«Письмо моей дочери» Майи Анджелу
В издательстве Popcorn Books выходит «Письмо к моей дочери» Майи Анджелу, соратницы Мартина Лютера Кинга и одной из самых знаменитых писательниц Америки. С разрешения издательства The Blueprint из книги, которая состоит из автобиографических очерков о личных драмах и профессиональных успехах, выбрал один отрывок — о надежде и о том, как продолжать работать, когда кажется, что проще все бросить.
«ПОРГИ И БЕСС»
«Порги и Бесс», опера Джорджа и Айры Гершвинов, с которой мы гастролировали по Европе, все еще шла с полным аншлагом. Разношерстная труппа все еще относилась ко мне с приязнью и уважением; я же с нетерпением ждала того дня, когда распрощаюсь с другими актерами и вернусь в Калифорнию, в Сан-Франциско. Меня терзало чувство вины: чтобы поучаствовать в гастролях, я оставила восьмилетнего сына Гая в Сан-Франциско с мамой и одной из тетушек.
Организаторы гастролей предложили мне значительную прибавку к жалованью, если я выпишу сына в Европу, однако в труппе уже было двое детей, которые переезжали с места на место со своими родителями, и вели они себя так, что мне не хотелось, чтобы сын мой это видел и этому подражал. Я была ведущей танцовщицей и пела партию Руби. Мне неплохо платили, деньги я отправляла домой, однако чувство вины твердило, что зарабатываю я недо статочно, а потому я жила в пансионах, хостелах или в се мьях — экономила даже на этом. После того как в театре опускался занавес, я шла петь блюзы в ночных клубах, а в дневные часы, если удавалось найти учеников, давала уроки танца — и эти деньги тоже отправляла маме.
Тем не менее я начала терять вес, аппетит и интерес к жизни. Мне хотелось домой к сыну. Оказалось, что в этом случае придется оплатить билет в Европу для моей подмены и собственный билет домой. В ответ на это я пошла петь еще в два ночных клуба и стала преподавать танец профессиональным танцорам и детям, которые едва научились ходить.
Наконец я собрала нужную сумму, наконец села в Неаполе на судно, направлявшееся в Нью-Йорк. Лететь самолетом я отказалась, рассудив, что, если он разобьется, моему сыну только и останется повторять: «Мама погибла, когда мне было восемь лет. Она выступала на сцене». Я должна была попасть в Сан-Франциско и доказать ему, что способна на большее.
После девятидневного плаванья я сошла на берег в Нью-Йорке и трое суток ехала поездом в Сан-Франциско. Встреча оказалась настолько трогательной, что должна признать: возможно, я немного переборщила. Я знала, что люблю своего сына, знала, что, на свое счастье, в него не влюблена и не испорчу ему жизнь избыточной близостью, но тем не менее буду его любить, выращу его свободным, мужественным человеком — и по возможности счастливым.
Прожив неделю на верхнем этаже огромного маминого дома, стоявшего на вершине холма, я опять начала нервничать. Я поняла: в нашем расистском обществе будет трудно, а то и невозможно вырастить чернокожего мальчика счастливым, порядочным и внутренне свободным. Я лежала на диване в гостиной наверху, и тут вошел Гай.
— Привет, мам.
Я посмотрела на него и подумала: а я вот сейчас под хвачу его на руки, открою окно и выпрыгну. И я ответила, повысив голос:
— Иди отсюда. Уходи немедленно. Немедленно прочь из дома. Ступай во двор и не возвращайся, пока я тебя не позову.
Я вызвала по телефону такси, спустилась вниз, посмотрела на Гая. Сказала ему:
— Теперь можешь вернуться в дом и жди, пожалуйста, когда я вернусь.
Таксисту я сказала отвезти меня в психиатрическую клинику Лэнгли Портера. Подошла к дежурной, та спросила, записывалась ли я заранее. Я ответила, что нет. Она печально пояснила:
— Без предварительной записи мы вас не можем принять.
Я ответила:
— Мне обязательно нужен врач, иначе я наврежу себе, а может, и кому-то еще.
Дежурная быстро переговорила по телефону. Потом повернулась ко мне:
— Пройдите, пожалуйста, к доктору Сэлси, по коридору направо. Кабинет «С».
Я открыла дверь в кабинет «С», и сердце у меня упало. За письменным столом сидел молодой белый мужчина. На нем были щеголеватый костюмчик, рубашка, застегнутая на все пуговицы, на лице — уверенность и спокойствие. Он предложил мне стул, стоявший у стола. Я села, взглянула на него еще раз и заплакала. Как этот представитель привилегированной белой молодежи сможет понять, что на душе у чернокожей женщины, которая терзается чувством вины из-за того, что отдала своего чернокожего сыночка другим на воспитание? Я несколько раз поднимала на него глаза, и каждый раз лицо заливали слезы. А он каждый раз спрашивал: что случилось, чем я могу вам помочь? Собственная беспомощность злила меня до безумия. Наконец я хоть как-то взяла себя в руки, встала, поблагодарила его и вышла. Поблагодарила и дежурную, попросила вызвать мне такси.
Я поехала к своему преподавателю дикции — к единственному человеку, с которым могла говорить не таясь. Поднялась по лестнице в студию Фредерика Уилкерсона, услышала, как кто-то из учеников декламирует упражнения. Уилки — так мы его называли — сказал, чтобы я шла в спальню.
— Сейчас налью тебе выпить.
Он бросил ученика, пошел и налил мне рюмку виски — я ее осушила, хотя в те времена не пила. От спиртного меня сморило. Проснувшись, я услышала, что в студии тихо, и пробралась туда.
— Что с тобой такое? — спросил Уилки.
Я ответила, что схожу с ума. Он покачал головой и осведомился:
— Что на самом-то деле случилось?
А я, расстроившись, что он меня не понял, ответила:
— Я сегодня думала о том, чтобы покончить с собой и убить Гая. Говорю же, я схожу с ума.
Уилки распорядился:
— Садись вот сюда, к столу, вот тебе блокнот и шариковая ручка. Запиши все, за что благодарна судьбе.
Я ответила:
— Уилки, не хочу я об этом, я же тебе сказала: я схожу с ума.
А он мне:
— Сперва запиши то, что я тебя попросил, запиши и подумай про миллионы людей на земле, которые никогда не слышали пения хора, звуков симфонии или плача собственного ребенка. Запиши: я наделена слухом — благодарю Тебя, Господи. А потом запиши, что в состоянии увидеть этот блокнот, и подумай про миллионы людей на земле, которые никогда не видели водопада, распустившегося цветка, лица любимого. Запиши: я наделена зрением — благодарю Тебя, Господи. А потом напиши, что умеешь читать. Подумай про миллионы людей на земле, которые не в состоянии прочитать свежие новости, письмо из дома, знак «Стоп» на оживленной улице или...
Я сделала так, как он просил, и, когда дошла до последней строки первой страницы в блокноте, безумие бросилось наутек.
Все это произошло пятьдесят с лишним лет назад. С тех пор я написала около двадцати пяти книг, примерно пятьдесят статей, множество стихотворений, пьес и речей — неизменно пользуясь шариковой ручкой и блокнотом. Садясь за очередную работу, я всегда чувствую неуверенность, несмотря на все мои свершения. Приходит мысль: так-так, вот сейчасто все поймут, что я шарлатанка, что я на самом деле не умею писать — не умею писать достойно. Я уже готова все бросить, а потом вытаскиваю чистый блокнот, смотрю на пустую страницу и думаю о том, сколько у меня поводов быть благодарной судьбе.
Да, судно моей жизни плывет не по самым тихим и приветливым водам. Сложные дни моего бытия порой несут в себе радость и надежду, а порой не несут. В ненастные и в погожие дни, в изумительные и в одинокие ночи я неизменно испытываю благодарность. А если нужно предаться унынию, на это всегда есть завтра.
Сегодня же я благодарна судьбе.
12 МАЯ 2022
0