человеком, который все-таки понимает, что иногда нужно потерпеть и подождать. Какая-то такая грань должна быть между дядей и племянником Адуевыми. И то, и то должно быть._


ИД: Скажи, а пандемия по тебе лично или по театру как-то ударила? Вот эта вот невозможность играть и прочее.


КБ: Ну, естественно, ударила экономически, психически я бы не сказал, что прямо ударила. Это было забавное время, когда много чего удалось сделать. Получилось больше уделить времени тому, чему раньше не получалось.

«Трудная история менеджмента требует успокоения характера.

У меня характер слишком детско-мальчишеский, слишком я легко завожусь, темпераментен, слишком легко меня вывести из себя, что, наверное, не очень хорошо»

ИД: А с учетом планируемой премьеры 20 октября, не боитесь ли вы того, что многие зрители испугаются прийти, и того, что сейчас на всех давят моральной ответственностью формата вот, они играют спектакли, в то время как «зараза так и бродит по пятам»?


КБ: По поводу зрителей — у нас очень хорошо продаются и «Бульба», и «Бесы», люди хотят идти в театр. По поводу ответственности — мы соблюдаем максимум мер предосторожности. Пришлось даже отложить премьеру «Бульбы», так как у нас было несколько ковидных случаев в команде. Мы стараемся ответственно к этому подходить, но без фанатизма. Остановить работу не можем: одно дело, когда всех отправляют на карантин и все сидят дома. Другое дело, когда всем надо работать, но работать с умом.


ИД: Хотела спросить вдогонку вопроса о возрасте. Ты чувствуешь, что время, которое сейчас, не важно, в России или в мире, это — твое время? Что ты живешь в лучшее и самое удачное для себя время, что ты вовремя родился, вырос, взлетел?


КБ: Я не знаю, живу ли я в самое удачное время. У меня нет к окружающему меня времени претензий.


ИД: Ну здрасьте, «нет претензий». Я прочитала твой пресс-релиз к «Бесам», там такие претензии, недетские. Психический кризис цивилизации…


КБ: Ой, ну и хер с ним. Ну, надо же что-то написать. А потом, извини меня, а что плохого в кризисе? Психический кризис цивилизации — это время, когда можно много чего напридумывать всякого интересного. Мне кажется, мы живем в очень интересное время. У меня нет претензий к этому времени с точки зрения его интересности и прочего. Я не отношусь ко времени как к комфортной мебели, кроватке, на которой мне удобно лежать или неудобно.


ИД: Ко времени, значит, ты не относишься как к комфортной кровати. А вообще как ты тогда к комфорту относишься, любишь?


КБ: Равнодушно достаточно. Если ты о бытовом комфорте, вообще не заботит. А психический комфорт мне вообще противопоказан. Я себя ощущаю веселее, интереснее, мобилизованнее во время шторма.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}