Таймлайн:
5 главных событий в истории Барби
О самой знаменитой кукле в мире вот-вот начнут снимать первый игровой фильм (до этого о ней вышло уже несколько десятков мультфильмов). На главную роль утвердили Марго Робби, а рассказывать картина будет о том, как кукла покидает идеальный мир, чтобы найти счастье среди людей. В связи с этим вспоминаем события из биографии игрушки, которые помогли ей стать прогрессивной и не потерять связь с реальностью.
Марго Робби — канонически красивую стройную блондинку — выбрали на роль Барби далеко не сразу. До нее с проектом связывали имена Энн Хэтэуэй и Эми Шумер. Вторая также есть в списке авторов сценария и одно время хотела продюсировать картину.
Тот факт, что Шумер, далекая от «глянцевых» стандартов красоты, могла сыграть самую популярную в мире куклу, сам по себе очень показателен. За почти 60 лет жизни Барби претерпела множество трансформаций. В итоге из игрушки, воплощающей собой недостижимый идеал красоты, она превратилась едва ли не в символ diversity и эмансипации. Отдать эту роль интеллектуалке и комедиантке, ратующей за феминизм и принятие собственного тела, — почему нет? В 2019 году это выглядело бы абсолютно логичным. Правда, к сожалению одних и к радости других, принять участие в проекте Шумер помешал «слишком напряженный» график — в итоге роль ушла сперва к Хэтэуэй, а затем к Робби.
Впрочем, фильм все равно обещает быть вполне современным: по информации IMDb, картина будет рассказывать о том, как Барби изгоняют из волшебной страны Барбиленд за то, что она «недостаточно идеальна», и кукла попадает в мир реальных людей, где и пытается построить жизнь и найти счастье. Сюжет кажется весьма символичным в контексте истории самой игрушки. Так что мы решили вспомнить главные вехи биографии Барби и этапы ее побега из собственного Барбиленда в мир настоящих девочек и их невыдуманных проблем.
Марго Робби
1959
«Девушка с хвостиком»
Официально «днем рождения Барби» считается 9 марта 1959 года — день, когда она впервые появилась на прилавках на Американской международной ярмарке игрушек. Ее придумала жена одного из основателей Mattel (в то время уже одна из руководителей компании) Рут Хендлер. Женщина заметила, что ее дочь Барбара играет с бумажными куклами-взрослыми, — и решила создать куклу, похожую не на ребенка, а на взрослую девушку. До этого девочкам предлагали в основном «пупсов», с которыми нужно было «нянчиться»; не существовало игрушки, с которой можно было бы отождествить себя — или себя в будущем. Исключением была только немецкая кукла Bild Лилли (озаглавленная в честь персонажа комиксов, созданного для журнала Bild) — она-то, по признанию Хендлер, и стала прототипом Барби. Американская версия получилась чуть более целомудренной — на Барби было меньше макияжа и украшений, чем на Лилли, — и в итоге куда более популярной. Только за первый год существования Барби было продано 350 тысяч кукол.
Bild Лилли
Сначала Барбару Миллисент Робертс (именно так звучит полное имя куклы) выпускали лишь в двух вариантах: брюнетка и блондинка, с короткой челкой и волосами, убранными в хвостик. Поэтому в историю первая Барби вошла под кодовым прозвищем Ponytail Barbie. У нее не было ни голливудской улыбки («каноническая» модель с улыбкой и длинными светлыми волосами увидит свет только в 1971 году), ни горы умопомрачительных нарядов: Барби продавали в простом черно-белом сплошном купальнике дизайнера Mattel Шарлотты Джонсон. Мало кто в те годы мог предположить, что одежду для куклы в будущем станут создавать лучшие модные бренды мира: Ralph Lauren, Bill Blass, Dior, Escada, Carolina Herrera, Oscar de la Renta, Givenchy, Hanae Mori и Burberry.
Первые Барби
1965
Исследовательница Марса
Вопреки распространенному заблуждению, в Mattel довольно рано стали создавать для Барби небанальные и достаточно прогрессивные образы. Ее первая профессия была «дизайнер моды» — такая кукла появилась в продаже уже в 1960 году. Затем были стюардесса и модель под расплывчатым названием «деловая девушка» (career girl). Она была одета в элегантный серый костюм-двойку, а на голове у нее красовалась миниатюрная шляпка в стиле Жаклин Кеннеди. Видимо, такая Барби была призвана воплотить собой образ идеальной офисной сотрудницы начала 1960-х — причем, судя по наряду, занимающей довольно высокую должность.
Барби «career girl»
Барби-стюардесса
Барби-инженер-робототехник
Первая Барби-астронавт (современное коллекционное переиздание)
Еще дальше компания пошла в 1965 году, выпустив куклу-астронавта, одетую в серебристый комбинезон и космический скафандр. За два года до этого в космосе впервые побывала женщина — Валентина Терешкова. Это, а также охватившая всех в 1960-е «космическая» мания — взять хотя бы популярность «Барбареллы» и творений Кардена и Куррежа — повлияли на решение боссов Mattel дать Барби новую и довольно редкую по тем временам профессию. С тех пор компания выпускала Барби, так или иначе связанную с космосом, несколько раз: в 1980-е, 1990-е и уже в XXI веке. В 2013 году даже вышла коллаборация с NASA: Барби — исследовательница Марса. «Мы хотим, чтобы эта Барби, которая пополнила собой список из более чем 130 профессий нашей куклы, помогла девочкам полюбить приключения и дала им понять, что нужно всегда стремиться к звездам!» — говорилось в заявлении Mattel.
К сегодняшнему дню кукла освоила чуть ли не все возможные профессии и занятия — от главы государства до фехтовальщицы. Например, в современной линейке есть Барби-инженер-робототехник, а не так давно была выпущена кукла, прототипом которой стала американская женщина-математик, внесшая большой вклад в аэронавтику, Кэтрин Джонсон.
1980
Первая темнокожая Барби
Строго говоря, первая кукла в линейке Barbie, чья кожа была темнее обычного, появилась еще в 1963 году. Вот только была это не Барби, а ее кузина Фрэнси. В 1968 году, в разгар борьбы афроамериканцев за свои права, в семействе кукол появилась Кристи — одна из подруг Барби, — и тоже с темной кожей. Главная кукла Mattel стала афроамериканкой лишь в 1980-м. Правда, еще целое десятилетие черты лица этих кукол не были оригинальными — по сути, это были просто «затемненные» обычные Барби, за что компании досталось немало критики. Лишь с начала 1990-х, прислушавшись к недовольству американцев и проведя фокус-группу, Mattel стала выпускать темнокожих кукол, похожих на реальных женщин африканского происхождения. Сейчас в постоянной линейке есть Барби и ее друзья самого разного происхождения — в том числе азиатского и латиноамериканского.
Подруга Кристи
Барби-афроамериканка, 1980
1997
Инклюзивная кукла
Во второй половине 1990-х в линейке появился еще один персонаж — кукла по имени Бекки, подруга Барби, которая передвигается на инвалидном кресле (оно шло в комплекте). Правда, тут же выяснилось, что оно не проходит в дверной проем дома Барби, а волосы Бекки постоянно застревают в колесах. То есть даже кукле с ограниченными возможностями было трудно жить в «нормальном» мире. Несмотря на то что Бекки пользовалась огромной популярностью у покупателей — ее выпустили в нескольких вариантах, в том числе в образе паралимпийской чемпионки, — скоро ее производство прекратили. Точная причина неизвестна, но, говорят, боссам компании показалось невыгодным адаптировать предметы из мира Барби — дома, машины, мебель — для того, чтобы ими могла пользоваться и Бекки. Проще было избавиться от самой куклы.
Бекки
Впрочем, перестав выпускать Бекки, в Mattel не распрощались с темой инклюзивности. В 2013-м увидела свет Элла — еще одна подруга Барби, на этот раз — без волос. Куклу выпустили по просьбе инициативной группы родителей девочек, потерявших волосы в результате химиотерапии, и стали распространять бесплатно, в основном рассылая в детские больницы. Эксперимент оказался удачным: несколько лет спустя уже другие родители запустили на Change.org петицию с просьбой к Mattel не снимать Эллу с производства. Петиция собрала 100 тысяч подписей за несколько дней. Элла по-прежнему производится — в США куклу дарят каждому маленькому пациенту, столкнувшемуся с раком, а также детям, чьи братья, сестры или родители больны и проходят химиотерапию.
Элла
2016
Первая бодипозитивная Барби
На протяжении всего существования Барби куклу часто критиковали за то, что она навязывает девочкам нереалистичные стандарты красоты. «Идеальную» красавицу с неправдоподобно тонкой талией обвиняли в том, что она может стать причиной хронического недовольства своим телом и спровоцировать расстройства пищевого поведения. В Mattel прислушались к критике лишь два с небольшим года назад. В коллекции Fashionista, где были представлены Барби и ее друзья в модной одежде и с современными прическами, впервые появились куклы с «нестандартными» пропорциями: очень высокая, миниатюрная и Барби «с формами». Это оказалось поистине историческим жестом, а Барби плюс-сайз даже поставил на обложку журнал Time.
Серия Fashionistas
Отклик покупателей тоже не заставил себя долго ждать: благодаря новой фигуре Барби компании удалось выйти из многолетнего пике и впервые с 2010 года увеличить продажи, которые до этого неукоснительно падали. Проблема была именно в том, что кукла, при всех усилиях Mattel, не поспевала за духом времени: среди родителей маленьких девочек сейчас преобладают миллениалы, а их ценности отличаются от ценностей предыдущих поколений. «Миллениалы ставят во главу угла социальную справедливость, их привлекают бренды с активной гражданской позицией, — говорит глобальный директор по маркетингу Таня Миссад. — До этого момента Barbie они к таким брендам не относили. Но теперь все изменилось».