Blueprint
T

Что мы увидим на выставке «Молодежные «униформы» Москвы»

ВОПРОСЫ:  
Варя Баркалова

Кураторы выставки, открывающейся в Музее Москвы, рассказали, что войдет в экспозицию и почему она появилась именно сейчас.

Завтра в Музее Москвы открывается выставка «Молодежные «униформы» Москвы» — визуализированный рассказ об эстетике московских субкультур 1980-1990-х годов, состоящий из двух частей. В первой — исторической — покажут фотографии, раскрывающие историю появления и развития субкультур в Москве сорокалетней давности. Для второй — современной — на заданную тему размышляют российские художники. Мы попросили двух кураторов выставки — Ирину Чмыреву, которая отвечает за историческую часть, и Евгению Кикодзе, собравшую современную, — рассказать о выставке подробнее.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов, «Байкеры 70-х», Москва, 1977 

Игорь Гаврилов, «Стильная парочка», Москва, конец 1980-х

Кураторы решили сосредоточиться на субкультурах восьмидесятых годов, немного захватив конец семидесятых и начало девяностых – время активных социальных перемен. Для исторической части «Молодежных «униформ» Москвы» обратились к архиву фотографа Игоря Гаврилова. Он более 10 лет работал в журнале «Огонек» и много снимал в 1980-90-х годах. Так, на выставке можно будет увидеть фотографии мотоциклистов, в 70-е годы еще не знавших, что они байкеры, панков 80-х, представителей клубов самодеятельной песни — КСП-шников — в России, в отличие от западных бардов, они сформировали особое сообщество с характерной внешней атрибутикой.

Игорь Гаврилов, «Стильные подруги», Москва, середина 1980-х

Игорь Гаврилов, «Первый Международный конкурс парикмахерского искусства», Москва, 1977 

Вокруг историй о стиле жизни и эстетики субкультур конца прошлого века будет построена экспозиция работ молодых художников. Многие из них создали работы специально для выставки, размышляя о влиянии рокеров, хиппи, битников на современную культуру и искусство. Среди участников – арт-группа «ЕлиКука» с фотопроектом «Пропаганда фотографирования» о страсти к селфи, петербургская художница Анастасия Кизилова, которая создает объекты из уличного мусора, Света Шуваева и ее одежда из бумаги и строительной пленки. Часть экспозиции посвящена московской группе «Корабль»: покажут видео их выступлений во дворах Москвы, где они поют ироничную смесь дворовых песен и каверов иностранных хитов.

Игорь Гаврилов, «Патриотическая коллекция Молодежного дома моды», Москва, начало 1980-х

Костюм «Кровосток» из совместной коллекции Культраб х Кровосток, фото Александра Софеева, 2018

«Наступил момент, чтобы зафиксировать физическое существование субкультур и показать нынешней молодежи, что стремление к идентификации себя, в том числе через внешние формы — это нормально, и что они в этом не одиноки, ведь так уже было. Кажется, что молодым людям отчасти не хватает исторической поддержки: им кажется, что они — дети уставших родителей, которые никогда не были молодыми. А наш проект про субкультуры в Москве — это недавняя история, история родителей нынешнего поколения 20-30-летних. И показанная не как противопоставление, а как диалог разных.


Субкультуры будут существовать, пока существует городская среда, похожая на древние леса, где каждое племя старается себя противопоставить другим и в тоже время нуждается в том, чтобы узнавать своих. Поэтому, пока есть современный город именно в его материальном, а не виртуальном выражении, будут и субкультуры со всеми их сленгами, костюмами, прическами».

Ирина чмырева, куратор:

Игорь Гаврилов, « Группа Boney M»


«Сегодня субкультуры есть, но не так заметны. Во-первых, появились социальные сети, и общение ушло с улиц. Проявлять себя на улицах так, чтобы издалека было заметно, кто ты такой, уже неактуально. С другой стороны, субкультуры ярки и соблазнительны, и мода, которая, как и дизайн, часто подсматривает у искусства, начала воровать. Стали возникать «фальшаки». Например, идет человек в шипах и клепках, а он никакой не рокер, просто после работы в офисе надел яркую модную одежду и стал рокером на один вечер. В результате энергетический потенциал, который был в этой одежде, исчез или стал коммерческим. А современное некоммерческое искусство пытается сохранить дух субкультур и дать возможность поговорить об идентичности людей».

Евгения Кикодзе, куратор:

Игорь Гаврилов, «Двое», Москва, 1990-е 

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}