Blueprint
Риад Маммадов
T

восток

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

запад

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ТЕКСТ:
ПОЛИНА САДОВНИКОВА

ФОТО:
ВЛАД ЕЛЕЦКИХ

В 2025-м Риад Маммадов уже успел выпустить два новых альбома и клип, сыграть пару концертов и запланировать новые. 6 февраля композитор, пианист (а еще, кстати, друг Cartier: в 2023 году он снимался в кампании в честь выставки бренда в Баку) выступит в концертном зале «Зарядье» в Москве, 7 февраля — на Новой сцене Александринского театра в Петербурге. The Blueprint поймал Риада между репетициями — и расспросил про Баку и Москву, Восток и Запад, работу с MusicAeterna и двух «греческих братьев», Теодора и Вангелино Курентзисов.

В январе Риаду Маммадову стукнуло 36 лет, из которых 30 он провел за инструментом. Дома в Баку фортепианно не было, зато имелась гитара. «Поэтому сначала меня отправили на классическую шестиструнку. Но я был мальчиком миниатюрным — и просто не мог ее обхватить. Пальцы не доставали до струн. В музыкальной школе сказали: “Пока определим его на фортепиано, через год подрастет — переведем на гитару”. Так что родителям пришлось его купить. Игра давалась мне легко: руки сами лежали как надо».


В конце первого класса Риад уже играл Третий фортепианный концерт Кабалевского с симфоническим оркестром Азербайджана: дело было в родном Баку, в лютеранской кирхе. В 10 лет исполнял прелюдии Шопена и рапсодию Гершвина. А потом едва не переиграл руки («Аппарат не выдержал нагрузки: пальцы были так перенапряжены, что сложные произведения уже не давались»). Пришлось начинать заново — с до-ре-ми-фа-соль-ля-си.


«Где-то в 11 я поставил собственный рекорд: без выходных, каждый день, на протяжении трех месяцев занимался на фортепиано по одиннадцать часов. Я чувствовал ответственность перед педагогами, которые работали со мной безвозмездно. У меня папа — художник (профессор Азербайджанской государственной художественной академии, заслуженный художник Азербайджана Тахир Мамедов. — Прим. The Blueprint), мама — искусствовед (заведующая отделом фонда в Азербайджанской государственной картинной галерее Наиля Исмаилова. — Прим. The Blueprint). Не семья бизнесменов. И я очень благодарен, что со мной соглашались дополнительно заниматься. Но в какой-то момент из меня решили сделать звезду конкурсов, и я адски много работал. С тех пор я конкурсы ненавижу. Когда наступил пик и я больше не мог столько играть, родители перевели меня в другую школу. После сумасшедших произведений я начал с нуля: не мог даже трех нот соединить. К 16 я вроде как вернулся в форму. Но когда я поступил в МГК, у меня зрение было минус семь с половиной. Я носил очки с толстючими линзами».


я очень благодарен,
что со мной соглашались дополнительно заниматься. Но в какой-то момент из меня решили сделать звезду конкурсов, и я адски много работал. С тех пор я конкурсы ненавижу

Русская фортепианная школа, считает Риад Маммадов, лучшая в мире. А главная кузница музыкальных кадров — МГК имени П.И. Чайковского. «Я даже не надеялся поступить, но решил попытаться. Сдавал экзамены легендам — [Вере] Горностаевой, [Сергею] Доренскому, [Алексею] Наседкину и неожиданно для себя понял, что в одном зале с ними не чувствую ни страха, ни смятения. В МГК с тобой, юным студентом, общаются на равных. А легендарный буфет? Там можно было спокойно сесть за стол с профессором и обсудить все, что угодно. В детстве я даже подумать не мог, что окажусь в коридорах, по которым ходили Рахманинов, Скрябин, Рихтер, Шнитке». И, в частности, Ростропович — кстати, частый гость Баку и приятель отца Риада, Тахира Мамедова.

«И творчески, и личностно» Риад сформировался уже в Москве. За пределами консерваторской школы самыми близкими наставниками оказались Теодор и Вангелино Курентзисы, которых спустя годы дружбы и совместных проектов Маммадов шутя называет «старшими греческими братьями». Если дирижер и основатель MusicAeterna Теодор для него — «скорее куратор: он иногда может что-то послушать и сказать свое мнение», то композитор и пианист Вангелино — «лайф-коуч». «С Вангелино я делился музыкальными переживаниями и открытиями, регулярно советовался и, в общем-то, делаю это до сих пор. В 2021-м у меня в жизни был сложный период: я преподавал в детской музыкальной школе, все время посвящал ученикам и не имел возможности нормально засесть за инструмент. Музыку писал в перерывах. Помню: сижу в школьном фойе, держу на коленках айпад со своими нотами, зажимаю плечом телефон, а на проводе — Вангелино, которому я только что отправил записанную на диктофоне композицию. Он говорит: “Слушай, ну вот здесь я бы бас скрыл, а тут его надо обнажить. Смотри сам, но я бы сделал так”».

Возвращаешься к прошлому, копаешься в идеях и концепциях и выдаешь что-то новое. Получается исследование будущего через прошлое — future research to the past

С «греческим братом» Теодором Риад Маммадов познакомился в 2014-м, когда вместе со своим консерваторским другом, кларнетистом и мультиинструменталистом Георгием Мансуровым (сегодня выступающим под псевдонимом Юра Гинзбург) придумывал программу для Дягилевского фестиваля в Перми. С Вангелино — после проекта Winterreise Шуберта в Большом зале Московской консерватории. Потом были Первые Европейские игры в Баку: «Режиссер Димитрис Папаиоанну ставил церемонию открытия, а Теодор и Вангелино отвечали за всю музыку церемонии и ее продакшн — и пригласили меня в качестве советника. Это огромная работа, полтора года жизни». На следующий год предложение поработать вместе поступило уже от Теодора Курентзиса — худрук Пермского театра оперы и балета
им. П.И. Чайковского позвал Риада стать приглашенным артистом. «У нас в отношениях появилась какая-то братскость. Я вместе с Курентзисами в футбол играл в Демидково
(они всегда побеждали). Что касается музыки, они колоссально на меня повлияли. Теодор мастерски работает с оркестром, музыкальным материалом и авторским замыслом: создает свою интерпретацию произведения, а каждый разговор Вангелино позволяет не просто “посмотреть” на предмет, но по-настоящему его “увидеть”».

Чтобы разговаривать с великими композиторами не на «вы», музыканту нужно «убить в себе консерваторию»

Чтобы разговаривать с великими композиторами не на «вы», музыканту нужно, как выражается Риад Маммадов, «убить в себе консерваторию». «В какой-то момент ты приходишь к точке, в которой нужно избавиться от прошлых убеждений и побороть в себе желание трактовать и исполнять произведение так, как тебя учили. С композитором важен разговор. Играть как Гульд невозможно — в лучшем случае получится хорошая копия. А где здесь ты? Почему ты вообще играешь эту музыку сегодня, какое отношение она имеет к современности? Переломный момент случился, когда я понял, что нужно выходить из зоны комфорта. Поиск интерпретаций, своего голоса в академической музыке — это постоянный процесс. Возвращаешься к прошлому, копаешься в идеях и концепциях и выдаешь что-то новое. Получается исследование будущего через прошлое — future research to the past».


Тот самый future research to the past Риад Маммадов проделал, пока работал над проектом East of Eden.
Это два новых альбома: 31 января East of Eden I и East of Eden II вышли на французском лейбле Evidence, с которым среди прочих работает Стинг. Риад писал их параллельно. Музыка получилась разной (где-то звучат фортепиано, контрабас и бас, где-то больше народных инструментов — тара и нагару), хоть и объединена размышлениями о Восточном Ренессансе. По этой теме Маммадов — музыковед по второму образованию — писал диссертацию в Московской консерватории.


«East of Eden II — постромантический, личный, он про мои наблюдения за миром и за самим собой. Композиция The Letter, например, фактически мой портрет. А вот первый альбом скорее отсылает к архаике, хоть я и использую современные композиторские техники. Контекст также задали тексты поэтов и мыслителей позднего Средневековья. Их исполняют хор Questa Musica и ханенде (азербайджанские народные певцы. — Прим. The Blueprint). Есть тексты и современных авторов. Мне не хотелось пугать слушателя Восточным Ренессансом и делать какой-то Музей мадам Тюссо: это не законсервированная музыка определенного периода — мне было важно пропустить ее через себя, по-новому интерпретировать. Что мы знаем про музыку Востока? В ней же на самом деле много пересечений с музыкой Запада. В европейском искусстве вообще достаточно посвящений Востоку: взять хоть “Половецкие пляски”, “Хаджи-Мурата”, “Бахчисарайский фонтан”. Восточные композиции отличаются от западных разве что с исполнительской точки зрения. Первые более свободные, потому что импровизаторские и медитативные. А еще, по моим ощущениям, обладают каким-то лечебным действием».


Восточные композиции отличаются от западных
разве что с исполнительской точки зрения. Первые более свободные, потому что импровизаторские и медитативные

В репертуаре Маммадова-пианиста — как академическая музыка (от Шопена и Чайковского до Скрябина и Рихтера), так и джаз (в том числе мугам — азербайджанская разновидность жанра). «Моя любовь к музыке началась благодаря джазу: дома крутились пластинки Ахмада Джамала, Кита Джарретта, Билла Эванса. Потом почти полностью я переключился на академическую музыку, потом вернулся к джазу. Наверное, моя история — пример того, что направления, которые привыкли считать принципиально разными, разделяя стеной, могут дополнять, осмыслять и насыщать друг друга. Через джаз я понял, как играть Брамса. У Дебюсси множество джазовых средств выразительности. А “Петрушка” Стравинского? Я не переключаюсь от классической музыки к джазу, от фольклора к академизму. Не отказываясь ни от одного из направлений, я получаю возможность создать что-новое».

Песня, которую вы знаете наизусть


Как звучит признание в любви 


Музыка, о которой вы сожалеете, что ее сочинили не вы


<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/1936812/191817">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/191817/track/1936812' rel="nofollow noreferrer">Romance (Deux Romance No.2, 1891)</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/93994' rel="nofollow noreferrer">Philippe Jaroussky</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/2610069/4819510">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/4819510/track/2610069' rel="nofollow noreferrer">Just Sometimes</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/458538' rel="nofollow noreferrer">Norma Winstone</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/28696209/3435850">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/3435850/track/28696209' rel="nofollow noreferrer">Романс "Средь шумного бала"</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/700760' rel="nofollow noreferrer">Сергей Лемешев</a> на Яндекс Музыке</iframe>

Музыка, после прослушивания которой хочется свернуть горы 


Произведение, которое должен послушать каждый 


Величайший пианист всех времен

<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/278987/28140">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/28140/track/278987' rel="nofollow noreferrer">Symphony No. 6 in B minor, 'Pathétique' Op. 74: Adagio lamentoso</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/83202' rel="nofollow noreferrer">Герберт фон Караян</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/98463218/20448485">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/20448485/track/98463218' rel="nofollow noreferrer">Rachmaninoff Piano Concert 3</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/10599979' rel="nofollow noreferrer">Alessio Cappello</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/54037/7655978">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/7655978/track/54037' rel="nofollow noreferrer">Bring On The Night / When The World Is Running Down You Make The Best Of What's (Still Around)</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/680' rel="nofollow noreferrer">Sting</a> на Яндекс Музыке</iframe>

Песня, которую вы сейчас слушаете чаще всего

Современное произведение, которое станет классикой 


Как звучит весна 


<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/37806214/4802418">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/4802418/track/37806214' rel="nofollow noreferrer">Nocturne</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/5431003' rel="nofollow noreferrer">Alexey Goribol</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/65591648/12564808">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/12564808/track/65591648' rel="nofollow noreferrer">Answer Me</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/1047' rel="nofollow noreferrer">Keith Jarrett</a> на Яндекс Музыке</iframe>
<iframe frameborder="0" allow="clipboard-write" style="border:none;width:100%;height:100px;" width="100%" height="100" src="https://music.yandex.ru/iframe/track/2610060/270793">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/270793/track/2610060' rel="nofollow noreferrer">One Day I'll Fly Away</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/1047' rel="nofollow noreferrer">Keith Jarrett</a> на Яндекс Музыке</iframe>
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}