Blueprint
T

Как я ушла из PR и начала писать сказки. Разговор с Валей Филиппенко

Конец года — последний шанс построить самые смелые планы на следующий. Валя Филиппенко («Жизнь как в сказке»)— бывший директор по коммуникациям фестиваля Context Дианы Вишневой, рассказывает, как сделала отличную карьеру в PR, чтобы променять ее на детские сказки.

Место рождения: Ростов-на-Дону

Образование: журфак МГУ (2010-2015), кафедра радиовещания 


2010–2012

О работе на «Звезде»: 

КОРРЕСПОНДЕНТ,
Фонд развития радиовещания

Этот эпизод своей жизни считаю не то чтобы пятном на репутации, но затемнением в сознании точно. Журналистом я стала работать с первого курса: делала интервью для Фонда независимого радиовещания, где у меня был прекрасный учитель саморедактуры Андрей Аллахвердов, резавший мои тексты, как повар, но всегда объяснявший каждый надрез и правку. Потом были фрилансы с переписыванием технических буклетов в рекламные тексты для строительных компаний, стажировки на радио и работа редактором информационной службы на почившем «Спорт ФМ». А закончились мои отношения с редакционной журналистикой работой на радиостанции при Министерстве обороны РФ. Радиостанция «Звезда» стала компромиссом с собой, который легко объяснить желанием развивать карьеру (на пятом курсе-то!) и тупая потребность в деньгах. Да, это был 2014 год, и во всех СМИ уже говорили только о Крыме, но я заканчивала факультет журналистики, мне нужно было съехать из общежития и начинать снимать квартиру.


Одной из основных задач информационного отдела «Звезды», редактором которого я являлась, были звонки пострадавшим в самых разных происшествиях или их родственникам. И на мои смены три раза подряд выпали трагические новости: разбившийся самолет в Барселонетте, взрыв бытового газа и еще одно падение самолета, но уже военного, где были молодые ребята, во время учений. Погибли восемь человек.


Каждый раз мне нужно было звонить людям, у которых случилось горе: погиб близкий человек либо находился в реанимации. И задавать им жестокие вопросы — эфиру нужна была фактура. Я очень эмпатичный человек была и остаюсь, и сколько я плакала, когда работала на радиостанции «Звезда», я не плакала никогда. Даже когда у меня умирала собака или когда я расставалась с любимым человеком. Последней каплей оказалась выходка ведущего, моего коллеги. Он очень грубо и пошло пошутил. На мое замечание, что вообще-то не надо так со мной общаться, тоже как-то недостойно и сексистски ответил. Меня бомбануло, я приехала на вечеринку к подружке, а она тогда работала на «Стрелке» и в «Афише». Когда она предложила мне уйти в «Афишу» заниматься пиаром, которым я никогда не занималась до этого, я сразу согласилась.


лето 2011

КОРРЕСПОНДЕНТ, Программа «Детский вопрос» на радио «Россия»

2013

СТАЖИРОВКА, Отдел культуры на радио «Коммерсантъ FM»

О работе в «Афише»:

В «Афише» я проработала полтора года, занималась пиаром «Пикника Афиши» и других направлений. В том числе мы должны были запустить проект «Афиша Дети». Ребенок этот, к сожалению, оказался мертворожденным, но команда, которая его делала, была крутой: Саша Дунаевский, который сейчас работает в «Кинопоиске», Даша Варденбург, которая тоже когда-то была редактором «Афиши». Коллеги изучали каждый аспект жизни родителей с детьми в городе и находили для них живые, актуальные развлечения, фильмы, книги. Они раскручивали и разворачивали вопросы, показывая, как — «можно». А еще Даша стала первым писателем книжек для детей и подростков, которого я встретила офлайн. В «Афише Дети» она должна была отвечать за контент.

2013–2014

ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР, Радио «Спорт ФМ»

О работе с «Парком Горького»:

В Парке Горького в начале я работала заместителем директора по коммуникациям — Алены Беловой, а затем полгода я была ИО (исполняющим обязанности). В ту новогоднюю ночь, когда упал деревянный пешеходный мост над катком, я тоже была ИО. Правда, сейчас я плохо это помню. Сообщение о случившемся упало в рабочий чат в 00:03 — сразу после боя курантов. На катке я была уже через 10 минут. Это было страшно, пострадавшие еще не все были эвакуированы, на льду была кровь, вокруг — плач и паника, которую мы привыкли видеть в кино. Помню, что пришлось отворачивать камеру Первого канала от места происшествия. Еще два дня мы «жили» в дирекции парка, а потом ездили к пострадавшим в больницы. Долго разбирались с последствиями — работали с негативом в социальных сетях, перестраивали план мероприятий, бесконечно отвечали на входящие запросы СМИ. И тут надо сказать, что многие журналисты очень хотели нам помочь и им было жалко и парк, и команду.


И, собственно говоря, мост упал, власть сменилась, и дальше уже в Парке Горького эмоционально возможности работать не было практически ни у кого. Почти весь PR-отдел встал и ушел. Сейчас кто-то работает в «Кинопоиске», кто-то уехал за границу. Руководство и режим сменились, отношение к людям изменилось, исчезла свобода и магия Парка Горького. Потом случился эксперимент с коллегией адвокатов.


2014 

РЕДАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ, Радио «Вести»

О работе в Pen&Paper:

Коллегия Pen & Paper на рынке юридических услуг отлично знакома всем — их даже Собчак цитирует в своих шоу. У адвокатов я работала советником по коммуникациям несколько месяцев. Юридическая четкость и почти медицинское чувство юмора — вот от чего я приходила в восторг на работе каждый день. Партнеры коллегии были профессиональными спикерами, готовыми ответить на любой вопрос (по букве закона и при этом эффектно). У них можно было учиться иносказательности и полунамекам, а также уважительному отношению к каждому запросу журналистов — будь то Forbes или Право.ру. И никаких канцеляризмов! Вот только меня три раза госпитализировали за месяц, потому что партнеры коллегии — адвокаты — жили в разных странах и городах: в Майами, Лондоне, Петербурге и Москве. Их часовые пояса и графики работы накладывались один на другой, я очень мало спала, а была перфекционистом — ну и сейчас, наверное, им остаюсь. Вот носки розовые под цвет костюма надела (смеется).

2014–2016

Пресс-служба «Ералаша»

О работе с Context:

Фестиваль Context пока можно назвать и последним, и любимым местом работы. Любимым — для меня значит вдохновляющим, не вызывающим вопросы — что и зачем я тут делаю, с проектами, в которых я вижу смысл, как и вся команда. Фонд Дианы Вишневой тогда возглавляла Юлия Никулина, с другими коллегами мы были на одной волне (могли заканчивать фразы друг друга, угадывали мысли, одевались одинаково). При этом порой очень сильно спорили, но из любви к общему делу... Сделали два фестиваля — в том числе к десятилетию Context. Но, как когда-то в Парке Горького, тоже кое-что рухнуло. И началась спецоперация. Сильно изменилась программа фестиваля, которая всегда была международной. Отечественная хореография, также входящая в состав фестиваля с первых его дней, взяла огонь на себя и круто справилась. И справилась с невероятными задачами и вызовами команда Context. Миссион комплитед.

2014–2016

РЕДАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ, Радио «Звезда»

Об издании первой книги:

2016–2017

БРЕНД-МЕНЕДЖЕР, «Афиша», PR-служба издания и «Пикника Афиши»

В 2022 году моя повесть «Папа ищет работу» вышла в издательстве «Самокат». А началась ее история осенью 2020-го, когда, уйдя с очередного места работы (из PR-службы Delivery Club), я так и сказала коллегам (они до сих пор мне это припоминают) — ухожу писать книги. И выйдя на сентябрьский балкон с видом на Московский зоопарк, я вдруг «услышала» собственную мысль: «Папа ищет работу»... это же такая сказка может быть!

2017–2018

PR-МЕНЕДЖЕР,
Музей ММОМА

Мой реальный папа тогда работу не искал и никогда не садился играть на фортепьяно, но глава за главой сказка начала писаться, и очень похожий на моего отца композитор-мечтатель рассказывал мне свою историю. Сейчас с текстами я работаю чуть по-другому (прописываю синопсисы, держу в голове примерный портрет читателя (возраст, круг интересов), но тогда, в 2020-м, я просто писала так, как хотелось и слышалось.


За месяц получился авторский лист (это примерно 40 тысяч знаков), и так как после работы с проектом «Афиша Дети» у меня остались контакты многих детских издательств, я стала рассылать текст в редакции. Мне ответили только из «Альпины» и даже начали со мной какое-то обсуждение текста, но в итоге на редакционном совете отказались от идеи публикации.


Тогда я публиковала свои «недетские» тексты в проекте Teens Write (закрылся в прошлом году, ссылка не активна), и с издателями и редакторами проекта (Настей Липиной и Настей Фрыгиной) я была «дружна» на Facebook. Так вышло, что в один день в Teens Write вышла подборка моих эссе, и в этот же день «Альпина» отказалась от публикации. Я написала пост о ложках меда и дегтя, а Настя (Липина), лайкнула его. И попросила прислать ей текст сказки про папу.


А она выходила на работу редактором в «Самокат»! И так началась моя новая страничка в жизни. Текст расширился почти в три раза, я дописывала его в резиденции Дома творчества Переделкино, а потом озвучивала сама. Иллюстрации рисовала замечательная Лера Елунина, с которой мы теперь дружим и сделали и вторую часть про папу, книжку «Папа едет на море». Ленины иллюстрации оценили не только в России: картинки про папу-композитора заняли третье место на всемирной арт-биеннале в Китае, 2022 CICLA Original Illustration Exhibition. А прошлым летом права на публикацию этой нашей работы купило китайское издательство Zhejiang Literature & Art Publishing House Co.Ltd. «А я же говорила» — ужасно бесячая фраза, но еще до контракта с Китаем я говорила... что вневременной сюжет, патриархальность и любовь к музыке, собранные в книге, могут быть интересны азиатскому читателю. В общем, так в какой-то мере и вышло. Сейчас я пишу третью книгу (смеется).

Отъезд в Америку на три месяца

2018–2019

О сюжетах:

заместитель и исполняющий обязанности директора по коммуникациям,
ПАРК ГОРЬКОГО

На ярмарке Non/fiction одна из слушателей нашей сессии с издательством «Белая ворона» спросила, трудно ли мне придумывать сюжеты. А мне — очень нетрудно! Мне очень легко, и я скорее не успеваю все записывать и писать, чем мучаюсь от нехватки вдохновения.


Сюжет или идея в моем случае рождаются в виде фразы или картинки, которые далее, как матрица, разворачиваются в голове и потом еще несколько часов или дней держат меня в плену. Обычно это происходит перед сном (в ванной или уже в кровати, когда я самоотверженно пытаюсь лечь спать пораньше). Сейчас я знаю, что в этот момент надо хватать телефон или компьютер и записывать все, что я внутри себя слышу и вижу. Потому что этот «поток сознания» потом никак не вызвать искусственным образом. Записываю синопсис, пару кусков текста и ложусь спать. Знаю этот момент, потому что пару идей я все-таки упустила.


Сейчас, конечно, я много читаю и смотрю кино и мультфильмов, и мой мозг похож на плавильный котел или кастрюлю с борщом: десятки ингредиентов в каких-то уникальных пропорциях. Как они сложатся — всегда неизвестно. «Квадратный тигр», например, смиксовался из детского воспоминания о мамином плюшевом тигре и экрана над входом в Московский зоопарк, где крутят мультик про животных и который «ломает» их формы торчащим вперед углом. Кто бы знал?!


В начале этого года книжный сервис «Строки» попросил написать им сказку к наступающему вот сейчас Новому году. И это оказался новый для меня опыт «письма на заказ» — не из вдохновения, а из задачи. Мы обсуждали пять вроде как идей и в итоге выбрали одну. Которая превратилась после в синопсис, а потом — в полноценную сказку. Она выйдет в сервисе вот-вот. А потом станет фильмом — уже в 2024 году. Книга будет называться «Баба-Яга на Новый год», а фильм «Яга на нашу голову».


2019

СОВЕТНИК ПО КОММУНИКАЦИЯМ, Коллегия адвокатов Pen & Paper

Валя Филиппенко в детстве

О переходе на фриланс:

Я мечтала не о карьере Джоан Роулинг, а о каком-то своем пути реализации, позволяющем заниматься любимым делом (и только любимым делом) и не работать больше нигде и никем. И у меня не было представления, когда это может произойти и как. Спустя какое-то время после «Папы» были изданы еще две книжки, а затем вышла первая сказка — про дедушку, спасающего мир с помощью велосипеда, — в «Строках». С этого момента я стала получать роялти, вести курсы и задумываться о том, что в какой-то момент я могу (и уже в обозримом будущем) совсем уйти из пиара и заниматься только литературой. В Context мне долгое время было хорошо и не хотелось оттуда уходить. Я ухитрялась работать днем, а писать по ночам, долго так жила. Ночные бдения над гугл-доками были моим любимым занятием. А сейчас стараюсь, наоборот, писать с утра. Пораньше вставать и пораньше садиться писать.


Когда я ушла из Context, у меня уже были накоплены какие-то ощутимые гонорары и намечались новые. И тут я подумала, что, кажется, могу себе позволить стать собой. Конечно, первым делом отозвался вопрос дисциплины: нельзя было впасть в хронический выходной и надо было грамотно распределять доходы, но это оказалось не так страшно. С тревожностью о деньгах, будущем и своей судьбе я борюсь с помощью медитаций и чтения биографий в «Википедии». Бюджет у меня классический: я снимаю квартиру, трачу деньги на спорт, путешествия (этим летом поехала в Африку, например), на какую-то одежду (я не шопоголик) и саморазвитие. Куда уж и без психолога. Корневой страх «не выжить» есть почти у каждого человека, и он часто активизируется не тогда, когда ты уходишь в минус, а когда позволяешь себе бояться. С этим как раз помогают спорт и психолог.


Ну и еще весной мне предложили вести подкаст в «Строках» — «Не спи, Белоснежка!», потом начались истории с фильмами, и это позволило забыть, как писать пресс-релизы, питчить журналистов и после мероприятия рассылать фотографии гостям.

2019–2021

PR-МЕНЕДЖЕР,
Delivery Club

О деньгах:

В «культурном пиаре» я никогда не зарабатывала много: скажем так, выше средней зарплаты по Москве, но не как сотрудники «Яндекса». Поэтому, с одной стороны, уходить «в искусство» мне было не так страшно, но с другой — у меня не было больших накоплений, чтобы совершить этот прыжок веры. Ситуацию изменили продажи прав на экранизации. Права на идею одного фильма (с полным отчуждением, поэтому я даже не могу ее описать) купил продакшн «Среда». Сотрудничество с ними мы заключили в июле этого года. Я помню, тогда была в Турции на море. Бегала по отелю и орала: «Я не работаю еще несколько месяцев!». Моя подруга, будучи в отпуске, но понимая, что через неделю вернется в Москву и пойдет на работу, смотрела на меня и говорила: «Вот это жизнь у писателя!».


Плюсом к роялти книжка про «Папу» вышла в Китае — там тоже был хороший гонорар. Китайское издательство купило права прошлым летом, но деньги из Китая доехали только в 2023-м (смеется). Они прислали потом и авторские экземпляры. Мы с подругой, которая знает китайский, искали там «красную колбасу» (когда открывали «Зарядье», на одной из табличек для туристов вместо «Красной площади» написали на китайском «Красная колбаса»). Но подруга все проверила и сказала, что перевод отличный, они даже как-то сохранили манную кашу, которая была в русскоязычной версии. Только чуть-чуть оформление поменяли.


2021–2022

PR-МЕНЕДЖЕР,
Bosfor Pictures / ZAGRANITSA PRODUCTION

О дальнейших планах:

2021–2022

Сейчас хочу начать двигаться в сторону кино. В каком формате, до конца мне пока не ясно. Но тот факт, что уже две истории случились, наталкивает на мысль: если я не morning person, то я, возможно, movie person. Усердно смотрю много российского кино и сериалов сейчас.


Хочется верить, что и этот этап через пару лет я буду описывать смеясь. Ведь сначала была мечта издать книжку, потом сделать подкаст, который случился, потом договориться об экранизации книги... Что уж там, Дедушка Мороз, моя большая мечта — чтобы студия «Гибли» Хаяо Миядзаки сняла фильм по одному из моих текстов. Тем более что японцы долгожители, Миядзаки всего лишь 82, я не теряю надежды.


ДИРЕКТОР ПО КОММУНИКАЦИЯМ, Фестиваль Context и Фонд Дианы Вишневой

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}