24 НОЯБРЯ 2023
стиль в спектакле
продюсер:
ВИКА СЛАЩУК
текст:
ПОЛИНА САДОВНИКОВА
фото:
МАРГАРИТА УМНОВА
«Пуховики, барочно-юлдусианские укладки, каблуки и маски — артисты пока меня ненавидят, но выглядит все бомбически», — подводит итог полугодовой работе над костюмами в спектакле «Снежная королева» художник и режиссер Юлдус Бахтиозина. Двухактный балет по сказке Андерсена показывают в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 24, 25 и 26 ноября. Худрук балетной труппы и хореограф спектакля Максим Севагин дал Бахтиозиной полный карт-бланш на все решения по формам, цвету, концепции и графике. Показываем, что из этого вышло, а сама Юлдус рассказывает, чего ей это стоило.
Акт I. Занимательная математика
Из которого мы узнаем, что у Юлдус Бахтиозиной было много работы
«Сколько всего получилось костюмов? Правильнее сказать, сколько всего получилось дизайнов (в это понятие входит весь образ: и прически, и мейк, и аксессуары, и одежда, и обувь). Их 34. Некоторые дизайны повторяются: например, вся свита Снежной королевы, все разбойники и все цветки одеты одинаково. А еще в балете задействовано три состава артистов. У каждого свой костюм. В одном спектакле 53 костюма, значит, всего их около 150. Изделий свыше 350. А еще обувь».
Цветы - артисты балета
Акт II. Подготовка
Из которого мы узнаем, что не так с гугл-запросами по «Снежной королеве»
«Первое, что я сделала, когда села придумывать костюмы, — загуглила „балет снежная королева“. Увидела выдачу — и тут же закрыла. Чтобы случайно не перенять то, что перенимать не хотелось вообще. Мне еще вспомнился балет „Щелкунчик“ и решение Шемякина (художник Михаил Шемякин поставил этот балет в Мариинском театре. — Прим. The Blueprint) изобразить в постановке снежинок (они выходят на сцену в черных костюмах. — Прим.
The Blueprint). Эту идею я решила развить в „Снежной королеве“: одела и саму королеву, и ее свиту в черное. Чтобы подчеркнуть отрицательную сторону персонажей. Плюс они орудовали ночью. Для свиты я создала принт: напоминает лед, треснувший на ночном озере».
Ледяные девы – Марина Золотова, Александра Дорофеева, Ксения Ромашова
Свита Снежной королевы – артисты балета
Акт III. Пуховики
Из которого мы узнаем, почему этот элемент костюма так важен для Юлдус Бахтиозиной
«Первый костюм Снежной королевы — огромный пуховик-шлейф черного цвета. Тут я уже самогенерировалась. Во всех моих театральных работах так или иначе присутствует пуховик: и в перформансе “Аиша и Абхайя” в Royal Opera House, и в спектакле “Байка. Мавра. Поцелуй феи” в Мариинском театре. Для меня это хороший мостик к современности, который помогает приблизить сказочное к человеческому. Плюс пуховик дает объем. В “Снежной королеве” в пуховиках танцуют более семи персонажей, и это мои любимые сцены. Думаю, зритель тоже кайфанет от этих героев».
Эскиз костюма Снежной королевы
Снежная королева – Эрика Микиртичева
Акт IV. Самые любимые костюмы
Из которого мы узнаем, кому досталась роль «инопланетянки-садовницы»
«Любимых костюмов — а точнее образов — у меня несколько. Ворон и Ворона, Принц, Олень и придворные во дворце, но самый топ это придворные, которые тащат карету с Гердой. Делаю ставки на Волшебницу — я превратила ее в эдакую инопланетянку-садовницу, при этом она на футуризме и „вечерке“ с „бриллиантами“ одновременно».
Акт V. Самые сложные костюмы
Из которого мы узнаем, что у Юлдус Бахтиозиной было много сложностей
«Да все костюмы суперсложные. Правда.
Легче сказать, какие были простыми, — у свиты и разбойников. Ну, еще, наверное, Кай и Герда. Все остальное просто вау как сложно было. В каждом костюме свой прикол. Если в кино образ создается под актера, то в театре все иначе: сначала создаются и утверждаются костюмы и закупаются материалы, а потом хореограф начинает формирование труппы. Из-за этого бывают несовпадения. Так, роли Принцесс и Герд достались девушкам с черными бровями и карими глазами, а я строила образы на противоположных типажах: со светлыми волосами и бровями. На тест-гримах разворачивалась катастрофа: ни одной девушке не шли желтые и рыжие парики. Актрисы были в панике, гримеры тоже. Пришлось осветлять брови».
Роща – Елизавета Щедрина
Акт VI. Герои
Из которого мы узнаем, как создавались и придумывались костюмы для главных героев: от Снежной королевы, Кая и Герды до Благородного северного оленя
Снежная королева
«Сюжетная ветка предусматривает для Снежной королевы три образа. Первый — огромный шлейф-пуховик с множеством снежинок. Второй — танцевальный: черный сверкающий инеем корсет с металлическим „сосульками“. Ну а в замке Снежная королева уже на „королевски-домашнем“. Технически это дико сложный костюм. Серебристый рисунок — это лазерная резка (она была необходима, чтобы дать ощущение инкрустированного в тело металла). После я добавила пеньюарной легкости: полупрозрачные рукава, например. Прическа тут тоже важна: черные волосы уложены в холодную волну и усыпаны множеством светящихся камней, которые по задумке должны напоминать иней. Снежная королева носит маску — это атрибут многих супергероев, в том числе тех, которые являются отрицательными персонажами».
Снежная королева – Эрика Микиртичева
Кай
«Кай, как и Герда, носит желтое. Они еще дети, а для меня этот цвет — как раз про детство, солнце и свет. Это самые яркие персонажи — основная палитра образов все-таки черно-белая. Когда Кай оказывается в замке Снежной королевы, он уже оледеневший, в полупрозрачном костюме. Но с желтыми волосами — эта деталь дает зрителю надежду на то, что какое-то тепло в нем еще осталось».
Герда
«Их я сочиняла последними. Несмотря на то что это главные персонажи, они встраиваются в чужие ярко сформированные миры: Снежной королевы, Волшебницы, разбойников, Принца и Принцессы. Герда в спектакле меняет четыре образа. Первый — девочки-подростка в платье а-ля baby doll, гольфах и туфельках. Второй образ — мой любимый. Герда мимикрирует под Принцессу, но оставляет свою визитную карточку — желтый цвет. Третье перевоплощение происходит у разбойников: с нее снимают все роскошные меховые аксессуары — остается только корсет и с юбкой. В этом же наряде она забирает Кая домой. В последнем образе Герда появляется в самом конце постановки: сказочный налет исчезает, волосы Герды (и Кая, кстати, тоже) приобретают естественный цвет, одежда упрощается (Герда — в белом платье, Кай — в белой рубашке и черных брюках). Они выглядят как обычная пара из нашей реальности, которая идет смотреть балет „Снежная королева“».
Кай – Евгений Жуков
Герда – Елена Соломянко
Ворон и Ворона
«С этих персонажей для меня началась подготовка спектакля: Максим Севагин позвонил и сказал, что ему очень понравилась моя „Война птиц и зверей“ — танцевальный фильм-сказка, посвященный сказкам народа водь. В особенности то, как в нем изображены эти самые птицы и звери. Костюмы там — в духе панка. Четких примет зверей нет, но по деталям и цветам сразу понимаешь, кто перед тобой. Такую задачу поставил и Максим.
По моей задумке Ворон и Ворона олицетворяют одомашненных панков: они дерзкие и дикие (отсюда — ирокезы, по форме напоминающие траекторию птичьего полета), но уже познавшие роскошь дворцовой жизни (на это указывают стразы и бантики). Из „Войны птиц и зверей“ я перенесла в спектакль волосатые колготки — это уже моя визитная карточка. Образы дополняют маски. Самым интересным тут было придумать, как сделать безопасные шипы — в итоге остановились на силиконовых».
Ворон – Марчелло Пеллицони, Ворона – Анфиса Ощепкова
Принц и Принцесса
«Своего рода ролевые модели для всего королевского двора. Главное в их образах — элементы туалета. Например, перчатки Принцессы — кутюрной работы. Каждый бантик вручную обшит стразами по канту мастерами театра».
Принц – Иван Матвеев
Принцесса – Дина Левин
Придворные и Волшебница
«В их костюмах также присутствует мои уже фирменные пуховики. Но тут они более сложные: с линиями, имитирующими мышцы и формы тела. Если образы придворных — забавные и немного нелепые, то Волшебница — эдакая космонавтка, но при этом гламурная и секси. Ее пуховик — силуэта песочные часы».
Придворные – артисты балета
Волшебница – Анастасия Першина
Атаманша
Благородный северный олень
«В какой-то момент мне позвонил Максим [Севагин] и сказал: я решил, что атаманшу должен играть мужчина. Это решение оказалось гениальным. В целом я всех разбойников задумывала как эдаких цыган. На образ атаманши меня вдохновили цыганские бабушки. Юбка — отдельный шедевр. Она одновременно и макси, и секси. Это самый гротескный образ — таким он и задумывался».
«Я сразу решила, что рогов у него не будет: решила обыграть этот образ графическими элементами на боди, укладкой и гримом. Олень получился абсолютно мифическим и футуристичным».
Атаманша – Евгений Поклитарь
Благородный северный олень – Герман Борсай
остальные персонажи
Тролль – Святослав Моисеев
Разбойники - артисты балета
Разбойница – Энхмунх Оюнболд
24 НОЯБРЯ 2023
0