Темы


Краткий гид по Щукинской коллекции

T

19 июня в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «Щукин. Биография коллекции» — главный арт-блокбастер этого московского лета. Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс — все эти имена составляют вместе золотой фонд европейского искусства, разобраться в котором не так легко. Специально для The Blueprint обозреватель и бренд-менеджер журнала «Диалог искусств» Арина Романцевич составила краткий гид по искусству Франции конца XIX и начала XX века — вооружившись которым можно смело идти на выставку.

Щукинскую коллекцию — крупнейшее собрание французской живописи в России — впервые показывают в таком объеме после того, как ее распределили по Москве и Санкт-Петербургу в 1948 году. 150 полотен заняли почти все главное здание Пушкинского музея — и это именно те произведения современного французского искусства, без которых сейчас невозможно представить учебники МХК. На выставке есть и архивные документы, фотографии семьи и письма, напоминающие о том, чего стоило собрать такую коллекцию — и в итоге оставить все собранное в Москве, не увезя в эмиграцию ни одной работы.


История собрания этой грандиозной коллекции делится на несколько основных этапов, по которым можно, как по точкам, нарисовать историю развития французской живописи — и перманентную художественную революцию — начала XX века. Своих первых импрессионистов Сергей Щукин купил в 1898 году — и постепенно приходил к осознанному приобретению работ, художника за художником, периода за периодом. Если работа Пикассо, то периода перехода к кубизму, если Матисс, то уже тот, что начал создавать радикально новые визуальные миры. Он словно сжигал за собой мосты, чтобы не иметь возможности вернуться обратно: уж если перестал собирать импрессионистов, то действительно перестал, и точка. Так, в 1904-м он начинает интересоваться постимпрессионистами, два года спустя влюбляется в работы Анри Матисса, в 1908-м — в Пикассо предкубистического периода. Только за 1909 год Щукин купил двадцать работ художника, но в 1914-м коллекция перестала пополняться — началась Первая мировая.



Клод Моне, «Стог сена около Живерни», 1889

Коллекционером двигала невероятная страсть. «Сумасшедший писал, сумасшедший купил», — говорил он сам. Щукин считал, что покупать надо работу, которая вызывает шок, колкую, характерную. Не то, что нравится сразу, а то, что, возможно, со временем ты начнешь понимать и принимать. Когда он сам водил экскурсии по своему дому, то говорил про Матисса: «Так глаза и рвет, как по битому стеклу босиком гуляешь, но зато после битого стекла все кажется мармеладом».


Действительно, после «Танца» и «Музыки» все воспринималось через призму танца и музыки, потому что развидеть их было невозможно — как современным тогда российским художникам, так и простым посетителям. Возможно, именно поэтому «Танец» Матисса — первое, что увидят зрители, поднимающиеся по центральной лестнице Пушкинского. А все собрание в таком объеме, скорее всего, больше не увидят никогда: многие работы могут не пережить еще один переезд.

Анри Матисс, «Музыка», 1910

Импрессионизм


Имена:

(1) Камиль Писсарро,

(2) Клод Моне,

(3) Пьер Огюст Ренуар,

(4) Эдгар Дега


Как отличить:

Если вы видите полотно с изображением чего-либо на открытом воздухе и вам кажется, что можно почувствовать силу ветра и свет солнца — естественный, с массой переливов, — это импрессионизм. Для художников-импрессионистов важно не что именно изображено (поле или собор), важно как. Это чистая визуальность: вибрирующий мазок, мгновенное настроение. Одно из хрестоматийных импрессионистских произведений — «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне. Щукин купил его в 1898 году, и после этого целых шесть лет покупал только импрессионистов.

Клод Моне, «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904

Клод Моне, «Дама в саду Сент-Андресс», 1867

Пьер Огюст Ренуар, «Девочка с лейкой», 1876

Эдгар Дега, «Танцевальный класс», 1871-1874

(1) Камиль Писсарро

Разочаровавшись в парижской Школе изящных искусств, молодой художник стал посещать натурную мастерскую, где познакомился с будущими союзниками по избранному художественному методу — Полем Сезанном и Клодом Моне. А затем примкнул ко всей арт-тусовке Парижа, которая собиралась в кафе «Гербуа» (там часто бывали Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Эмиль Золя). Изменчивые состояния природы, «подвижная атмосфера», форма, созданная с помощью цветных мазков, — Писсарро был наиболее последовательным, эталонным импрессионистом и к 1890-м годам выработал свой узнаваемый почерк внутри направления.


Камиль Писсарро, «Площадь французского театра в Париже», 1898

(2) Клод Моне

Пожалуй, самый известный импрессионист — именно имя Моне первым приходит на ум любому, кто хоть немного знает про это художественное направление. Художника интересовали самые тонкие изменения, которые он фиксировал на холсте: игра ветра на поверхности воды, фигуры, сливающиеся с пейзажем. Одну из самых важных работ для импрессионизма — «Даму в саду Сент-Андресс» — Моне написал, уехав из Парижа на нормандский курорт, где можно было работать на природе. После нее этот живописный стиль стал развиваться динамичнее.

Клод Моне, «Белые кувшинки», 1899

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865

(3) Пьер Огюст Ренуар

Наиболее известен своими изображениями женщин и детей; его «Портрет актрисы Жанны Самари» можно считать эталоном импрессионистского портрета. Художественные салоны бесконечно отказывались от его работ, что только заставило художника активнее развивать свой стиль. Отличить его работы от других импрессионистов легко по нежным изображениям девушек и преобладанию голубого, зеленого и розового.


Пьер Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877

Пьер Огюст Ренуар, «Обнаженная», 1876

(4) Эдгар Дега

Видите на холсте балерину в голубых тонах и в движении? Это Эдгар Дега. Он делал наброски с натуры в танцевальных классах, в опере, на ипподроме, в кафе, писал ритм движения фигур, улавливал движение даже в казалось бы статичных вещах. Много работал с пастелью — она позволяла ему достичь пульсации цветового пятна.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы», 1897

постИмпрессионизм


Имена:

(1) Поль Сезанн,

(2) Винсент Ван Гог,

(3) Анри Руссо,

(4) Поль Гоген

(5) АНРИ МАТИСС

(6) ПИКАССО


Как отличить:

Постимпрессионизм — это не стиль вовсе, а собирательный термин для искусства после импрессионизма. Его общей чертой можно считать то, что импрессионизм перестал быть интересным, наскучил. Внимание только к внешнему стало считаться клише, художники начали обращать внимание на внутреннее состояние. Отсюда взялась новая материальность. Так что если вы видите смелые мазки, плывущие формы, особые сюжеты — возможно, это те самые художники «после».

Поль Гоген, «Идол», 1898

Анри Матисс, «Мастерская художника», 1911

Поль Сезанн, «Мужчина, курящий трубку», 1902

Пабло Пикассо. «Дама с веером», 1909

(1) Поль Сезанн

Сезанн — категоричный, последовательный художник, который любил трехмерность, но ненавидел декоративный подход к живописи. Узнать работы Сезанна можно по упрощенной форме предметов: дома-кубики, деревья-пирамидки и гора-треугольник соседствуют на его холстах с очень «живой» природой: зеленью листвы и голубизной неба.


Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин», 1890

(2) Винсент Ван Гог

Человеческие фигуры у Ван Гога ощущаются частью природы, формы кажутся текучими, видна динамика. Чувствуется напряжение, волнение, как у Маяковского в «Скрипка и немножко нервно». Натурные пейзажи тревожны, но в них чувствуется жажда жизни.

Винсент ван Гог, «Портрет доктора Феликса Рея», 1889

(3) Анри Руссо по прозвищу «Таможенник»

Типичные приемы Руссо — наивные изображения людей, машин, животных, много зеленого цвета. Художник намеренно упрощал формы, что буквально создало новое направление в живописи — примитивизм. Выдуманные художником миры в картинах соединяются с реальными городскими сюжетами.

(4) Поль Гоген

Для Щукина Гоген был художником исключительно таитянского цикла (в 43 года тот уехал на Таити, чтобы жить на природе, и даже женился на местной девушке). 16 полотен, развешенные в доме коллекционера, казались цельной монументальной фреской. Узнать цикл довольно просто. Видите яркие и практически лишенные объема изображения таитянок — скорее всего, это Гоген.

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?», 1892

Анри Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта», 1909

Анри Руссо, «Нападение ягуара на лошадь», 1910

(5) Анри Матисс

Анри Матисс в истории искусств по-щукински — это отдельное ни на что не похожее направление. Матисс считается лидером фовизма, который можно опознать по непривычной яркости красок, нарочитой грубости форм, «дикому» колориту и остроте ритма. В то же время основные работы из щукинской коллекции были созданы уже после распада группы. Работы Матисса визуально соответствуют выдвинутой им самим концепции «эмоций за счет простых средств». Видимо, за эту простоту и одновременно дерзость его и любил Щукин, который покупал Матисса много, регулярно и смело. Художник даже приезжал к Щукину в гости и написал по его заказу панно «Музыка» и «Танец», «Купание» и «Медитация».

Анри Матисс, «Игра в шары», 1908

(6) Пикассо

Бунтарь от искусства и основоположник кубизма — где мир изображают с помощью геометрически правильных фигур, а все многообразие сюжетов вписывается в строгую примитивную форму. В коллекции Щукина была 51 работа Пабло Пикассо, и он даже освободил под них свой кабинет. У художника было несколько разных периодов, но «щукинский Пикассо» — это в первую очередь кубизм. Его «Девушка с веером» в свое время вызывала у посетителей коллекции даже больший шок, чем матиссовские полотна. От кубистического Пикассо у вас будет чувство непроходящего беспокойства, скрежета гвоздя по стеклу.

Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}