15 цитат Федерико Феллини
За свою жизнь Федерико Феллини — обладатель пяти премий «Оскар», который без преувеличения кардинально изменил мировой кинематограф — написал больше 20 книг и дал сотни интервью. Мы выбрали самые яркие его высказывания — о работе, неуверенности в себе и формуле успешного фильма.
1.
О кинематографе
Кинематограф отравляет кровь, как работа в шахте, он разъедает живую ткань, может обернуться своего рода кокаином, наркотиком, не выбирающим своих жертв и тем более опасным, что действует он скрытно, исподтишка.
Федерико Феллини «Делать фильм», 1984
2.
О патологиях
Меня оставляет совершенно равнодушным и спокойным природа. Я знаю, это чудовищно, это патология. Я и сам не могу до конца осознать этот свой недостаток. Я не умею видеть ее, природу, и чувствую ее только в воспоминаниях: леса, которые видел в детстве, море...
Беседа Федерико Феллини с Джованни Граццини (из книги Федерико Феллини «Феллини о Феллини», 1984)
3.
О неуверенности в себе
Вот уже 40 лет я работаю в кино, но все еще чувствую себя неуверенно, когда вижу, с каким вниманием, с каким доверием принимается [публикой] то или иное художественное произведение.
Интервью российским журналистам, 1987
4.
О том, с чего начинаются съемки фильма
Почему я делаю этот фильм, именно этот, а не какой-нибудь другой? Не знаю и знать не хочу. Побудительные мотивы неясны, запутанны, смутны. Единственный стимул, который я могу назвать, не кривя душой, — это подписание контракта. Подписываю, получаю аванс, а поскольку возвращать его желания нет, я вынужден приниматься за работу. И стараюсь делать ее так, как, мне кажется, сам фильм того хочет.
Федерико Феллини «Делать фильм», 1984
5.
О Советском Союзе
Когда я был в Советском Союзе, я прежде всего ощущал эту форму фамильярности, это христианское чувство бытия, которое заставляет вспомнить более Толстого, чем Маяковского, воскрешает в тебе память о жизни, заключенной между небом и землею, которую разнообразит лишь смена долгих, незаметно переходящих одно в другое времен года, жизни, согретой ароматом и вкусом пищи давних времен, когда ты был маленький и все твои чувства еще были сосредоточены на окружающих тебя предметах, людях, растениях, деревьях, домашних запахах.
Беседа Федерико Феллини с Джованни Граццини (из книги Федерико Феллини «Феллини о Феллини», 1984)
«Казанова Федерико Феллини», 1976
Об «Оскаре»
Мне кажется, «Оскар» — это мощный толчок. Как будто меня кто-то нежно, но настойчиво подталкивает, мол: «Давай, хватит строить из себя героя! Должен же ты наконец доказать, что ты заслуживаешь эту премию».
Из интервью 1950-х годов
6.
О том, из чего рождается фильм
Когда фильм снят, он словно уходит от меня навсегда, унося с собой все, в том числе и воспоминания. Если я и говорил, к примеру, что фильм может родиться из совершенно пустяковой детали, такой, скажем, как впечатление от какого-то цвета... Или что фильм «Сладкая жизнь» явился мне в образе женщины, идущей ясным утром по виа Венето в платье, делающем ее похожей на какой-то корнеплод, — ну вот, если я и говорю что-нибудь подобное, то сам не уверен в своей абсолютной искренности, и, когда тот или иной приятель-журналист ссылается на эти мои высказывания, мне даже бывает неловко.
Федерико Феллини «Делать фильм», 1984
7.
О том, как фильмы становятся проститутками
Успех фильма меня не касается. Я снял то, что должен был снять. Затем фильм превращается в проститутку, живет коммерческой жизнью. Когда картина работает на публику, она касается только публики. Это меня не интересует.
Federico Fellini: Interviews, 1970
8.
«Рим», 1972
О конкуренции и других режиссерах
Я никогда не обсуждаю коллег. У каждого художника свое особенное видение. Нельзя взять и надеть чужие очки: они будут плохо сидеть, и ты в них ничего не увидишь.
9.
Об искренности в кино
Мне кажется, что иногда [в моих картинах] я могу быть даже чересчур откровенен. Но я думаю, что творческая личность, которая уважает себя, только так и должна поступать. Чем искреннее художник говорит о тех вещах, которые он знает, тем более общим, универсальным становится начатый им разговор. Тогда созданные им произведения превращаются в зеркало, отражение того, что в нем происходит.
Интервью российским журналистам, 1987
10.
О счастье
[Меня делает счастливым] зал незнакомых людей, которые улыбаются на тех моментах фильма, которые по моей задумке и должны были заставить их улыбнуться.
Esquire, 1962
11.
О «Сладкой жизни» и надоедливых продюсерах
После того как вышла «Сладкая жизнь», то и дело находится какой-нибудь продюсер, горящий желанием уговорить меня либо сделать еще один вариант этого фильма, либо обновить его, либо снять продолжение. Жила эта неистощима, поскольку число возможных комбинаций на основе существительного «жизнь» и прилагательного «сладкая» поистине огромно.
Федерико Феллини «Делать фильм», 1984
12.
О любимой работе
В кино для меня все спектакль: когда ставят декорации, когда разбирают их, [когда идет] съемка и даже когда приезжают и уезжают артисты. Я увлечен кино, бесконечно увлечен. Я работаю и любуюсь своей работой.
Документальный фильм канала «Останкино», реж. Дмитрий Петросян, 1994 год
13.
«Сладкая жизнь», 2014
О финальных титрах
С самого первого фильма я отказался писать в финале слово «конец» — так бы кончался праздник, а я не хотел оставлять зрителей в разочаровании. Это неправильно и по отношению к героям — их жизнь продолжается, хотя ты уже об этом не знаешь.
Документальный фильм канала «Останкино», реж. Дмитрий Петросян, 1994 год
14.
О смерти
Мысль о смерти посещает меня все чаще. К счастью, я наделен особым психологическим механизмом, который превращает страхи, опасения, неприятности в материю для повествования. Это замечательный цинизм творца — прийти в мир только для того, чтобы рассказать о нем другим.
Документальный фильм канала «Останкино», реж. Дмитрий Петросян, 1994 год
15.