Blueprint
T

В гостях у основательницы Cosmoscow Маргариты Пушкиной

прическа и макияж:
Надя мастрюкова


продюсер:
света павлова


С 6 по 8 сентября в Москве пройдет седьмая выставка-ярмарка актуального искусства Cosmoscow. Накануне ее открытия мы поговорили с основательницей проекта и одноименного Фонда поддержки современного искусства Маргаритой Пушкиной. А также побывали в гостях в ее доме в Барвихе, на стенах которого висят работы Пепперштейна и Виноградова & Дубосарского.


Название Cosmoscow знакомо даже тем, кто не слишком следит за новостями мира искусства. Те же, для кого имена Маурицио Каттелана, Джеффа Кунса или Марины Абрамович не пустой звук, уже несколько лет подряд ждут первых чисел сентября в Москве с особенным нетерпением. Именно в это время, начиная с 2014 года, в Гостином Дворе проходит самая масштабная в России выставка-ярмарка современного искусства, где работы можно не только увидеть, но и купить — причем как начинающих художников, так и мастеров с мировым именем.


В этом году в Москву привезут Дмитрия Пригова (его представит парижская галерея Galerie Frank Elbaz), а также работы словацкого авангардиста Стано Филко и знаменитого итальянца Микеланджело Пистолетто. Это Пистолетто в свое время был одним из идейных вдохновителей движения arte povere, участники которого использовали в качестве материалов ветошь, стекло и прочий «мусор». Он же создал одну из самых известных скульптур второй половины ХХ века, «Венеру в лохмотьях». Работа 1967 года представляет собой гипсовую копию Венеры Милосской, стоящую спиной к зрителю на фоне груды разноцветного тряпья. Конечно, «Венеры...» на Cosmoscow не будет — она хранится в Музее современного искусства в Риволи. Зато Пистолетто приедет лично. Художник выступит перед гостями в рамках образовательной программы Cosmoscow Talks — серии лекций, дискуссий и перформансов.

За то, чтобы все вышеперечисленное случилось и Москва ненадолго превратилась в эпицентр мировой арт-жизни, отвечает организатор и идейная вдохновительница ярмарки искусствовед Маргарита Пушкина и ее команда. Первая Cosmoscow прошла в 2010 году на территории фабрики «Красный Октябрь». «По образованию я историк искусства, — рассказывает Пушкина. — Окончила истфак МГУ. Сразу после выпуска у меня было много других важных проектов и занятий — коллекционирование, издание журнала об архитектуре. Но в какой-то момент мне стало скучно. Показалось, что гораздо интереснее сейчас заниматься актуальным искусством, потому что это процесс интеллектуальный, он подразумевает общение с людьми, которые прямо сейчас это искусство создают».

Полотно Валерия Кошлякова

Эван Пенни, «Растянутая женщина №2», эту картину Маргарита нашла в одной из японских галерей 

Правда, сразу отстроить все сложносочиненные процессы не удалось. За дебютом последовал четырехлетний перерыв, но уже с 2014-го ярмарка стала проходить ежегодно. Причем масштабы ощутимо растут: если во второй по счету Cosmoscow приняло участие 26 галерей со всего мира, то в грядущей заявлены уже 67 — из России, Франции, Эстонии, Германии, Италии. Кроме того, в этом году у ярмарки появился международный арт-директор, Саймон Рис. В прошлом он руководил Музеем современного искусства Новой Зеландии и плотно сотрудничал с центром современного искусства САС в Вильнюсе — в частности, придумывал и курировал проекты, связанные с посткоммунистической Европой. Для Cosmoscow 2019 Рис полностью разработал основную и образовательную программы. «То, что у нас появился такой человек, для меня главное достижение нового сезона, — говорит Маргарита Пушкина. — Мы работаем над тем, чтобы наш проект стал более заметным и важным именно на международном уровне. И у нас это получается».

Виноградов & Дубосарский, «Чистый понедельник», из серии Underwater

Незадолго до старта новой Cosmoscow в Гостином Дворе мы застали Маргариту дома в Барвихе. И он тоже похож на галерею: Пушкина собирает искусство с юности. Какую картину она приобрела первой и при каких обстоятельствах это произошло, она уже и сама не помнит — так давно это было. Сегодня в ее личной коллекции — несколько десятков работ. Это неоновые силуэты Трейси Эмин, картины Валерия Кошлякова, Виноградова и Дубосарского и Семена Файбисовича; скульптуры Стефана Балкенхола и Бориса Орлова. Больше всего Пушкина, по ее собственному признанию, гордится одной из работ Павла Пепперштейна — до того как попасть к ней в дом, она выставлялась в Tate Modern. Но добавляет, что любимых экспонатов у нее нет и быть не может — равно как нет и четких критериев выбора. По словам Пушкиной, любая коллекция — интересная история и может рассказать много личного о коллекционере. «На меня ощутимо повлияло то, чем я занимаюсь, — признается Маргарита. — В первую очередь ко мне в поле зрения попадают те художники, с которыми мы сотрудничали в рамках Cosmoscow, в последнее время именно за счет их работ и расширялась моя коллекция».


Единственное правило Пушкиной-коллекционера — не покупать работы, чтобы «облагородить» интерьер. «Я не коллекционирую [искусство], чтобы украсить дом, и не думаю, покупая новое произведение, о том, как буду с ним жить. Я все-таки другого типа человек, профессионально занимаюсь арт-менеджментом и совершенно иначе отношусь к искусству. Никогда и никому не советую выбирать картины, инсталляции или скульптуры с учетом того, как они, условно говоря, будут смотреться на фоне нового дивана. Произведения актуального искусства могут сами добавлять очень много смысла дому, в котором они появляются».

Стефан Балкенхол, «Летчица с пропеллером»

Впрочем, дома Маргарита Пушкина бывает нечасто. И в этом основательница Cosmoscow мало чем отличается от других занятых людей — особенно тех, чья жизнь и работа связаны с современным искусством. Его, пожалуй, сейчас можно назвать самым космополитичным из всех. Например, того же Пригова сейчас можно купить в Париже. Пушкина действительно много путешествует. И в этих же поездках часто находит галеристов и художников, с которыми хочется сотрудничать (или купить их работы в коллекцию). Причем их авторы тоже зачастую родом с другого конца света. Так, в Японии Маргарита купила работу канадского художника и скульптора Эвана Пенни, частично сделанную из человеческих волос.



Пушкина говорит, что ее главное недавнее открытие — Катар и его столица Доха. О том, ради чего туда стоит ехать, она уже рассказывала The Blueprint: это и недавно открывшийся Национальный музей Катара, и скульптуры американского художника Ричарда Серры, которые установлены посреди ближневосточной пустыни. «Искусство интернационально, а его рынок глобален, — считает Маргарита. — Понятно, что есть определенные темы и вопросы, которые интересуют художников из определенных стран и регионов. Мы, например, из постсоветского пространства. Безусловно, наши проблемы и темы отличаются от того, на что обращают внимание художники в Америке. Но тем не менее все художники мира используют одинаковые инструменты. Очередное подтверждение этой глобализации — международные арт-фестивали, которые сейчас проходят во всем мире. Это и Венецианская биеннале, и Manifesta, и многие другие».

Одна из ранних «неоновых» работ Трейси Эмин, «Ослепление»

У актуального искусства нет национальной принадлежности, но есть ли классовая? Даже в прогрессивном 2019 году некоторые по-прежнему считают, что современные художники создают произведения, понятные меньшинству, а доступные вообще немногим. Пушкина не согласна: «Очевидно, что у профессионалов — художников, скульпторов — нет в голове идеи о том, что они общаются якобы только с каким-то определенным кругом лиц. И во все эпохи никогда ни у кого таких мыслей не было. Человек занимается искусством, потому что у него есть необходимость; есть желание сказать что-то этому миру, как-то выразить себя». В частности, поэтому у Cosmoscow — и других похожих мероприятий в мире, по мнению Пушкиной, большое будущее. «Во всех странах я вижу, что мероприятия, связанные с современным искусством, посещает огромное количество людей — и людей очень разных. Вижу, как много посетителей приходят к нам и, например, в „Гараж“, — говорит основательница Cosmoscow. — Чтобы интересоваться искусством, нужно быть человеком любознательным, широких взглядов. Не нужно быть каким-то особенно образованным или богатым. Нужно одно — желание. Надо просто идти и смотреть».

Справа: картина Семена Файбисовича из серии «Помойка», слева на этом фото: скульптура Бориса Орлова 

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}