Скатерть-самобранка за тридевять земель
ТЕКСТ:
ДЕНИС БОЯРИНОВ
Перебравшись из Москвы в Буэнос-Айрес, Макс Сизов твердо намерен зайти в гости к каждому аргентинцу — с борщом, гречкой и пельменями.
Аргентина — страна приезжих. Меньше чем 2,5 процента нынешнего населения страны относит себя к коренному населению. Остальные — потомки конкистадоров, колонизаторов, беженцев и беглецов. О том, что в Аргентине найдется место всем, говорят даже названия улиц и площадей Буэнос-Айреса: в каком еще городе мира улица Армении идет почти до площади Италии, улица Чили пересекает улицу Перу, а от улицы Арабской Республики Сирии рукой подать до проспекта государства Израиль? Есть в Буэнос-Айресе и необходимый уважающему себя мегаполису китайский квартал, в котором обитают и торгуют всякой всячиной выходцы из всей Юго-Восточной Азии. В стране сложились многочисленные национальные диаспоры, которые хранят свои традиции вдали от исторической родины: ливанская и армянская, ирландская и шведская.
Вместе со своей верой и обычаями переселенцы привозили в Аргентину и гастрономические привычки. Поэтому в Буэнос-Айресе можно найти кафе и рестораны с едой разных народов мира — от арабской до японской. Конечно, больше всего в этом городе традиционных мест в жанре parilla (произносится [париша]) — аргентинской разновидности гриль-баров или стейкхаусов, где на открытом огне жарят могучие стейки. Встречаются в городе и заведения с привычными жителям Восточной Европы борщами, блинами и пельменями, но редко. Однако с недавних пор русская кухня на гастрономической карте Буэнос-Айреса становится все заметней — в том числе благодаря Максу Сизову, создавшему и развивающему в столице Аргентины доставку Nordic.
В Москве Сизов был на госслужбе и приехал в долгосрочную командировку в Буэнос-Айрес в 2019 году. Работа предполагала регулярные поездки по всей Южной Америке, что дало ему возможность объездить континент, побывать в 9 странах региона и посмотреть на его крупнейшие города. Когда контракт подошел к концу, Макс решил остаться в столице Аргентины, чтобы начать здесь собственный бизнес — открыть бар, о котором он давно мечтал. «Буэнос-Айрес — самый европейский город в Латинской Америке, — объясняет предприниматель свой выбор. — Конечно, Рио и Сан-Паулу — города тоже красивые, а экономически, возможно, и более процветающие, но к ним надо сильно привыкать. Кроме того, в Буэнос-Айресе дешевая жизнь, поэтому и цена вхождения в бизнес — низкая. Мы с компаньонами открыли бар „на троих“, вложив суммарно около 40 тысяч долларов; это включая аренду на полгода, ремонт, дизайн, закупки и зарплаты. Причем открыли в престижном районе и проходном месте — в центре района Реколета. Это примерно как открыть бар в Москве на Никольской улице, за исключением того, что в Москве за такие деньги это невозможно».
Бар Nordic, запущенный Максом и его партнерами, расположился на бойкой улице Гидо вблизи туристического сердца Реколеты — красивого исторического кладбища, на котором погребены многие аргентинские политические лидеры и легендарная Эва Перон, которую в Аргентине по-прежнему любят и почитают как святую. По вечерам в многочисленных кафе и барах, расположенных возле старых стен некрополя, аргентинцы и приезжие бурно радуются жизни, наслаждаясь ее течением. Однако удачной локации оказалось недостаточно: новое заведение, открытое быстро и без четкой концепции, не спешило наполняться посетителями. Чтобы отличаться от соседей, в Nordic ввели в меню борщи, пельмени, блины и настойки на водке; из-за этого в бар стали заходить любопытствующие аргентинцы и со всех концов Буэнос-Айреса потянулись приезжие из России. Спустя еще пару месяцев в Nordic решили запустить доставку еды — и она «взлетела», начав обеспечивать кассу проекта. Почувствовав коммерческую перспективу, Макс Сизов предложил своим компаньонам сделать фокус на доставке, но не встретил поддержки и решил развивать ее самостоятельно.
«Я ушел в дарк-китчен, — рассказывает он. — Сейчас, работая вообще без рекламы, я делаю на доставке еды миллион песо в месяц — это около 3 тысяч долларов. При этом за аренду ста квадратных метров помещения у оперного театра Колон (что тоже в самом центре) я ежемесячно плачу 82 тысячи песо. Я знаю, как утроить выручку — надо дать рекламу и увеличить объемы производства, наняв больше персонала. Думаю, что к марту 2023 года я открою и зал с едой. Для такого роста доставки при этом нам хватит только потока русских эмигрантов, которых в последние месяцы приезжает в Аргентину все больше и больше».
Если почитать чаты переселенцев из России, становится очевидно, что вдали от дома наш соотечественник больше всего тоскует по гречке и молочке — родным сметане, кефиру и творогу. Неизбежно на чужбине наступает момент, когда, кажется, душу готов продать за порцию правильных сырников или глазированный сырок в шоколаде. Но продать ее некому: молочные продукты в Аргентине совсем не похожи на наши — сметаны и творога нет как таковых, а за обычным несладким йогуртом нужно идти в магазин «здорового питания» — и то он будет больше похож на простоквашу. За последние месяцы, однако, ситуация изменилась: поток россиян, приезжающих в Аргентину, сильно увеличился, и в тех же чатах появились люди, которые начали делать домашний творог и продавать его другим.
«Конечно, мы не единственные, кто в Буэнос-Айресе делает пельмени и сырники. Конкуренты есть, — рассказывает Макс Сизов. — Русской кухни здесь становится все больше. Одни доставляют домашнюю еду, другие делают молочку и развозят ее по адресам. Но проблема в том, что никто из них не доставляет заказы даже через день. А какие люди приезжают в Аргентину? Они избалованы Москвой, в которой привыкли к сервису по доставке такого уровня, которого нет не то что в Буэнос-Айресе, но и в условном Лос-Анджелесе. Я регулярно слышу претензии от только что прибывших — почему мы не можем получить наши пельмени через полчаса? Или вот последний случай: клиент в 4 утра потребовал в телеграм доставить горячий суп для беременной жены. Я вижу в этом точку роста для бизнеса. Моя главная идея — довести Nordic до московского уровня, чтобы еда приезжала в любую точку Буэнос-Айреса за час и в красивой упаковке. Мы уже доставляем заказы на следующий день; скоро будем доставлять день в день».
По мнению создателя Nordic, русская кухня постепенно приживается в Аргентине. Несмотря на разницу в гастрономических традициях, большинство привычных нам блюд здесь можно повторить. «Многие переживают из-за отсутствия гречки, — говорит Макс Сизов. — На самом деле она, естественно, здесь есть, но только зеленая. Но ничто же не мешает ее пожарить, чтобы она была такой, какой мы ее любим. Гораздо большая проблема — с дефицитом более неожиданных вещей, типа лесной ягоды. Мы столкнулись с этим, когда делали настойки в баре: много разной ягоды есть в Патагонии, но на 90% она идет на экспорт, и если ты найдешь людей, которые из оставшихся 10% могут тебе что-нибудь продать, — это большая удача. Другая серьезная проблема — хороший черный хлеб: его вообще мало кто делает. Иногда пекут, но он только в первый день хороший — потом либо черствеет, либо начинает плесневеть». «Селедки нет, — добавляет предприниматель. — Даже в китайском квартале, где можно купить самую разную рыбу и лучшие морепродукты. Тут есть местная рыба, которую выдают за селедку: она к ней близка, но ни фига это не селедка. У меня дома хранятся три банки селедки, присланные из Москвы. Я берегу ее как самый ценный деликатес — открываю раз в месяц».
Макс Сизов уверен, что клиенты Nordic — не только переселенцы из России. Аргентинцы традиционно открыты к мультикультурности и готовы пробовать новое: им может понравиться русская кухня. Кроме того, они уже немного знают о ней. Очень хорошую рекламу ей дал чемпионат мира по футболу 2018. Многие аргентинские фанаты побывали в России, пробовали разное и увозили с собой хорошие впечатления о еде. «Местные удивляются русской кухне, — замечает Сизов. — Привозишь им творог и сметану — они прямо радуются. Говорят: „Муи рико“, то есть очень вкусно. Пельмени — безусловный хит. Но если ориентировать доставку на аргентинцев, то надо проделать большую образовательную работу: не только меню перевести на испанский и объяснить, что это за блюда, но и рассказать, как их готовить, подавать и есть. У нас была такая история: аргентинец, который бывал в России, купил у нас килограмм пельменей. Сварил комом, выложил эту массу на тарелку, сфотографировал и отметил нас с благодарностью в инстаграме — но лучше бы он этого не делал».
Создатель Nordic готов к гастрономическому просветительству и соперничеству за любовь аргентинцев с другими кухнями мира. Воодушевленный быстрым ростом доставки, он настроен весьма оптимистично и уже подумывает о выходе за пределы столицы Аргентины: «Главная проблема в том, что в Буэнос-Айресе ты скоро упрешься в потолок: здесь покупательная способность у населения меньше, чем в Бразилии, Мексике, Уругвае или Чили, — заключает Макс. — Но по крайней мере ты можешь начать здесь бизнес дешево, понять, как наладить и масштабировать свой продукт, и дальше уже думать об экспансии в другие страны Латинской Америки».