Балет в 2020 году
Команда фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva пригласила влиятельных балетных менеджеров и художественных руководителей обсудить главные вопросы про танец в изоляции. The Blueprint выбрал их главные высказывания — о страхах, мечтах и искусстве без границ.
О правиле «5 минут»
#1
Алексей Ратманский, хореограф Американского Театра Балета
Весной спектакли New York City Ballet выкладывали целиком, это было прекрасно. Сейчас театры показывают балеты небольшими фрагментами. Они провели исследование и узнали, что многие зрители включали запись на 5 минут и уходили. Мне кажется, это связано с нашим поведением в соцсетях. Я сам замечаю, что иногда у меня не хватает терпения досмотреть короткое видео. Хочется перелистнуть, пойти дальше. В театре, даже если человеку не нравится спектакль, большинство смотрит его до конца.
О страхе зрителей и артистов
#2
Антон Гетьман, генеральный директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
Большинство театров сейчас находятся в изоляции. Мы не можем работать как обычно, ездить на гастроли, даже выпускать спектакли. Нарушилось и наше общение с публикой. В России театры открыты. Конечно, с ограничениями, но на спектакли можно купить билеты. Однако зритель пока не спешит возвращаться. Даже внутри театра люди стали бояться друг друга, работники боятся общаться. Складывается напряженная атмосфера, которая может конфликтовать с общим делом, творческим процессом.
О мечтах
#3
Клер Верле, программный директор по танцу парижского Театра де ля Вилль
В Париже танцевальные компании смогли начать работать летом. Это возможно там, где государство поддерживает искусство. Но и мы должны продолжать мечтать. Сейчас мы будем начинать спектакли в 18:30 или в 19:00. Возможно, однажды общество позволит людям заканчивать работу раньше, чтобы сходить на выставку или спектакль, чтобы духовное развитие и встреча с искусством были частью рабочего времени.
Об искусстве онлайн
#4
Алексей Ратманский, хореограф Американского Театра Балета
Я в восторге от взрыва онлайн-креативности. Все ставят, снимают фильмы, ведут классы онлайн. Но есть и опасность. Часто это только самопродвижение, желание показать миру, что ты существуешь. Что набирает больше всего лайков? Красивые позы, удачно схваченные фотографом. Огромная растяжка и баланс. Погоня за одобрением прячет качество исполнителей и хореографии.
О новых путях
#5
Клер Верле, программный директор по танцу парижского Театра де ля Вилль
У меня был интересный разговор с коллегами из Мельбурна. Они предлагают идею трансфера — только путешествуют не труппы, а постановки. Сегодня мы ради одного спектакля собираем артистов со всего мира, привозим оркестр. Так ли это необходимо? Мы можем подумать, какие постановки освоят местные, национальные компании, и передавать друг другу спектакли.
О роли танца
#6
Брижит Лефевр, художественный руководитель Международного фестиваля танца в Каннах
Театр объединяет, создает общество. Мы вслед за политиками должны принимать на себя риски. Надо постоянно спрашивать себя, имеем ли мы право совсем ничего не делать, не помогать людям? У артистов и людей, которые занимаются искусством, есть особая роль в обществе. Это может казаться безумием, но мне кажется бесконечно важным не только противостоять проблемам, но и участвовать в их решении. Нельзя склонять голову. Артисты должны нести надежду и помнить о ценности своей работы.
Об искусстве без границ
#7
Антон Гетьман, генеральный директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
Танец, как и опера, не имеет границ. У танца нет языковых барьеров, он не требует перевода. Во всем мире балетные труппы интернациональны. Я верю, что это нам всем поможет. Мы обречены работать вместе и объединяться. У нас нет другого пути. Мы будем выбираться вместе. Мы восстановим связи. Да, это будет сложно и потребует усилий. Но танец — это многомиллионное сообщество, которое живет одной энергией. Нас много, и вместе мы справимся.