Сирота ирландская
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Когда-нибудь, про взросление Барри Кеогана снимут духоподъемный байопик, но уже сейчас Анна Сотникова предлагает разобраться, как трудное детство в подворотнях Дублина привело этого задиристого пацана к успеху на киноэкране и овациям на красных дорожках.
Свое кинообразование Барри Кеоган начал практически нелегально. Его мать умерла от героиновой зависимости, когда ему было 12 лет, и Барри со своим братом Эриком провел пять лет в приемных семьях, сменив за это время тринадцать домов, пока их не взяли на воспитание бабушка, тетя и старшая сестра. Подростком в Дублине он пробирался с друзьями в местный кинотеатр в обход билетеров, которые, в свою очередь, часто их ловили. Кеоган попадался настолько часто, что в конце концов был объявлен персоной нон-грата в Cineworld на Парнелл-стрит. Много лет спустя премьера одного из его фильмов состоялась в этом самом кинотеатре. «Я думал, — вспоминает он, — а если я все еще там забанен? Меня что, не пустят?»
Выгоняли его не только из кинотеатров, но и из школьных постановок — за то, что хулиганил и дрался с остальными детьми. Кеоган никогда не мечтал быть актером — он хотел быть боксером или футболистом, как его сильно старший троюродный брат Фрэнк Стейплтон, игравший нападающим за «Арсенал», «Манчестер Юнайтед» и сборную Ирландии в 1970–1980-х. От мечты о ринге Барри не отказался до сих пор — в 2017 году даже должен был выступать на ирландском боксерском турнире. Он шутил, что его «лицо будет выглядеть после этого выглядеть только лучше».
Актерская карьера Кеогана, впрочем, — история одного стремительного взлета. Начинается она с объявления о кастинге в ирландскую криминальную драму «Между каналами», которое 18-летний Кеоган увидел на витрине магазина. После этой небольшой роли он начал ходить на кинопоказы и лекции в местной актерской академии The Factory. «Я смотрел на Пола Ньюмана и остальных великих актеров и думал: „Кто это вообще такие?“ Так я осваивал новое ремесло, получал образование, даже не зная об этом». Свои актерские ужимки Кеоган во многом списал с персонажа Пола Ньюмана в фильме «Хладнокровный Люк». По его словам, в этом герое есть спокойствие и самообладание, которые он не теряет до самой смерти. Кеоган до сих пор пересматривает этот фильм, когда ему грустно. Другой фильм, к которому он часто возвращается — «Дневники баскетболиста» с Леонардо ДиКаприо, — напоминает Барри о матери. Кстати, в каждом своем интервью Кеоган упоминает, что ежедневно молится ей вместо Господа — особенно усердно перед пробами и началом новых съемок.
«Хладнокровный Люк», 1967
Его первые роли в кино демонстрируют нам невротичного ночного хулигана: в триллере Яна Деманжа «71» о гражданской войне в Ирландии он сыграл сторонника лоялистов, в «Афере по-английски» с Майклом Фассбендером — подростка, стреляющего из рогатки, а в популярном ирландском сериале «Любовь/Ненависть» его роль и вовсе называлась «Уэйн, убийца кошек». Персонаж Кигона действительно расстреливал кота, за что неравнодушные зрители стали жаловаться на телеканал RTÉ. Так за Кеоганом прочно закрепилось амплуа злодейского шкета.
Он мечтает поработать с такими режиссерами, как Ленни Абрахамсон и Пол Томас Андерсон, но и сейчас его послужной список состоит из работ с весьма уважаемыми авторами: в 25 лет он получил заметную роль в «Дюнкерке» Кристофера Нолана — вновь простого паренька из социальных низов, но уже со всех сторон положительного. После этого его карьера стремительно пошла на взлет. В «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса он сыграл подростка-садиста, которому целует ноги сама Николь Кидман. В «Банши Инишерина» Мартина Макдоны, где Кеоган во второй раз снялся вместе с Колином Фарреллом, он играет витального на первый взгляд деревенского дурачка и этой ролью впервые показывает свое нежное и ранимое амплуа. «Он вызывает ужас и мороз по коже, но делает это искренне и честно», — говорит о нем Мартин Макдона. «Он всегда играет людей с недостатками, не пытаясь заставить вас полюбить их».
Кстати, когда Кеоган по кому-то фанатеет, то даже не пытается это скрывать. Посмотрев «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», он настолько стал одержим идеей сняться у Мартина Макдоны, что поставил его фотографию на заставку телефона. «Все друзья спрашивали у меня: „Почему у тебя на телефоне стоит фотография Стинга?“ Я говорю: „Это не Стинг, это режиссер, у которого я однажды снимусь“». В первый день съемок он конечно же показал Макдоне свою заставку.
«71», 2014
«Убийство священного оленя», 2017
«Банши Инишерина», 2022
Еще один автор, с которым Кеогану хотелось бы поработать, — Стивен Спилберг, который пробовал его на главную роль в «Первому игроку приготовиться». Ту роль он не получил, однако следующий проект актера — сериал для Apple TV + Masters of the Air — спродюсирован Томом Хэнксом и собственно Спилбергом. Это сериал о пилотах эскадрильи бомбардировщиков В-17 времен Второй мировой войны, известной как «Кровавая сотая». Кеоган играет вымышленного лейтенанта Кертиса Р. Биддика, бойца с бруклинским акцентом. Он уже успел подраться со своим партнером по съемкам Остином Батлером: «Я научил его боксу, — шутит Кеоган, — он был довольно хорош».
Проект особенно важен для Кеогана, который устал от злодейского амплуа и теперь старается выбирать контринтуитивные роли. К тому же он всегда хотел сыграть пилота, и на съемках «Дюнкерка» Кеоган больше всего завидовал Тому Харди. Особенно из-за сцен в кислородной маске, где Харди удается выражать свои эмоции одними глазами. «По-моему, это самый высокий уровень, когда ты можешь передать свои эмоции и чувства просто глазами. На съемках Masters of the Air я постоянно спрашивал у Остина (Батлера): «Сегодня я Том Харди? Похож? Как думаешь?» — «Да, дорогой, сегодня ты определенно
Том Харди», — успокаивал меня он».
Несмотря на то что он пытается отойти от своего амплуа социопата, от возможности сыграть Джокера, продолжив свое небольшое камео из «Бэтмена» Мэтта Ривза, Кеоган не отказывается. «Мне бы хотелось показать его маленький путь эволюции, — рассказывает он в интервью GQ. — Я бы хотел оживить этого персонажа и показать его с совсем новой, до этого не виденной стороны». Кстати, и супергеройский фильм в его фильмографии есть — «Вечные» Хлои Чжао. Еще одна его цель — набрать мышечную массу, но не для того, чтобы получить роли супергероев или достичь нереалистичных стандартов идеального тела, а просто чтобы посмотреть, какие роли ему начнут предлагать. «Я уже больше не тот тощий парень из „Убийства священного оленя“, — говорит он. — Я хочу показать, что такое настоящая уязвимость в неуязвимом теле — как это удается тому же Тому Харди или великому Марлону Брандо». Кстати, Брандо — это имя сына Кеогана.
«Вечные», 2021
«Солтберн», 2023
Брандо Кеоган родился во время съемок «Солтберна». «Мне даже дали выходной на этот день!» — вспоминает Барри. Вскоре после рождения ребенка он расстался со своей девушкой Элисон Сандро, но продолжает общаться ней и с сыном, очень хвалит ее как мать и с нежностью в каждом интервью шутит про ребенка. «Мне кажется, с таким именем — Брандо Кеоган — он уже в 12 лет начнет рассекать в кожаной куртке на мотоцикле с зубочисткой во рту. Я всегда хотел быть похожим на Марлона Брандо, но иметь Брандо в качестве имени, а не фамилии, по-моему, особенно круто».
Как можно судить по «Солтберну», похожим на Брандо ему удалось стать — критики оценивают его игру как «Марлон Брандо из „Последнего танго в Париже“ постепенно завладевает телом Макловина из „Суперперцев“». Эта роль кажется переломной для него — такой же, как, например роль в «Выпускнике» для Дастина Хоффмана. Пусть даже и стряхнуть с себя амплуа злодея-психопата в этот раз вновь не позволил сюжет: Кеоган в «Солтберне» танцует обнаженным, пьет из ванны воду со спермой Джейкоба Элорди и занимается сексом с его могилой.
«Солтберн», 2023
«Солтберн» стал культурным феноменом еще до своей премьеры — химия Кеогана и Элорди (и их драматическая разница в росте) стала мемом с момента публикации самых первых кадров. Некоторые критики отмечали, что тридцатилетний на момент съемок Кеоган не очень убедительно смотрится в роли неуклюжего оксфордского первокурсника, но этот выбор раскрывается в самом конце: этот извращенный фильм об извращенном взрослении кажется важной точкой взросления его собственной актерской карьеры — в финальной сцене подросший герой Кеогана наконец-то буквально демонстрирует свою мужественность.
В интервью Кеоган предстает ровным ирландским парнем, который легко подстраивается под собеседника и любит ругаться матом. Буквально — один из его профайлов начинается с того, что репортер разрешает ему ругаться, тот выхватывает диктофон и громко говорит в него: «Fuck-fuck-fuck-fuck-fuck». Хулиган и хамелеон по жизни и в кино, Барри так же непредсказуем и в своих модных выходах. Он легко примеряет и отбрасывает роли, образы и наряды, никогда не давая возможности предсказать, что он будет носить или делать дальше. Журнал Vogue признал его частью так называемого направления Babygirl men fashion вместе с Гарри Стайлзом, Льюисом Хэмилтоном, Тимоти Шаламе и все тем же Джейкобом Элорди. Журнал GQ считает его главным на сегодняшний момент голливудским представителем стиля freaky fashion. Но нужно отметить, что вместе с эволюцией карьеры эволюционировал и его стиль — Барри начал одеваться смелее и более вызывающе: от облегающих жилетов Dolce & Gabbana до барочных костюмов от Louis Vuitton. Этим он во многом обязан своей звездной стилистке Иларии Урбинати, которая одевает Дональда Гловера, Джеймса Марсдена и Зака Эфрона. Урбинати привнесла в стиль Кеогана смелость и современность и помогла ему выглядеть как суперзвезда еще до того, как он ею станет. И кто теперь вспомнит, что начинал он с тренировочных костюмов?
В недавнем интервью для GQ Кеоган поделился, что рад, что его наконец-то перестали считать за «фриковатого маленького мальчика», а начали воспринимать как серьезного актера, который в глазах всей индустрии значительно вырос и серьезно повзрослел и теперь готов брать на себя не только рискованные роли, но и ответственность за большие блокбастеры. И они, кажется, ждать себя не заставят.