Blueprint
T

СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ

 «В прошлом году в Мариенбаде»

 «В прошлом году в Мариенбаде»

Вышедший в 1961 году фильм-высказывание (фильм-манифест, фильм-формалист, фильм-перелом) Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» по-прежнему восхищает одних и раздражает других. Тем не менее картина повлияла как на целую когорту режиссеров-экспериментаторов — от Феллини и Кубрика до Линча и Гринуэя, так и на многие Дома моды, до сих пор посвящающие ей свои коллекции.

В основе фильма лежит классический le triangle amoureux, где Он, Она и Муж оказываются сторонами X, A и M любовного треугольника, с тем лишь нюансом,
что реальность происходящего постоянно ускользает, а нелинейная структура нарратива и вовсе ставит под сомнение наличие полноценного сюжета. Новейшие физические теории того времени — принцип неопределенности Гейзенберга и эффект зависимости объекта наблюдения от наблюдателя – плотно вплетены в канву повествования. Все системы координат смещены, пространство и время (и даже тени на асфальте) существуют по своим правилам. Единственной точкой опоры является прошлый год в Мариенбаде, когда X, A 
и M встретились по воле случая.



основе фильма лежит классический le triangle amoureux, где Он, Она и Муж оказываются сторонами X, A и M любовного треугольника, с тем лишь нюансом,
что реальность происходящего постоянно ускользает, а нелинейная структура нарратива и вовсе ставит под сомнение наличие полноценного сюжета. Новейшие физические теории того времени — принцип неопределенности Гейзенберга и эффект зависимости объекта наблюдения от наблюдателя – плотно вплетены в канву повествования. Все системы координат смещены, пространство и время (и даже тени на асфальте) существуют по своим правилам. Единственной точкой опоры является прошлый год в Мариенбаде, когда X, A 
и M встретились по воле случая.



В

«В прошлом году в Мариенбаде» — произведение, в котором все французские звезды сошлись в одно время в одном вместе. Представитель «новой волны» Ален Рене в качестве режиссера, основной идеолог «нового романа» Ален Роб-Грийе в качестве сценариста, воспеватель симметрии и глубоких теней Саша Верни в качестве оператора и главное лицо французской моды Коко Шанель в качестве художника по костюмам. 

Как следствие — номинации на «Оскар» и BAFTA, премия Французского синдиката кинокритиков, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и влияние на лучшие творческие умы своего и нашего времени.


Работая над визуальным решением картины, Ален Рене стремился воссоздать стиль немого кино 20-х. В частности, в качестве референса делал упор на «Ящик Пандоры» Георга Пабста, а внешний вид героини (Дельфин Сейриг) и вовсе пытался свести напрямую к Луизе Брукс. Как бы то ни было, 77-летняя Шанель, работающая
над костюмами, сделала из Сейриг не Брукс, а скорее молодую себя, умело соединив
20-е и 60-е в универсальный гардероб роковой женщины. Черные коктейльные платья-футляры и белые жемчужные нити идеально вплели ДНК Дома Chanel в монохромную «Мариенбаде» (не зря столкновение черного и белого являлось излюбленным приемом как оператора Саши Верни, так и мадемуазель Коко).

Барочные декоры (съемка проходила в интерьерах и садах мюнхенских дворцов Шляйсхайм, Нимфенбург и Амалиенбург) послужили идеальным обрамлением
для костюмов Шанель. Слои тюля, потоки шифона, тонкие кружева и драматические перья как будто специально созданы лишь для того, чтобы дрейфовать через роскошные коридоры, позолоченные комнаты и величественные сады. А летящие рукава-крылья, пеньюары из белых и черных перьев, костюм металлик с рукавом три четверти, россыпь кристаллов и бижутерия в виде цепей придали образу героини ощущение женщины-птицы, запертой в драгоценной клетке.



В 2011 году Карл Лагерфельд отпраздновал 50-летие фильма весенне-летней коллекцией Last Year at Marienbad, воссоздав не только культовый пеньюар из перьев, но и копию знаменитого сада вместе с фонтаном.



CHANEL ВЕСНА-ЛЕТО 2011

ERDEM ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017

ZAC POSEN ВЕСНА-ЛЕТО 2016

CHANEL ВЕСНА-ЛЕТО 2011

ERDEM ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017

ZAC POSEN ВЕСНА-ЛЕТО 2016

CAROLINA HERRERA ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017

CAROLINA HERRERA ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017

Кроме того, фильм послужил источником вдохновения для клипа «To the End» британской группы Blur, фотосессии Дафны Гиннесс руки Стивена Кляйна для Vogue Italy, фотосессии Мануэля Оутумуро для Marie Claire Spain, видео кутюрной коллекции 2015 года Ульяны Сергеенко, весенне-летней кампании 2017 года Marc Jacobs Beauty с новым «лицом» — Вайноной Райдер и для круизной коллекции 2017 года Rochas.

Что надеть

Кейп Saint Laurent, £1691,  farfetch.com

Платье Givenchy, £1079,  graziashop.com

Пеньюар Folies de Renaud, £189,  dolcifollie.co.uk

Серьги Oscar de la Renta, $275,  neimanmarcus.com

Платье Adam Lippes, £745,  theoutnet.com

Ожерелье Sidney Garber, $22 680,  barneys.com

Туфли Manolo Blahnik, $595,  barneys.com

Платье Diane von Furstenberg, £300,  matchesfashion.com

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
767
1300
false
true
true
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}