MUSIC ISSUE
Колядки сладки
текст:
Ляля Кандаурова
Балет «Щелкунчик» прекрасен, но классика, связанная с зимними праздниками, бывает и другой. Ляля Кандаурова собрала плейлист рождественской музыки пяти столетий, которую вы, скорее всего, не слышали: от странного фольклора до «органных медитаций».
нажмите на номер трека в плейлисте, чтобы узнать подробности
12
1951, Париж. Свои «Четыре рождественских мотета» Франсис Пуленк написал незадолго до, возможно, главной работы своей жизни — оперы «Диалоги кармелиток», где сюжет тоже связан с духовной темой: она повествует о жестокой казни монахинь во времена якобинского террора. Религиозность Пуленк сочетал с имиджем бонвивана и светского льва, и в его музыке ощутимы обе эти стороны его личности. O magnum mysterium (лат. «О великая тайна») — завораживающая вокальная медитация, в которой есть и сакральность, и чувственность.
11
XVI век, Ковентри. Этой колядке больше полутысячи лет. Она была частью миракля — уличного театрального действа на библейский или иной духовный сюжет. Такие мистерии — самые старые дошедшие до нас английские театральные пьесы; подобные представления мог в юности наблюдать Шекспир. За звонким праздничным пением и обложкой с огоньками таится леденящий душу сюжет, связанный с избиением младенцев: в пьесе эту колыбельную, вероятно, пели матери своим приговоренным детям.
1
1575, Рим. Девятью годами раньше скончался Микеланджело, еще не завершен купол ватиканского собора Св. Петра. Капельмейстер собора Джованни да Палестрина пишет мессу Hodie Christus natus est (лат. «Днесь Христос родился»). В ней слышно великолепие зрелого ренессансного стиля: «Успокоенность, простор, масса и величина», как писал о таком искусстве великий швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин.
10
1954, Гэмпшир. Британец Джеральд Финци знает, что болен: у него диагностировали болезнь Ходжкина (онкологическое заболевание крови). Финци писал возвышенную и трогательную музыку, увлекался хоровыми жанрами — а еще спасением старинных британских сортов яблонь. In Terra Pax (лат. «Мир на земле») — малютка-кантата на тексты Роберта Бриджеса и Евангелия от Луки; пожалуй, самая «уютная» рождественская музыка в этом плейлисте. Финци скончался через два года после ее создания, в 1956-м.
2
1694, Париж. Марк-Антуан Шарпантье пишет для иезуитской церкви Сен-Луи одну из известнейших своих работ, демократичную «Полуночную рождественскую мессу». Она состоит из мелодий популярных рождественских песен — как если бы сейчас в литургии зазвучало All I want for Christmas или шедевр группы Wham!
9
1935, Париж. 27-летний Оливье Мессиан — органист, пылкий католик и изобретатель одного из самых поразительных музыкальных языков века — создает монументальный цикл «Рождество Спасителя» с подзаголовком «девять медитаций для органа». Это его предпоследняя часть, «Волхвы». Статичные аккорды, переливающиеся яркими, резкими красками, странное сочетание аффектов отстраненности и восторга, — все напоминает о синестезии автора, атмосфере готического собора с неподвижными цветными бликами витражных окон и странным образом анонсирует прог-роковый саунд (до него остается добрых тридцать лет).
3
Финляндия перед Первой мировой. В окрестностях озера Туусула к северу от Хельсинки стоит дом семьи Сибелиус — Айнола. Там живут композитор Ян Сибелиус, его жена Айно (в честь которой названа вилла) и пять их дочерей. С приближением темных декабрьских дней Сибелиус любит петь и играть рождественские песни, выжимая педаль рояля так, чтобы он гудел словно орган. On hanget korkeat переводят обычно как «Снега, сугробы высокие».
12
11
1
10
2
9
3
8
4
4
1946, Варшава. Едва начав восстанавливаться после войны, культура Польши попадает под строгую догму социалистического канона. Витольд Лютославский не может заниматься музыкой, которая ему интересна, — и находит «безопасную» альтернативу в виде собирания фольклора. Сложно догадаться, что эту милую колыбельную Младенцу, основанную на польской колядке, написал один их главных музыкальных модернистов ХХ века.
8
1908, Берлин. Итальянский пианист и композитор Ферруччо Бузони пишет эту крошечную, редко звучащую фантазию на тему сицилийской рождественской песни о Богородице — O sanctissima. Интересы Бузони были нетипичными для итальянца: связанными не с оперой, а с «серьезной» инструментальной музыкой (в основном немецкой). Правда, эта миниатюра, полная звонов, трелей и чуть тревожной мистики, вызывает скорее французские, импрессионистские ассоциации.
7
5
6
7
1870, Мюнхен. Шестилетний мальчик сочиняет наивную рождественскую песенку; это его первый композиторский опыт. Увы, писать он умеет только крупно, и мама (наследница баварской пивной империи «Пшорр»; бренд существует и поныне) помогает сыну добавить текст — стихотворение немецкого поэта XVIII века Кристиана Шубарта, посвященное вертепной сцене. Малыша зовут Рихард Штраус. Музыку он будет с успехом писать следующие 80 лет (уже без помощи мамы).
5
1915, Темеш (Королевство Венгрия; ныне территория Румынии и Сербии). Главный представитель неофольклоризма, венгерский гений Бела Барток собрал и систематизировал тысячи образцов народной музыки, объездив центральную и южную Европу. Эта трогательная угловатая песенка о зеленой шелковой кисточке (вероятно, элемент женского костюма) — маленькая жемчужина его фортепианного двухтомника «Румынские рождественские песни».
6
1921, Вена. Арнольд Шёнберг вообще-то занят серьезными вещами: в разгаре работа над сенсационной авангардной техникой композиции, которая определит многое в судьбах мировой музыки. Тогда же основано «Общество закрытых исполнений», где в узком кругу демонстрируются «сложные» сочинения. Дома Шёнберг не так радикален: эта фантазия на темы старинных рождественских песен для квартета, фортепиано и фисгармонии (нечто вроде домашнего органчика), вероятно, создана для семейного концерта.
Русское поле экспериментов. От советских гастролей Кейджа до инсталляций в «ГЭС-2»
Сопрано Елене Гвритишвили — о Наташе Ростовой, семье vs карьере и опере как спорте
MUSIC ISSUE ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯНДЕКС МУЗЫКИ