Blueprint

MUSIC ISSUE

T

Хозяева палочки

ФОТО:
Дмитрий Витте

Диалог и власть — специально для Music Issue мы поговорили с самыми перспективными дирижерами страны, руководителями оркестров МАМТа, «Новой оперы», Московской филармонии и «Геликон-оперы». Попросили их подвести музыкальные итоги года, а заодно выбрать любимые саундтреки и лучшие треки для тренировок, свиданий и новогоднего настроения.

Антон   Торбеев

(Новая опера)

38-летнего дирижера «Новой оперы» в музыку занесло случайно. «Я из Йошкар-Олы. В школе, куда меня хотела определить мама, проводили эксперимент: в класс набирали только тех первоклашек, которые поступили в музыкальную школу. Так я попал на баян. Дальше втянулся: начал выигрывать конкурсы. Из 30 одноклассников я единственный, кто решил стать профессиональным музыкантом. В 14 лет меня пригласили в Петербург — в музыкальную школу при питерской консерватории. Ну я и поехал».

В сторону дирижирования Антон Торбеев начал посматривать уже во время учебы в питерской музыкальной школе ССМШ. В 2012-м он окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и сразу после переехал во Владивосток — по приглашению друга Антона Лубченко, который открывал Приморский театр оперы и балета. Два года руководил оперной труппой, а в 2016-м ушел дирижером в Приморскую Мариинку. Ну а этим летом Антон Торбеев перебрался в Москву — уже в качестве дирижера «Новой оперы». И рад смене репертуара («Во Владивостоке я часто дирижировал балет, а здесь — в основном оперы и концерты»).


«На мой взгляд, автократия и диктатура в дирижировании не работает. Это пережитки прошлого. Да, я руководитель оркестра, но никогда не ставлю себя выше музыкантов. Многие из них старше меня, и я выстраиваю с ними диалог: что-то спрашиваю, советуюсь. Но при этом четко знаю, чего хочу добиться. Хорошие музыканты будут хорошо исполнять свою партию и с плохим дирижером, но диалога не выйдет»

1.

Произведение, с которого у вас началась любовь к классической музыке


Иоганнес Брамс — Симфония №2

2.

3.

Величайший дирижер
всех времен

Самое недооцененное музыкальное произведение

Сергей Прокофьев — «Повесть о настоящем человеке»

Карлос Клайбер

4.

Музыка для первого свидания

Джо Кокер — You Are So Beautiful

5.

6.

Произведение, которое вы мечтаете исполнить с оркестром

Музыка, которая
пробирает до мурашек

Рихард Вагнер —
«Тристан и Изольда»

Густав Малер —
Симфония № 3

7.

Музыка для создания новогоднего настроения

Петр Чайковский — «Щелкунчик»

8.

9.

Песня, которую в 2023-м вы слушали чаще всего

Лучший саундтрек
всех времен

ABBA — The Winner Takes It All

Эннио Морриконе — «Однажды в Америке»

10.

11.

Музыка
для тренировки

Произведение, которое должен послушать каждый

Билл Конти —
Gonna Fly Now

Иоганн Бах —
Месса си минор

12.

Музыка, которая всегда поднимает настроение

Scorpions — Wind of Change

Николай Цинман

(Московская филармония)

Стать музыкантом 30-летнему дирижеру Николаю Цинману было написано на роду. Его отец — концертмейстер оркестра Большого театра Михаил Цинман, мать — пианистка Елена Лундстрем, брат — скрипач и концертмейстер оркестра Большого театра Игорь Цинман, сестра — пианистка Ника Лундстрем, а двоюродный дед — известный советский джазмен, композитор и дирижер Олег Лундстрем. «Я в семье самый младший. В музыку меня отдавать не собирались, но я настоял: для меня образ мужчины был связан с игрой на скрипке». Учился в московской музыкальной Школе имени Гнесиных, потом поступил в ЦМШ при Консерватории имени П.И. Чайковского. «Там в 16 лет я стал факультативно заниматься дирижированием, хотя изначально не планировал вообще: мой друг в шутку впихнул меня в класс, где проходили занятия».


В 2020-м Николай Цинман окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных как дирижер оперно-симфонического оркестра. «Обучение дирижированию — штука специфическая. Когда ты учишься на скрипке, то целыми днями практикуешься. В дирижировании же ты большую часть времени изучаешь теорию — в начале пути нет возможности выходить к оркестру. Поэтому уроки по специальности проходят с двумя пианистами: они играют, изображая оркестр, а ты дирижируешь».


Сейчас Цинман работает дирижером в Московской филармонии. А еще у него на счету — выступления с симфоническими оркестрами Большого и Мариинского театров, Российским национальным оркестром, Светлановским оркестром и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.


«Один опытный музыкант сказал мне жестокую вещь: дирижеры делятся на две категории, дирижеров и не дирижеров. Можно стать дирижером, выучившись на него. Но чтобы добиться творческого успеха в профессии, нужны вводные: музыкальный талант, лидерские качества, умение объяснять и показывать. Ты должен много читать, быть хорошо образованным, следить за своим внешним видом. У тебя должны быть красивые руки. А еще ты должен немножко понимать психологию людей».


1.

2.

Произведение, с которого
у вас началась любовь к классической музыке

Величайший
дирижер
всех времен

Петр Чайковский — Pas d’Action из «Лебединого озера»

Гилберт Каплан

3.

4.

Самое недооцененное музыкальное произведение

Музыка для
первого свидания

Александр Глазунов — балет «Времена года» (осень, маленькое адажио)

Арнольд Шёнберг — «Просветленная ночь»

5.

Произведение, которое вы мечтаете исполнить с оркестром

Густав Малер — Симфония №6

6.

7.

Музыка, которая пробирает до мурашек

Музыка для создания
новогоднего настроения

Иоганн Бах — Erbarme dich из «Страстей по Матфею»

Рихард Штраус — Концерт
для гобоя с оркестром (заключительная часть)

8.

Песня, которую в 2023-м вы слушали чаще всего

Radiohead — No Surprises

9.

10.

Песня, которая
раздражает

Лучший саундтрек всех
времен и народов

Георгий Свиридов — романс из «Метели»

Нино Рота —
«Крестный отец»

11.

12.

Музыка
для тренировки

Произведение, которое должен послушать каждый

Рихард Вагнер — смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»

Дмитрий Шостакович — зарядка из балета «Болт»

13.

Музыка, которая всегда поднимает настроение

Chumbawamba — Tubthumping

Филипп Селиванов

(Геликон-опера)

31-летний дирижер «Геликон-оперы» Филипп Селиванов родился в Санкт-Петербурге — в семье «музыкантов до мозга костей». «Мама у меня музыковед, а отец — дирижер-хоровик. Я тоже окончил кафедру хорового дирижирования в Петербургской консерватории, так что, получается, пошел по его стопам. Дирижированием я увлекся классе в седьмом — вдохновил пример преподавательницы, Татьяны Ивановны Хитровой. Но потом интерес к профессии стал угасать, потому что для дирижеров-хоровиков есть всего пара путей: либо петь в оперном или академическом хоре, либо становиться хормейстером. Все это, в отличие от советских времен, когда хоровое искусство было гораздо лучше развито, довольно бесперспективно. Но когда я стал ходить на факультатив симфонического дирижирования и получил выход к оркестру, то снова загорелся идеей стать дирижером».


На четвертом курсе Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Филипп Селиванов уже работал приглашенным дирижером в Михайловском театре. Потом переехал в Москву — сотрудничал со студией молодых дирижеров Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под руководством Владимира Федосеева и Большим театром (как приглашенный маэстро). А затем устроился в театр Геликон-Опера под руководством Дмитрия Бертмана, где работает уже четвертый год.


«Когда выходишь к новому оркестру, часто ловишь косые и недоверчивые взгляды. Тут нужно не продавливать свой авторитет, а устанавливать контакт с музыкантами: например, давать понять, что каждый может подойти и предложить идею по музыкальной фразе, интонации, содержанию. Я оставляю за собой право финального решения, но всегда объясняю свою мотивацию. Я не стою над музыкантами. Мы все работаем на общее дело — ради производства хорошего, качественного музыкального продукта».


1.

Произведение, с которого у вас началась любовь к классической музыке


Александр Бородин — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

2.

3.

Величайший дирижер
всех времен

Самое недооцененное
музыкальное произведение

В «Гугле» написано, что Караян

Александр Глазунов — Симфония № 4

4.

5.

Музыка для
первого свидания

Произведение, которое вы мечтаете исполнить с оркестром

Пьетро Масканьи — интермеццо из оперы «Сельская честь»

Густав Малер —
Симфония №8

6.

Музыка, которая пробирает до мурашек

Сергей Рахманинов — Симфония № 2 (третья часть)

7.

Музыка для создания новогоднего настроения

Петр Чайковский — «Вальс снежинок» из «Щелкунчика» 

8.

Песня, которую в 2023-м вы слушали чаще всего

Петр Чайковский —
«Евгений Онегин»

Instasamka —
«За деньги да»

9.

10.

Музыка, которая
раздражает

Лучший саундтрек всех
времен и народов

Джон Уильямс — саундтрек к фильму «Гарри Поттер и философский камень»

«Одинокий пастух»

11.

Музыка для тренировки

Survivor — Eye of the Tiger

12.

13.

Произведение, которое должен послушать каждый

Музыка, которая всегда поднимает настроение

Джузеппе Верди — «Реквием»

Джордж Гершвин — «Рапсодия в стиле блюз» 

Федор Безносиков

(МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко)

Карьера дирижера у 30-летнего Федора Безносикова развивается стремительно: в 28 поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории имени Чайковского, в 29 попробовал себя в роли дирижера, а в 30 дебютировал в качестве дирижера-постановщика в постановке большой формы — балете «Снежная королева», который поставил худрук МАМТа Максим Севагин. Время, свободное от работы в МАМТе, Федор Безносиков посвящает дирижированию симфоническими программами и скрипке: играет сам и преподает инструмент студентам оркестрового факультета Московской консерватории, который окончил в 2017-м.


«Этот инструмент я выбрал сам. Мама-скрипачка настаивала на том, чтобы я выбрал любой другой инструмент. Скрипка требует усидчивости, а я в детстве был нетерпеливым. Но я все равно хотел играть только на скрипке. К дирижированию меня начала подталкивать бабушка — она по профессии дирижер-хоровик. Педагог в школе тоже педалировала — мол, ты, конечно, учись играть на скрипке, но потом иди в дирижеры, хорошо чувствуешь музыку и играешь в ансамблях. В общем, внутренне я стал готовить себя к дирижированию: анализировал произведения, дирижеров, с которыми приходилось работать. Для меня эта профессия — логичное продолжение моего развития и карьеры музыканта. Считается, что дирижер — дело второй половины жизни. Нужен и определенный жизненный багаж, и музыкальный опыт».


1.

2.

Произведение, с которого
у вас началась любовь к классической музыке

Величайший
дирижер
всех времен

Великих слишком много, чтобы назвать величайшего. Любимых дирижеров тоже, но назвать любимейшего, наверное, проще. Для меня это Клаудио Аббадо. Вот он дирижирует оркестром Люцернского фестиваля, исполняющем Симфонию № 9 Густава Малера.

Рихард Вагнер — вступление к опере «Тристан и Изольда» (в исполнении оркестра Берлинской филармонии, дирижер — Вильгельм Фуртвенглер)

3.

4.

Самое недооцененное музыкальное произведение

Музыка для
первого свидания

Сергей Рахманинов — Симфония № 1. Вдохновенная, искренняя, юношеская музыка. Очень эту симфонию люблю.

Chuck Berry —
You Never Can Tell

5.

Произведение, которое вы мечтаете исполнить с оркестром

Таких очень много и каждый день, наверное, я назвал бы разное, по настроению. Сейчас это опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Вот она в исполнении оркестра musicAeterna, дирижирует Теодор Курентзис.

6.

7.

Музыка, которая пробирает до мурашек

Музыка для создания
новогоднего настроения

Сергей Рахманинов — симфоническая поэма «Колокола» (четвертая часть — «Похоронный звон»)

Michael Bubble — It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas


8.

Песня, которую в 2023-м вы слушали чаще всего

Мой Apple Music сказал мне, что это была Симфония № 4 Густава Малера (Adagio, третья часть, в исполнении оркестра Венской филармонии, дирижер — Клаудио Аббадо)

9.

Лучший саундтрек всех времен и народов

Первый — к «Звездным войнам» Джона Уильямса. Здесь он исполняет его с оркестром Венской Филармонии. Второй — к «Танцующей в темноте» Бьорк.

10.

11.

Музыка
для тренировки

Произведение, которое должен послушать каждый

Я не занимаюсь спортом. Но тем, кто тренируется, посоветовал бы что-нибудь духоподъемное. Например, «Полет валькирий» Рихарда Вагнера

Густав Малер — Симфония № 5 (четвертая часть, Adagietto, в исполнении нью-йоркской филармонии, дирижер — Леонард Бернстайн)

12.

Музыка, которая всегда поднимает настроение

Финальный терцет из оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (в исполнении оркестра Венской филармонии, дирижер — Карлос Клайбер)

MUSIC ISSUE

МУЗЫКА РОЖДЕСТВА, КОТОРУЮ ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ

КАК ФИЛИПП ЧИЖЕВСКИЙ СТАЛ САМЫМ МОДНЫМ ДИРИЖЕРОМ СТРАНЫ

ЧТО СЛУШАЮТ САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДИРИЖЕРЫ СТРАНЫ

Альфред Шнитке и Олег Каравайчук в новогоднем плейлисте Олега Нестерова

Русское поле экспериментов. От советских гастролей Кейджа до инсталляций в «ГЭС-2»

Сопрано Елене Гвритишвили — о Наташе Ростовой, семье vs карьере и опере как спорте

Как художники рисовали музыку

Дмитрий Ренанский — о том, зачем нужны современные композиторы (архив)

Ярослав Тимофеев — о Стравинском и OQJAV (АРХИВ)

А правила поведения на концерте точно нельзя нарушать? (архив)

Полина Осетинская — об отмене концертов и точках опоры (архив)

Теодор Курентзис в 5 записях (архив)

MUSIC ISSUE ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯНДЕКС МУЗЫКИ

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}