Персона: Верджил Абло
28 ноября 2021 года стало известно о смерти одного из самых ярких дизайнеров наших дней, основателя марки Off-White Верджила Абло. Шокирующая новость появилась в официальном аккаунте Louis Vuitton, где Абло занимался мужской линией. По официальной информации, Абло скончался от рака, с которым он втайне боролся последние несколько лет. Модной индустрии будет сильно его не хватать — и вот лишь несколько причин, почему.
Херон Престон, Анна Винтур и Верджил Абло на мероприятии Forces of Fashion (октябрь 2017)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
До номинации на приз LVMH Абло был известен как креативный директор Канье Уэста, с которым он начал работать около десяти лет назад и продолжал сотрудничать буквально до недавнего времени. О своей работе с Уэстом Абло особенно не распространяется, но в одном из интервью упомянул, что в возрасте 22 лет делал все возможное, чтобы познакомиться с музыкантом и даже нарочно околачивался рядом с его чикагской студией.
Музыка интересовала Абло всегда, а выступать как диджей он начал с 18 лет. «Впрочем, раньше я думал, что это временное увлечение и работать я буду в обычном офисе с 9 до 17», — рассказывал он журналу GQ. Сын мигрантов из Ганы и типичный ребенок из семьи среднего класса, после школы Абло начал изучать инженерное дело. Лишь на последнем курсе бакалавриата благодаря курсу по истории искусства Абло осознал, что творчество может быть частью повседневной жизни. Музыкой Абло занимается и по сей день, выступая с диджейскими сетами под псевдонимом Flat-White.
Верджил Абло и Канье Уэст
Номинация на приз LVMH
Попытки обосноваться в индустрии моды Верджил Абло начал предпринимать в 2012 году. Его первым проектом стал запуск бренда Pyrex Vision, дебютная коллекция которого состояла из футболок Ralph Lauren, дополненных авторскими принтами Абло. К 2015 году Pyrex превратился в Off-White, а вкусы дизайнера стали тоньше. Off-White в качестве названия Абло тоже выбрал не случайно: это серое пространство между черным и белым, высокой модой и уличной. Многослойные вещи унисекс, покрытые похожими на граффити надписями, из осенней коллекции 2015 года действительно выглядели и элегантно, и спортивно. Абло получил номинацию на престижный приз.
Тот факт, что в восьмерке финалистов (а наряду с Абло в нее вошли Симон Порт Жакмюс и Крейг Грин) дизайнер был единственным американцем, обеспечил ему внимание журналистов. И несмотря на то, что в тройку победителей Off-White не вошел, именно с номинации LVMH началась история его глобального успеха.
Коллекции Pyrex Vision и номинированная на приз LVMH коллекция Off-White (2015)
Многозадачность
Если верить аккаунту Абло в Instagram, он обладает сверхчеловеческими способностями: за несколько дней дизайнер может успеть побывать на презентации собственной коллекции в Париже, открытии бутика в Гонконге, устроить диджейский сет в Лондоне и вернуться в Чикаго к закрытому гигу Канье Уэста. Кроме того, Абло имеет привычку назначать интервью в такси (на пути из аэропорта или в аэропорт) и никогда (никогда!) не расстается со своим телефоном. Он и коллекции свои, по его собственному признанию, создает обычно на телефоне во время частых трансатлантических перелетов. «Когда Верджил Абло спит?» — кочует из интервью в интервью один и тот же вопрос. «Кажется, никогда», — неизменен ответ дизайнера: когда одновременно работаешь во всех часовых поясах, пожалуй, действительно не до сна.
Амбиции
Абло явно считает себя представителем нового Ренессанса в моде: «В моде доминировал кутюр. И вдруг появился Сен-Лоран с его одеждой прет-а-порте. “Хэй, сенсация: кутюр никто не носит”. Та же ситуация сейчас со стритстайлом и высокой модой», — объяснил он журналу GQ. Впрочем, даже будучи маркой уличной одежды, Off-White не нарушает установленных иерархий: футболки, худи и джинсы изготавливаются в Италии, и цены на них соответствующие. Вещи Off-White вряд ли могут себе позволить те, кого Абло считает своими основными клиентами: молодые интеллектуалы, всерьез увлекающиеся контркультурой. И все же, очевидно противореча самому себе, Абло продолжает заявлять в интервью, что снобистский подход к моде ему чужд, свою задачу он видит в демократизации модного мира, а вещи делает для «ребят на районе».
Другой главной амбицией Абло остается занять позицию креативного директора в бренде с историей. Однако в отличие от Демны Гвасалии — другого стритстайл-гуру нашего времени — у Абло нет формального дизайнерского образования. А для исторических модных Домов, где традиции по-прежнему чтят, это неприемлемо.
Off-White весна-лето 2018
Off-White осень-зима 2017
Off-White весна-лето 2018
Коллаборации
Если что-то и удается Абло отменно, так это коллаборации — точнее, выбор кандидатов для совместных работ. Среди брендов и компаний, с которыми Off-White сотрудничает, — громкие имена вроде Jimmy Choo, IKEA и Byredo, презентации капсульных коллекций бренда традиционно проходят в Dover Street Market и — до недавнего времени — парижском Colette. Коллаборации Абло не только оборачиваются сенсацией (вспомните хотя бы его нашумевшую коллекцию с Nike), но и укрепляют нишевый статус и престиж его бренда. Так, совместный проект с Абло, например, коллаборация с Jimmy Choo (единственная в истории бренда, не считая H&M) — британский бренд работал над обувью для весенней коллекции Off-White, посвященной принцессе Диане.
Запоминающейся получилась и коллаборация Off-White с Moncler. В начале 2017-го вышли ветровка, свитер и футболки, дополненные узнаваемыми принтами Off-White.
Футболка Off White x Awake x Union x No Vacancy Inn x Heron Preston, созданная для совместного мероптиятия и поп-ап стора на Art Basel
Off-White x IKEA
Off-White x KM20
Сумка «Collaboration» Heron Preston x Off-White
Off-White x Jimmy Choo
Off-White x Nike
ДЕВЯНОСТЫЕ
Именно девяностые дизайнер считает золотым временем в истории альтернативных субкультур и уличной моды. Не случайно примерами для подражания в моде он считает Рафа Симонса и бренд Supreme («Для меня Supreme то же, что Louis Vuitton для кого-нибудь еще», — сказал как-то дизайнер в 2015 году, задолго до коллаборации двух брендов). Рафа Симонса же дизайнер называет богом («Никто не сделал для стритстайла больше, чем он»). Отношение Симонса к Off-White достаточно сдержанное: «Мне не кажется, что он [Абло] делает что-то революционное в моде».
Из девяностых же Абло позаимствовал тему для своей весенней женской коллекции, в которой воспроизвел самые известные образы принцессы Дианы.
Узнаваемость
Не беда, что Верджил Абло не слишком силен в крое, а вещи для его марки создает команда дизайнеров в Милане. Новизна, смелость и поразительное чутье на хайп — вот что делает бренд привлекательным. Не вредит репутации Off-White и дружба Абло с сестрами Хадид, которые регулярно выкладывают фото его вещей в сеть Instagram.
Да, в фасонах нет ничего нового, но неизменные графичные полосы, принты-граффити и, разумеется, надписи в кавычках — излюбленные приемы Абло — моментально узнают все. Особенно эффектны надписи, отпечатанные шрифтом Helvetica, — настоящее воплощение постмодернистской иронии.