Что происходит с «Инновацией»
![](/upload/11726/c2b0dbf3238a6e017adb6a9b0408c82e.jpg)
В Нижнем Новгороде прошло вручение премии «Инновация», государственной награды в области современного искусства. С 2005 года в разных номинациях победителями становились группа «Война», Эрик Булатов, Новое пространство Театра Наций, Леонид Тишков, выставки куратора Виктора Мизиано и другие художники и проекты. Мария Семендяева побывала на вручении и рассказывает о том, как изменилась премия за 14 лет и какие вопросы это вызывает.
![](/upload/11726/bc17ef01923856a466af79d45ed38ef5.jpg)
название
Премия «Инновация» была основана 14 лет назад, но кажется, что с тех пор прошла целая эпоха. В 2005 году Государственный центр современного искусства, инициатор премии, был в расцвете сил — годом ранее он въехал в новое здание на Зоологической улице. Это был второй президентский срок Владимира Путина, тучные годы, время стабильности. Название «Инновация» для нового конкурса в области визуального искусства вполне соответствовало духу времени — казалось, что дальше может быть только лучше. Слово «инновация», то есть «нововведение», отражало происходящее в российской культурной политике. Премия действительно видела много нововведений, наглядно отразив правый поворот в российской культурной политике.
гцси «Арсенал»
![](/upload/11726/af9379e0a9d6b6dff15e5ea031cc8c85.jpg)
Выставка «Проекция открытие», 2003
гцси «Арсенал» до и после реконструкции
В 2010 году «Инновацию» вручили арт-группе «Война» за работу «*** в плену у ФСБ». В Министерстве культуры начались разговоры о том, что как-то странно награждать денежной государственной премией проекты, критикующие государство.
В 2016 году часть жюри со скандалом покинула премию после запрета выдвигать на «Инновацию» акцию Петра Павленского «Угроза» — поджог двери здания ФСБ на Лубянке. В итоге была упразднена главная номинация — «Произведение визуального искусства». Вместо нее появились уклончивые «Проект года» и «Художник года», номинаций стало семь.
![](/upload/11726/c521194a5e95b772dd676460166d3407.jpg)
Иллюстрации Максима Трулова и Ксюши Ласточки
Региональная прописка
![](/upload/11726/11a88826cd1325dc13f5f8ad6ffa8304.jpg)
В 2019 году вручение «Инновации» прошло в Нижнем Новгороде, большинство экспертов — не из столицы. Идут разговоры о том, что премия может надолго обосноваться на берегу Волги и стать инструментом по продвижению современного искусства в регионах.
Нижегородский «Арсенал» — филиал Государственного центра современного искусства и один из лучших культурных центров в России, здесь проходят уникальные выставки и образовательные проекты. Казалось бы, отличная идея. Но в 2019 году Россия еще более централизованная страна, чем в 2005-м — все деньги крутятся в центре, все начальство сидит в центре, в центре все главные издания и лидеры общественного мнения. А экспансия культуры в регионы страны, наоборот, приобретает знакомый образ вечной стройки — за 80 миллиардов рублей в Приморье, Кемеровской, Калининградской области и Крыму собираются строить огромные филиалы Третьяковки, Эрмитажа, Мариинского и Большого театра.
![](/upload/11726/a7cd9403cf9a43064ed2fd7d74097ff1.jpg)
В 2016 году основавший премию Государственный центр современного искусства был лишен самостоятельности и стал подразделением другой структуры — РОСИЗО. В июле 2019-го стало известно, что он войдет в состав Пушкинского музея. Переезд «Инновации» в регионы на фоне разрастания Третьяковки и Пушкинского мог бы стать мощным высказыванием, если бы не создавалось впечатление, что премию убирают с глаз долой.
Статуэтка, автор Алексей Шевцов
Состав жюри и эксперты
Премия устроена таким образом, что экспертный совет выбирает номинантов, а жюри выбирает победителей. Так как мир современного искусства невелик, никто не удивлялся, когда номинантами становились эксперты или члены жюри прошлых лет. Но на этот раз в номинации «Проект года» была представлена выставка «Новое состояние живого», соавтором которой стала эксперт действующего совета Наиля Аллахвердиева. А в состав жюри, которое присудило приз в номинации «Куратор года» авторам выставки «Ткань процветания» в музее современного искусства «Гараж», входит директор этого музея Антон Белов.
Антон Белов
Наиля Аллахвердиева
Номинанты и победители
Основная странность нынешней премии касается номинации «Региональный проект». Когда премия проходила в Москве, а большинство проектов было московскими или питерскими, идея привлекать внимание к культуре других российских городов выглядела логичной. Но на региональной «Инновации» эта номинация выглядит неожиданно. И самое главное — большинство номинированных проектов можно увидеть только в рамках огромного двухнедельного путешествия по Транссибирской магистрали.
![](/upload/11726/abc34d9980b9deccf1a298cb84b583de.jpg)
В стране, где путешествие между двумя крупными городами в одной области может занимать больше суток, так и напрашивается большая выставка номинантов премии — просто для того, чтобы познакомиться со всеми труднодоступными проектами, увидеть их своими глазами. Куратор выставки номинантов 2019 года Алиса Савицкая рассказала, что из-за особенностей пространства нижегородского «Арсенала» в выставке участвовали только номинанты на «Художника года» и «Новую генерацию». Остальные номинации присутствуют в виде комиксов с QR-кодами.
Художником года стал Владимир Селезнев, награжденный за собственную ретроспективу в Ельцин Центре. Соревновались с ним Света Шуваева, Егор Крафт, Андрей Сяйлев, Александра Конникова и Аня Кравченко с обычными, не ретроспективными проектами. Получается, что приз Владимир Селезнев получил за всю совокупность своего творчества — тогда как другие художники выставляли лишь отдельные работы.
Ákkta
![](/upload/11726/b6310ccd596e44c025612d943a3176aa.png)
![](/upload/11726/bc69f2c9c1c402f81e443bd7142ee8ff.jpg)
Света Шуваева
![](/upload/11726/b3ebc83d830854f3476299b15c4266f6.jpg)
Владимир Селезнев
Артем Голощапов
Церемония награждения
![](/upload/11726/109609c3d85cef7e1b58b90cbf12c14a.jpg)
«Инновация» 2019 года запомнится прежде всего церемонией награждения. Традиционно лауреаты не произносят речей, но камера фиксирует их первую реакцию, которую могут увидеть все в зале на огромном экране. Но то ли операторы замерзли и не справлялись (весь день лил дождь и дул ветер), то ли это были проблемы с освещением, но некоторых лауреатов не сразу удавалось найти. Хуже всего прошло награждение в номинации «Книга года». Приз был вручен книге Глеба Напреенко и Александры Новоженовой «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». Александра Новоженова — исследовательница современного искусства, критик и художница, ушла из жизни в начале этого года. Но на церемонии были ее родители, которые собирались произнести речь, написанную соавтором Саши Глебом. Их забыли пригласить на сцену; позднее Глеб опубликовал эту речь, в ней есть такие слова: «Мне сложно не вспоминать, как Саша Новоженова, с присущей ей меланхолией по отношению к современным арт-институциям вообще, критически относилась и к институту премий. Она писала, что премии способны искусственно создавать вспышки неравенства и превращаться в спектакль рыночной соревновательности среди работников творческого или интеллектуального труда — имея в виду в первую очередь финансовую составляющую премий в ситуации общей нехватки экономической поддержки художников, критиков, ученых».
![](/upload/11726/90f1362d07251d6c06cc60b89434e301.jpg)
Генеральная репетиция
![](/upload/11726/fef2e86836eaccf71a16049661a6a99c.jpg)
Новое состояние живого
![](/upload/11726/1d6984b945e1b88ad65d929a32b2cb36.jpg)
Образовательный проект, Магистратура Digital Art