
Хороший пример: Элейн Уэлтерот
ТЕКСТ: Татьяна Королева
Кто такая Элейн Уэлтерот? Самый молодой главный редактор Condé Nast и вторая темнокожая женщина на такой должности. Именно она изменила Teen Vogue и дала голос молодому поколению, которое, как оказалось, интересуется не только отношениями и одеждой, но и политической повесткой. Вот как ей это удалось.
«Teen Vogue имеет такое же право говорить и интересоваться политикой, как и любая молодая девушка в сегодняшней Америке» — так ответила Элейн Уэлтерот на вопрос, заданный ведущим Тревором Ноем на ток-шоу The Daily Show. Он, вероятно, озвучил мысли половины аудитории, когда спросил: что вообще молодежный журнал знает о политике? Разве они не должны заниматься другими темами? Это был не первый раз, когда Элейн приходилось отстаивать свое право называться журналисткой: до этого, будучи стажером в рекламном агентстве, она полтора часа потратила на разговор с коллегой, доказывая, что модная журналистика так же важна, как политическая. Вся Америка услышала ее в 2016 году, когда она стала главным редактором Teen Vogue.

Erik Madigan Heck для The New York Times
Элейн Уэлтерот родилась в смешанной семье: ее мама — афроамериканка, а папа — белый. Про свое детство Элейн рассказывает характерную историю. Как-то она очень хотела редкую куклу, которую рекламировали по телевизору, и наконец мама смогла ее достать. Но, развернув упаковку, девочка почувствовала разочарование: кукла оказалась темнокожей, а она хотела белую. «Сейчас я понимаю, что единственная причина моего разочарования — то, что белокожая кукла со светлыми волосами в окружающем мире считалась лучше других». Уэлтерот говорит, что читала очень много журналов, но лишь в немногих видела женщин, похожих на ее маму. Это были прежде всего Ebony и Essence — глянцевые журналы для афроамериканской аудитории.

Gina Ferazzi для Los Angeles Times
В 2007-м Элейн — первая из своей семьи — окончила колледж и после стажировки в рекламном агентстве стала осуществлять свою мечту — работать в журнале в Нью-Йорке. Объектом своей невероятной настойчивости девушка выбрала креативного директора журнала Ebony Харриет Коул. Она писала, звонила и снова писала ей. Наконец Коул сдалась и решила из вежливости все-таки встретиться с настойчивой девушкой. Результат? Они проговорили целый час, а несколько месяцев спустя специально для Уэлтерот создали новую штатную должность в нью-йоркском офисе журнала.
Но Элейн стремилась к большему: ей хотелось быть частью мейнстримных медиа и менять их перспективу. Лучшими она считала Condé Nast. В 2011-м она стала бьюти-редактором Glamour, а в 2012-м перешла на такую же должность в Teen Vogue.
Одним из главных прорывов Элейн на этом посту стала обложка августовского номера 2015 года, когда для нее сняли трех еще не известных темнокожих моделей. Радикальный шаг: cчитается, что отсутствие белых людей на обложках — коммерческий риск. Журнал просто смели с прилавков; многие рассказывали, что покупали сразу несколько экземпляров, чтобы отдать своей дочери, внучке или подруге. Те, кто годами проходил мимо Teen Vogue, вдруг снова заинтересовались журналом.
vogue teen, август 2015

10 декабря 2016 года, в разгар президентской гонки в США, сайт журнала опубликовал текст «Как Дональд Трамп вводит Америку в заблуждение» и буквально взорвал американский интернет. Перепосты текста в твиттере были примерно одного содержания: «Не ожидал от Teen Vogue такого уровня анализа политической ситуации; почитайте». Некоторые говорили, что теперь молодежный журнал пишет о политической повестке лучше, чем многие профильные издания. Вдруг оказалось, что молодые люди могут интересоваться модой и политикой одновременно, и такой новый концепт, где на одной странице рассказ о модных тенденциях, а на следующей — текст о культурной апроприации, — очень востребован. Об этом говорят и цифры: трафик сайта teenvogue.com вырос на 6,5 миллиона уникальных посетителей и в 2017 году составлял 9,2 миллиона; возросло и количество подписок на печатную версию.
И Уэлтерот первой почувствовала, что активизм и включенность в политическую жизнь становятся мейнстримом. «Я чувствовала, что у журнала появилась возможность затрагивать более глубокие темы и рассказывать о других девушках: тех, кто использует свои платформы и влияние, чтобы быть ролевой моделью. В воздухе витали эти изменения», — рассказывала она в интервью NY Times. В 2017 году Уэлтерот назначили главным редактором печатной версии Teen Vogue. Так Элейн стала самым молодым главным редактором (на тот момент ей было 29) и второй афроамериканкой в такой должности за всю историю Condé Nast — а издательский дом существует уже почти 110 лет. Первой стала Кейджа Майнор, назначенная в 2012 году главным редактором журнала Brides.


Нина Шо, Элейн Уэлтерот, Кристи Хаубеггер на Tribeca Film Festival 2018
Вместе с закрытием печатной версии журнала в конце 2017 года Элейн покинула свой пост. Condé Nast утверждают, что предлагали ей подумать над другой должностью, но она не согласилась — и издательский дом не стал искать ей замену. Она стала заниматься важными темами не через журнал, а напрямую: например, сейчас улетела в Бразилию вместе с пакистанской активисткой Малалой Юсуфзай, чтобы освещать проблему образования девочек в стране. Так кто она — активистка или редактор? Отвечая на этот вопрос, Уэлтерот цитирует героиню с обложки Роуэн Бланчард: «Активизм — это чувство необходимости: узнавать, объяснять и помогать. По этому определению я точно активистка». И, возможно, именно такие редакторы-активисты нужны современным медиа.