Современники, которые
станут классиками
литература • ЛИТЕРАТУРА • ЛИТЕРАТУРА • ЛИТЕРАТУРА • ЛИТЕРАТУРА • ЛИТЕРАТУРА • ЛИТЕРАТУРА
Сориентироваться в потоке литературных новинок и выбрать настоящие жемчужины — задача из непростых. Но она по силам экспертному совету The Blueprint 100. Встречайте десять главных писателей года, чьи книги однозначно стоит внести в список чтения на 2022-й.
Евгения Некрасова
Евгения Некрасова
Писательница, сценаристка и поэтесса Некрасова громко заявила о себе, получив в 2017 году премию «Лицей» за цикл прозы «Несчастливая Москва». Но по-настоящему она прославилась год спустя, после выхода дебютного романа «Калечина-Малечина», в котором живущая в городской квартире кикимора становится единственной союзницей девочки Кати и помогает ей противостоять школьному буллингу и жестокости взрослых. Роман попал в шортлист всех самых престижных литературных премий — от «Фикшн 35» до «Большой книги». Следом у Некрасовой вышел сборник рассказов «Сестромам. О тех, кто будет маяться» — снова о том, как магическое переплетается с вполне реальным. А уже в 2021-м — одиннадцатичасовой аудиосериал «Кожа» про русскую крепостную крестьянку и чернокожую рабыню из США, которые… да, меняются кожей. А на глубинном уровне — конечно, об общечеловеческой несвободе. В конце года у Некрасовой вышел сборник «Домовая любовь» — о странных мистических отношениях с жилищем, в котором мы все чаще оказываемся заперты.
Татьяна Замировская
На счету родившейся в Беларуси и живущей в Нью-Йорке писательницы три сборника рассказов и роман под названием «Смерти.net», выпустив который Замировская реализовала мечту каждого писателя — первая же крупная вещь принесла ей славу, номинацию на «Нацбест» и признание критиков. Галина Юзефович и вовсе сравнила роман Замировской с прозой Кадзуо Исигуро. Не беремся судить, насколько справедливо сравнение, но такой текст, как «Смерти.net» — рефлексия на тему загробной жизни в цифровую эпоху, — нам давно был нужен.
Мария Малиновская
Поэтесса Мария Малиновская тоже родом из Беларуси и в уходящем году получила премию «Поэзия» за стихотворение «бело-красно-белый-флаг» — о том, как исторические события становятся частью истории двух отдельно взятых людей. Впрочем, заговорили о Малиновской еще раньше — после того, как она выпустила поэтический цикл «Каймания», тексты в котором состоят из монологов людей с ментальными расстройствами. Никакого вымысла: со всеми героями и героинями автор встречалась лично, чтобы записать их слова. Не случайно жанр, в котором работает Малиновская, некоторые называют «документальной поэзией».
Ксения Буржская
Прозаик, поэтесса, журналистка, соведущая Татьяны Толстой по YouTube-ток-шоу «Белый шум» и даже спичрайтер голосовой помощницы Алисы — список достижений Ксении Буржской довольно обширен. Сама она, правда, считает себя в первую очередь автором прозы. В подтверждение этому в марте у Буржской вышел первый художественный роман «Мой белый». Его героиня, девочка-подросток Женя, растет в лесбийской семье и тяжело переживает расставание матери и ее любимой женщины. Сама автор, правда, говорит о том, что книга в первую очередь о мелочах, которые навсегда застревают в памяти и из которых в конечном счете и состоит жизнь.
Галина Рымбу
Одна из самых известных русскоязычных поэтесс, соучредительница поэтической Премии им. Аркадия Драгомощенко и наряду с Оксаной Васякиной, пожалуй, ярчайшая представительница жанра фемпоэзии. Рымбу пишет о повседневности, быте, собственном детстве в Омске, прошлом, настоящем — и вещах, которые почему-то принято замалчивать.
После того как летом 2020 года Рымбу опубликовала у себя на Facebook стихотворение «Моя вагина», написанное в поддержку художницы и активистки Юлии Цветковой, о ее стихах узнали далеко за пределами литературного сообщества. Вскоре Рымбу написала в ответ критикам (в числе которых было много мужчин-литераторов) еще одно произведение — «Великая русская литература» — о насилии, харассменте и сексизме в российском литературном мире.
Григорий Служитель
Григорий Служитель
Театральный актер и музыкант (солист группы O’Casey) пришел в литературный мир с легкой подачи Евгения Водолазкина. Тот помог ему с публикацией первой рукописи — романа «Дни Савелия» о странствиях московского бездомного кота, чьей способности философски осмыслять действительность мог бы позавидовать не один столичный интеллигент в энном поколении. Первый тираж «Дней...» раскупили за несколько месяцев, автора номинировали на «НОС» и «Нацбест», а по итогам голосования жюри «Большой книги» в 2019 году «Дни Савелия» заняли второе место, уступив только биографии Венедикта Ерофеева, написанной Олегом Лекмановым, Михаилом Свердловым и Ильей Симановским.
После «Дней Савелия» Служитель публиковал только рассказы, но не за горами публикация нового романа, над которым он, по собственному признанию, уже вовсю работает.
Ольга Птицева
По образованию она юрист, а писать начинала с историй в жанре young adult, замешанных на фольклорных мотивах и магическом реализме. Выпустив несколько романов в АСТ, Птицева приняла сознательное решение уйти в самиздат и самостоятельно заниматься своим продвижением. Кажется, для 2021 года шаг более чем здравый. Продвигаться Ольге помогает в числе прочего окололитературный подкаст «Ковен Дур», который она ведет вместе с коллегами-писательницами Мариной Козинаки, Сашей Степановой и Евгенией Спащенко. А в 2020 году в рамках проекта Bookmate Originals Птицева выпустила новый роман «Выйди из шкафа» — уже без магии, зато про творческий кризис, сложное детство и попытки изжить травму.
Станислав Снытко
Критик и прозаик пишет только короткие рассказы, но на его счету уже четыре изданных сборника, публикации в «Снобе», на Colta.ru и в «Новом литературном обозрении». Члены жюри престижных премий тоже успели отметить Снытко — он был финалистом премий Андрея Белого и Аркадия Драгомощенко.
Проза Станислава Снытко не для тех, кто ищет в литературе прежде всего захватывающий сюжет. В его текстах форма превалирует над содержанием, а язык превращается в пространство для экспериментов и в материал, из которого автор, как из глины, лепит неожиданные смыслы.
Катерина Сильванова* и Елена Малисова*
Две молодые писательницы познакомились на сайте по созданию фанфиков и так крепко подружились, что свою первую книгу написали вместе. Роман «Лето в пионерском галстуке» — это young adult, основная часть действия которого разворачивается в СССР 1980-х — главный герой, наш современник Юра, когда-то встретил там первую любовь, парня-вожатого, а теперь постоянно возвращается — в воспоминаниях и не только. Сами авторы говорят, что их книга не только о первой неловкой влюбленности, но и об эпохе, которую сегодня стремятся то идеализировать, то демонизировать, но и то и другое — гиблая стратегия. Как и многие современные писатели, Малисова* и Сильванова* активно продвигаются в соцсетях. В группе «ВКонтакте», посвященной роману, почти 11 000 подписчиков. Во многом благодаря этому первый тираж (12 000 экземпляров) «Лета в пионерском галстуке» раскупили меньше, чем за месяц. Допечатка должна прийти в книжные в конце января.
*признана иноагентом
команда
Фотограф: Юлия Майорова Ассистент фотографа: Кирилл Григорьев Осветители: Kilowatt Арт-директор: Лиза Колосова MUAH: Екатерина Максимова, Полина Еланская
Продюсер: Марина Леонова Ассистент продюсера: Виктория Слащук