Blueprint
T

Голый человек в черном

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На обложке нового номера журнала Dust — портрет Димитриса Папайоанну, ключевой фигуры греческого современного искусства, хореографа, режиссера, художника и перформера. Его спектакль INK в 2023 году объехал полтора десятка стран, в календаре 2024-го — география от Соединенного Королевства до Японии. Олег Зинцов вспомнил, что необходимо знать про Димитриса Папайоанну, и добавил несколько занятных штрихов к портрету художника.

В 2004 году Папайоанну поставил церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в родных Афинах, и это, пожалуй, самый широко известный факт его биографии. Второй раз, не особо это афишируя, он сделал коммерческое шоу для открытия первых Европейских игр в Баку в 2015 году. По признанию самого режиссера, на оба проекта он согласился исключительно ради денег — чтобы вложить их в свои экспериментальные работы.

Фото: Miltos Athanasiou

Фото: Julian Mommert

По образованию он художник, но еще во время обучения в Афинской школе изящных искусств заинтересовался танцем и перформансом, а в 1986 году в Нью-Йорке посещал семинары по буто. В дальнейшем этот японский стиль современного танца заметно повлиял на его работы.

Очень любит рисовать с натуры и часто просит разных людей — знакомых и незнакомых — ему попозировать. 

Папайоанну ничего не выбрасывает — все наброски, черновики, фото- и видеоматериалы становятся частью постоянно разрастающегося архива художника.

Начинал с афинской андеграундной сцены: в 1980–1990-х рисовал анархические комиксы, был соредактором контркультурного журнала Kontrosol sto Haos и жил в сквоте. В Dust он говорит своему другу, профессору Оксфорда Димитрису Папаниколау, что комиксы — «доступная для рабочего класса форма искусства» — в то время были лучшим способом разговора с ровесниками, потому что «эти ребята обычно не посещали галереи». Теперь таким окном к молодому поколению Папайоанну считает социальные сети.

Cпектакль The Great Tamer

В 1986 году основал театр танца «Эдафос» (έδαφος — по-гречески «земля»), в котором поставил 17 спектаклей за 16 лет (компания распалась в 2002 году). За этот период сформировались характерные черты его работ — междисциплинарность и синтетичность (это одновременно физический театр, танец, перформанс и театр художника), интерес к античности и обнаженному телу, пластические отсылки к классической живописи (сюжеты Рембрандта, Боттичелли или барочные натюрморты в жанре vanitas), ритуальность и медитативность.

Папайоанну утверждает, что получил международную известность лишь к 50 годам, когда открыл для себя возможности интернета и соцсетей. На самом деле это не так, и дело не только в Олимпиаде 2004. Один из самых успешных спектаклей театра «Эдафос» «Медея», поставленный в 1993 году, гастролировал по всей Европе, побывал в Нью-Йорке и представлял Грецию на Expo ’98 в Лиссабоне.

В 1989 году Папайоанну бесплатно работал помощником-стажером у знаменитого американского визионера Роберта Уилсона, когда тот ставил в Гамбурге спектакль «Черный всадник. Литье волшебных пуль», музыку для которого писал Том Уэйтс, а текст — Уильям С. Берроуз.

Спектакль Transverse Orientation

Спектакль Transverse Orientation

Папайоанну постоянно работает как сценограф, декоратор и художник по костюмам, причем не только в собственных постановках. В сущности, он универсальный автор, владеющий как прикладными, так и концептуальными инструментами современного искусства.

Фирменный стиль Папайоанну-перформера включает строгий черный костюм, в котором он, как правило, взаимодействует с полностью обнаженным партнером, создавая не только визуальный, но и символический контраст природы и цивилизации, частного и публичного. Такой образ можно было увидеть в перформансе «Первая материя», который привозили в Москву на фестиваль «Территория» в 2013 году. В гастролирующем сейчас по всему миру спектакле INK одетый в черное Папайоанну вновь подвергает различным манипуляциям голое тело партнера.

На видеоинсталляциях Папайоанну можно спать. Его знаковая работа «Изнанка» (которую привозили в Москву в 2017-м) длилась шесть часов, но не требовала просмотра целиком. Тридцать перформеров на экране повторяли одни и те же действия в пространстве очищенной от всего лишнего квартиры с чуть заметно искаженной перспективой. Залипнув на эти монотонные движения, рифмовавшие современный быт с античным ритуалом, зрители в уютных пуфах-грушах нередко и правда засыпали.

INK в названии спектакля отсылает к чернилам осьминога. Как поясняет в интервью для Dust Папайоанну, «на самом деле это черная сперма, которую можно использовать для письма или рисования, позволяя алхимически трансформировать плотское в духовную сущность». В INK можно также увидеть многочисленные отсылки к фантастической хоррор-франшизе о Чужих, причем в образе Чужого выступает сам Папайоанну.

На перформансе «Первая материя» Папайоанну пожимал руку каждому зрителю, так что могу сказать: горжусь знакомством.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}