Ава Дюверней в ожидании «Оскара»
19 июня, когда в США празднуют День эмансипации, мы предлагаем познакомиться поближе с режиссером, активисткой и с недавних пор — киноакадемиком — Авой Дюверней.
Ава выросла «на задворках» Голливуда
Детство Авы Дюверней прошло в Линвуде, штат Калифорния, — крохотном городке, а фактически пригороде Лос-Анджелеса. Линдвуд не примечателен в общем-то ничем, кроме соседства с Комптоном — негласной столицей калифорнийского хип-хопа и уличной преступности. Именно в Комптоне жила ее тетя Денис, которая и привила Аве любовь к искусству. По ночам Денис работала медсестрой в местной больнице, а днем изучала литературу и иногда возила Аву в кино или в театр — в Лонг-Бич и Лейквуд (в Комптоне и Линвуде даже кинотеатра своего не было). «Она любила искусство. Слушала Баха, Бетховена и Брамса, а люди из соседних квартир кричали: „Выключи это дерьмо!“ Она познакомила меня со всеми видами искусства, но чаще всего она показывала мне фильмы», — вспоминала Ава Дюверней в интервью The Hollywood Reporter. И именно тете Дюверней посвятила в 2010 году свой первый полнометражный фильм.
Она не мечтала о киноиндустрии
Ава Дюверней хотела стать журналисткой — отчасти потому, что всегда имела активную гражданскую позицию. Ее желание исполнилось в 1995 году во время учебы в Калифорнийском университете — Аву Дюверней взяли на стажировку в телепрограмму CBS Evening News. Но в этой профессии Ава быстро разочаровалась: «Тогда шел суд над О. Джей Симпсоном. Это было моим первым заданием. Работа в суде походила на цирк, и это было не тем, чего я ожидала от теленовостей. Я думаю, это действительно был поворотный момент для теленовостей, где, к сожалению, сплетни и слухи оказались главным способом конкуренции. А я хотела заниматься настоящей журналистикой и воображала себя Кристианой Аманпур (главой отдела корреспондентов CNN. — Прим. The Blueprint). Понимаете, что я имею в виду?»
После неудачного опыта в журналистике Ава Дюверней решила сменить поле деятельности — и начала строить карьеру в PR-сфере. В 1999 году, набравшись опыта, двадцатисемилетняя Ава Дюверней основала собственное PR-агентство.
The DuVernay Agency сотрудничало с киностудиями 20th Century Fox и Savoy Pictures, так что Дюверней успела побывать на площадке у Клинта Иствуда, Стивена Спилберга и других титанов индустрии. Ава Дюверней отвечала за продвижение триллера «Соучастник» (2004), ромкома «Терминал» (2004), мюзикла «Девушки мечты» (2006) с Бейонсе в главной роли и сотни (в буквальном смысле) других картин. За четырнадцать лет работы пресс-агентом она увидела «изнанку» индустрии, разумеется, заметила неравенство: «Я работала более чем над сотней фильмов, и только один из них срежиссировала женщина — „Играй как Бекхэм“ Гуриндер Чадхи. Да, 103 фильма, и одна женщина-режиссер». Возмущенная этой несправедливостью Ава поняла, что ей тоже есть что рассказать с киноэкрана.
Ава Дюверней открывает новые возможности для себя и для других
Взлетом режиссерской карьеры Авы Дюверней принято считать ее третью полнометражную картину — «На полпути в никуда», неожиданно выстрелившую на фестивале независимого кино Sundance 2012. Победу в номинации «Лучшая режиссура» прочили Бену Зейтлину, автору фильма «Звери дикого Юга». Но в итоге Ава Дюверней стала первой темнокожей женщиной-режиссером, победившей на Sundance.
Через три года фильм «Сельма» о борьбе за гражданские права в 1960-х принес Аве, чей отец видел описанные в картине события своими глазами, режиссерскую номинацию «Золотого глобуса». За всю историю премии ни одна афроамериканка такой номинации не получала. Ну а в 2018 году Дюверней стала первой представительницей афроамериканского сообщества в истории Голливуда, снявшей ленту с бюджетом $100 миллионов. Столько Disney выделили на семейное фэнтези «Излом времени» со Сторм Рейд, Риз Уизерспун и Опрой Уинфри в главных ролях. Кстати, с Опрой Ава Дюверней дружит уже не первый год.
Ава Дюверней и Опра Уинфри
Ава Дюверней помогает сделать индустрию моды более инклюзивной
На престижных кинопремиях Ава Дюверней чаще всего появляется в Armani Privé и Prada. С Миуччей Прадой Дюверней вообще связывают особые отношения: в 2013 году Ава срежиссировала для Miu Miu ролик The Door, посвященный женской дружбе. А в 2019 году Prada назначили ее сопредседательницей Совета по вопросам разнообразия и инклюзивности.
Короткометражный фильм The Door из серии Women's Tales для Miu Miu
Она борется за разнообразие в американской киноиндустрии...
В 2010 году Ава Дюверней основала медиакомпанию Array. Цель организации — помочь женщинам и афроамериканцам дистрибутировать фильмы. Array выделяют гранты, организовывают образовательные антирасистские программы и помогают с продвижением кинокартин. «Я создала Array, чтобы помочь тем, кто только начал свой путь [в режиссуре]. Свои фильмы я продвигала самостоятельно. Я даже не просила никого рекламировать их. Я знаю, что никто бы не заинтересовался. И за все годы работы пресс-агентом мне не приходилось сталкиваться с фильмами, которые я бы хотела дистрибутировать», — говорит Ава Дюверней.
… теперь в Американской киноакадемии
«Оскар», 2017
Governors Awards, 2018
«Оскар», 2015
11 июня 2020 года, спустя несколько недель после того, как США (а затем и Европу) захлестнула волна антирасистских протестов, Американская киноакадемия представила разгоряченной публике новых членов жюри. В обновленный состав вошли Вупи Голдберг и Ава Дюверней. Перемены назревали, ведь академию не раз обвиняли в том, что подавляющее большинство ее членов — белые мужчины. В 2015 году возмущение вылилось в хештег #OscarsSoWhite. Причем разгорелось пламя в том числе из-за «Сельмы», которую, по мнению многих критиков, Киноакадемия практически проигнорировала, заявив всего в двух номинациях — «Лучший фильм» и «Лучшая песня». Хештег стал мощным двигателем прогресса в киноиндустрии. Ава Дюверней назвала движение #OscarsSoWhite «катализатором разговора о многовековой нехватке разнообразия и инклюзивности».