Что происходит с «Инновацией»
В Нижнем Новгороде прошло вручение премии «Инновация», государственной награды в области современного искусства. С 2005 года в разных номинациях победителями становились группа «Война», Эрик Булатов, Новое пространство Театра Наций, Леонид Тишков, выставки куратора Виктора Мизиано и другие художники и проекты. Мария Семендяева побывала на вручении и рассказывает о том, как изменилась премия за 14 лет и какие вопросы это вызывает.
название
Премия «Инновация» была основана 14 лет назад, но кажется, что с тех пор прошла целая эпоха. В 2005 году Государственный центр современного искусства, инициатор премии, был в расцвете сил — годом ранее он въехал в новое здание на Зоологической улице. Это был второй президентский срок Владимира Путина, тучные годы, время стабильности. Название «Инновация» для нового конкурса в области визуального искусства вполне соответствовало духу времени — казалось, что дальше может быть только лучше. Слово «инновация», то есть «нововведение», отражало происходящее в российской культурной политике. Премия действительно видела много нововведений, наглядно отразив правый поворот в российской культурной политике.
гцси «Арсенал»
Выставка «Проекция открытие», 2003
гцси «Арсенал» до и после реконструкции
В 2010 году «Инновацию» вручили арт-группе «Война» за работу «*** в плену у ФСБ». В Министерстве культуры начались разговоры о том, что как-то странно награждать денежной государственной премией проекты, критикующие государство.
В 2016 году часть жюри со скандалом покинула премию после запрета выдвигать на «Инновацию» акцию Петра Павленского «Угроза» — поджог двери здания ФСБ на Лубянке. В итоге была упразднена главная номинация — «Произведение визуального искусства». Вместо нее появились уклончивые «Проект года» и «Художник года», номинаций стало семь.
Иллюстрации Максима Трулова и Ксюши Ласточки
Региональная прописка
В 2019 году вручение «Инновации» прошло в Нижнем Новгороде, большинство экспертов — не из столицы. Идут разговоры о том, что премия может надолго обосноваться на берегу Волги и стать инструментом по продвижению современного искусства в регионах.
Нижегородский «Арсенал» — филиал Государственного центра современного искусства и один из лучших культурных центров в России, здесь проходят уникальные выставки и образовательные проекты. Казалось бы, отличная идея. Но в 2019 году Россия еще более централизованная страна, чем в 2005-м — все деньги крутятся в центре, все начальство сидит в центре, в центре все главные издания и лидеры общественного мнения. А экспансия культуры в регионы страны, наоборот, приобретает знакомый образ вечной стройки — за 80 миллиардов рублей в Приморье, Кемеровской, Калининградской области и Крыму собираются строить огромные филиалы Третьяковки, Эрмитажа, Мариинского и Большого театра.
В 2016 году основавший премию Государственный центр современного искусства был лишен самостоятельности и стал подразделением другой структуры — РОСИЗО. В июле 2019-го стало известно, что он войдет в состав Пушкинского музея. Переезд «Инновации» в регионы на фоне разрастания Третьяковки и Пушкинского мог бы стать мощным высказыванием, если бы не создавалось впечатление, что премию убирают с глаз долой.
Статуэтка, автор Алексей Шевцов
Состав жюри и эксперты
Премия устроена таким образом, что экспертный совет выбирает номинантов, а жюри выбирает победителей. Так как мир современного искусства невелик, никто не удивлялся, когда номинантами становились эксперты или члены жюри прошлых лет. Но на этот раз в номинации «Проект года» была представлена выставка «Новое состояние живого», соавтором которой стала эксперт действующего совета Наиля Аллахвердиева. А в состав жюри, которое присудило приз в номинации «Куратор года» авторам выставки «Ткань процветания» в музее современного искусства «Гараж», входит директор этого музея Антон Белов.
Антон Белов
Наиля Аллахвердиева
Номинанты и победители
Основная странность нынешней премии касается номинации «Региональный проект». Когда премия проходила в Москве, а большинство проектов было московскими или питерскими, идея привлекать внимание к культуре других российских городов выглядела логичной. Но на региональной «Инновации» эта номинация выглядит неожиданно. И самое главное — большинство номинированных проектов можно увидеть только в рамках огромного двухнедельного путешествия по Транссибирской магистрали.
В стране, где путешествие между двумя крупными городами в одной области может занимать больше суток, так и напрашивается большая выставка номинантов премии — просто для того, чтобы познакомиться со всеми труднодоступными проектами, увидеть их своими глазами. Куратор выставки номинантов 2019 года Алиса Савицкая рассказала, что из-за особенностей пространства нижегородского «Арсенала» в выставке участвовали только номинанты на «Художника года» и «Новую генерацию». Остальные номинации присутствуют в виде комиксов с QR-кодами.
Художником года стал Владимир Селезнев, награжденный за собственную ретроспективу в Ельцин Центре. Соревновались с ним Света Шуваева, Егор Крафт, Андрей Сяйлев, Александра Конникова и Аня Кравченко с обычными, не ретроспективными проектами. Получается, что приз Владимир Селезнев получил за всю совокупность своего творчества — тогда как другие художники выставляли лишь отдельные работы.
Ákkta
Света Шуваева
Владимир Селезнев
Артем Голощапов
Церемония награждения
«Инновация» 2019 года запомнится прежде всего церемонией награждения. Традиционно лауреаты не произносят речей, но камера фиксирует их первую реакцию, которую могут увидеть все в зале на огромном экране. Но то ли операторы замерзли и не справлялись (весь день лил дождь и дул ветер), то ли это были проблемы с освещением, но некоторых лауреатов не сразу удавалось найти. Хуже всего прошло награждение в номинации «Книга года». Приз был вручен книге Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». Александра Новоженова — исследовательница современного искусства, критик и художница, ушла из жизни в начале этого года. Но на церемонии были ее родители, которые собирались произнести речь, написанную соавтором Саши Глебом. Их забыли пригласить на сцену; позднее Глеб опубликовал эту речь, в ней есть такие слова: «Мне сложно не вспоминать, как Саша Новоженова, с присущей ей меланхолией по отношению к современным арт-институциям вообще, критически относилась и к институту премий. Она писала, что премии способны искусственно создавать вспышки неравенства и превращаться в спектакль рыночной соревновательности среди работников творческого или интеллектуального труда — имея в виду в первую очередь финансовую составляющую премий в ситуации общей нехватки экономической поддержки художников, критиков, ученых».
Генеральная репетиция
Новое состояние живого
Образовательный проект, Магистратура Digital Art