Blueprint
T

Искусная подделка

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Фильм Эмиральд Феннел «Солтберн» — сатирическую драму о богатых и глупых, претендующую на место в ряду знаковых фильмов о причудах любви и классовых различиях, — зрители по всему миру растаскивают на мемы и скриншоты. По нашей просьбе писательница Катя Морозова на себе испытала действие провокационных сцен с восходящей кинозвездой Барри Кеоганом, но осталась разочарована.

«Лучший год в истории кино», 1999-й, подарил нам самую известную экранизацию «Талантливого мистера Рипли». Правда, любимую в основном теми, на чье детство она пришлась. Хочется верить, что это именно что-то поколенческое, ведь, например, один из наиболее тонких критиков 2000-х, поэт Григорий Дашевский, принадлежавший другой эпохе, фильм Мингеллы считал неудачным. Рожденным в 2000-е и далее уготован свой Рипли — совсем скоро выйдет очередная экранизация, с Эндрю Скоттом в роли Тома Рипли и Джонни Флинном в роли Дики Гриффина. Интригующая и пугающая история о любви-ненависти и буквальном слиянии с объектом страсти продолжила тему двойничества, важную для литературы позапрошлого столетия. То, как ее представили Патриция Хайсмит, авторка романов о Рипли, и вслед за ней массовый кинематограф, отражает многие травмы XX века, время, когда желание и потребление определили нового человека-без-свойств. Но ожидание очередного «оригинального» Рипли внезапно прервала Эмиральд Феннел, начинающая — «Солтберн» ее вторая картина — режиссерка и сценаристка. И если ее первый фильм "Девушка, подающая надежды«)— реверанс в адрес движения metoo, то «Солтберн» отрабатывает киносериальный тренд последних лет — eat the rich, который в ее руках превратился в вольную интерпретацию «Мистера Рипли» и еще десятка произведений о вырождении богачей и любви плебея к аристократу.

«Талантливый мистер Рипли», 1999

«Солтберн», 2023

2007 год, начало учебной осени в Оксфорде, первокурсник Оливер Квик (Барри Кеоган) с чемоданчиком на колесах является в кампус и сразу же замечает возвышающегося над всеми, приторно-красивого героя Джейкоба Элорди. Вопиюще непривлекательный Квик быстро становится аутсайдером, проводит время в основном в библиотеке и изредка выслушивает монологи еще одного неудачника, поглядывая на красавца Элорди. Случайное стечение обстоятельств сводит Квика с объектом его интереса, и чувство эволюционирует в пугающе-немногословную страсть. А дальше — лето в семейном поместье нового друга, где непривлекательность Квика открывается уже с других ракурсов, при этом превращая его в главного человека в доме. Это безусловно не дословный сюжет «Таинственного мистера Рипли», но развитие отношений героев слишком уж знакомо почитателям Хайсмит. Более того, любители английской литературы узнают в «Солтберне» многие сюжетные ходы, приемы, темы из произведений в диапазоне от «Возвращения в Брайдсхед» Ивлина Во до «Ребекки» Дафны дю Морье; названия текстов, фамилии авторов то и дело звучат в диалогах. «Солтберн» — это непрекращающийся неймдроппинг.


«Солтберн»
«Солтберн»
«Солтберн»
«Солтберн»
«Солтберн»
«Солтберн»

Есть ощущение, что мы попали в мир фанфика, созданного поклонницей английских романов, действие которых не выходит за границы фамильных резиденций. К тому же она хорошо усвоила популярность eat-the-rich-фильмов. В «Солтберне», к счастью, никого не съедят (хотя с весьма прямолинейным подходом ко многим темам от Феннел можно было ожидать и такого), но, например, будут отведаны некоторые телесные жидкости (см. те самые скандальные сцены со сливом в ванной и куннилингусом во время месячных).

Мир, о котором грезит бедный студент Квик, на деле оказывается семейкой психически нездоровых и травмированных людей, обитающих в наследуемой роскоши. Феннел заигрывает и с социальной сатирой, но даже близко не подбирается к классовой критике. Герой Кеогана, сын добродушных мещан из среднего класса, это не альтернатива прогнившим богачам. Он выродок едва ли не похлеще, типаж Рипли, единственное отличие от владельцев Солтберна — ум и способность к планированию. Собственно весь фильм — это его монолог о том, как важно все продумать на пути к своей цели. Создательнице этого мира в равной степени неприятны и жители Солтберна, и студенты Оксфорда, и главный герой. Напрашивается вопрос, зачем они, к тому же плохо прописанные, ей понадобились. Отвечая, придется признать, что «Солтберн» — это сборник местами удачных, местами до пошлости претенциозных кадров, собранный ровно для того, чтобы быть популярным у аудитории тиктока, готовой плясать голышом под Murder on the Dancefloor и другие треки 2000-х. (Если что, никаких упреков аудитории, только — Феннел.) Время действия фильма, кажется, выбрано исключительно для того, чтобы соответствовать саундтреку. Непосредственно от 2000-х в поместье Солтебрн вроде бы ничего и нет. Интерьеры, виды, темы разговоров и, наконец, кульминационная вечеринка в парке-лабиринте пытаются убедить нас в том, что все-таки этот фильм — нечто большее, чем кажется, разговор на серьезную тему о безднах человеческой души и причудливых путях любовного наваждения. Но нас не запутаешь даже лабиринтом, и разговор к тому же совсем не сложился.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}