литература
креатив:
игорь андреев, ВИКТОРИЯ СЛАЩУК
кликайте на героя, чтобы увидеть/скрыть подробности
Марина Кочан
Один из основных фокусов письма Кочан — исследование трансформаций советской и постсоветской маскулинности. Этому посвящен ее проект «Что я знаю о папе?», веб-зин автобиографических текстов об отцах и дедушках. Кочан окончила школу «Современные литературные практики», а ее рассказы и стихотворения выходили в коллективных сборниках и онлайн-журналах. В 2023 году был опубликован ее дебютный роман «Хорея», автофикшн об опыте беременности и болезни отца, умершего от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Светлана Павлова
Летний янг-эдалт «Смена», дебютный роман выпускницы вышкинской магистратуры «Литературное мастерство», вышел в 2022 году и остался почти незамеченным. В 2023 году «Голод», второй роман Павловой, вошел в лонг‑лист премии «Лицей». Полуавтобиографичная книга описывает отношения современной городской жительницы с едой, нелюбимой работой, глянцем, ипотекой и бабушкой. Публикация в престижной редакции Елены Шубиной сделала книгу проводником молодого женского взгляда в мир «большой» литературы; уже куплены права на экранизацию романа.
Мария Ныркова
Филолог со специализацией на латиноамериканской литературе, Ныркова работает с темами памяти и телесности, следуя по пути преподававшей у нее в лаборатории «Центра Вознесенского» писательницы Оксаны Васякиной. В 2023 году в молодежной серии издательства «Поляндрия» вышел ее дебютный роман «Залив терпения». Поэтический автофикшн описывает возвращение героини на родной Сахалин и историю поколений ее семьи на фоне социальных потрясений XX века. В своем письме Ныркова сочетает ужасы истории — депортация, раскулачивание, лагеря — и девчачий быт: влюбленности, мастурбация и сны.
Егана Джаббарова
Имя писательницы из Екатеринбурга знакомо всем, кто занимается деколониальными исследованиями в России. Джаббарова — одна из составительниц сборника «Деколониальность: настоящее и будущее», преподавательница русского как иностранного, цветаевед, организатор поэтического фестиваля «МЕЖА» и кураторка Школы современных литературных практик. В 2010-х у нее вышли три поэтических сборника, в 2023 году в издательстве No Kidding Press вышла ее первая прозаическая книга. «Руки женщин моей семьи были не для письма» — автофикциональная анатомия женского тела, подчиненного правилам азербайджанской общины и ограничениям неврологической болезни.
Илья Мамаев-Найлз
Переводчик по образованию и сценарист по профессии, во время обучения в Школе современных литературных практик Мамаев-Найлз задумал написать роман в духе Салли Руни и Денниса Джонсона. В 2023 году в издательстве «Поляндрия» вышел «Год порно», миллениальский роман о взрослении в Йошкар-Оле 2000-х годов. Полуавтобиографический герой Мамаева-Найлза уходит из дома, подрабатывает бариста и переводчиком порно, параллельно пытаясь разобраться с важными вопросами взросления (что делать, когда спишь с одним человеком, а нравится другой? когда горят леса? когда не сходятся убеждения с отцом?).
Ася Демишкевич
Резидентка Дома творчества Переделкино пишет в стиле магического реализма, сплетает фантастистику с постсоветской повседневностью. Демишкевич дебютировала в 2015 году с самиздатным сборником «Совушкины сказки» в духе Людмилы Петрушевской и участвовала в коллективных сборниках страшных рассказов. В 2021 году вышла ее книга «Там мое королевство», повесть о сказочном воображении, девчачьей дружбе, сектантах и коммунистах. В 2023 году Демишкевич вошла в шорт-лист театрального фестиваля «Любимовка» с пьесой «Раз мальчишка, два мальчишка» о военных сборах, чудище в лесу и сказках про насилие.
Саша Карин
Оставивший филфак Карин начинал с эмо-сказок, которые выкладывал бесплатно «ВКонтакте». Популярность обрел роман «Алиса убивает любимых» о клубе самоубийц и розовых слонах, выложенный в 2015 году. Сейчас Карин сотрудничает с крупнейшим подростковым издательством в России Popcorn Books, где вышли две его книги. Ковидная «Секция плавания для пьющих в одиночестве» показывает поколение выросших детей 90-х в альтернативной России, где разрешили добровольную эвтаназию. Вышедший в конце 2023 года «Нигиль» происходит в месте, похожем на дореволюционную Россию в призме стимпанка: крысы, политические убийства и революционное подполье прилагаются. Карин продолжает сотрудничать с нишевыми издательствами: только что вышел его полуавтобиографический роман «В ярости и под солью» о наркопотреблении миллениалов.
Мария Нестеренко
Человек-оркестр, одна из тех, кто формирует облик прогрессивного книгоиздания в России. Получив докторскую степень в Тартуском университете, Нестеренко исследует и преподает историю русскоязычного женского письма: в 2022 году вышла ее книга «Роза без шипов» о женщинах в литературном процессе России начала XIX века. Как куратор и редактор она помогала создавать ф-серии в издательствах «Новое литературное обозрение» и common place. Помимо этого Нестеренко продюсировала направление подростковой литературы в «Альпине» и выступила главной редакторкой петербургского издательства «ДА», которое публикует малоизвестные шедевры, книги о неподцензурной культуре Ленинграда и серию книг для детей «Петрушка».
Ислам Ханипаев
Последние три года родившийся в Махачкале режиссер-сценарист выпускает по книге в год — кажется, неожиданно для самого себя: все в разных жанрах и о региональной культуре Дагестана. «Типа я», дебютная повесть Ханипаева о буллинге и воображаемых друзьях, в 2020 году вошла в финал всех престижных литературных премий: «Лицей», «НОС», «Ясная Поляна». За ней последовала «Большая суета» — новогодняя сказка о неравнодушии жителей Махачкалы к судьбе самого высокого в Европе бука. Новая книга — «Холодные глаза» — рассказывает историю убийства в аварском горном селе; сюжет подсказал отец, полицейский с тридцатилетним стажем. Сейчас Ханипаев работает над аудиосериалом о космической тюрьме «Луна 84» вместе с читательским сервисом «Букмейт».