СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ
«Семейный портрет в интерьере»
текст: екатерина истомина
Сложные отношения в семье вовсе не повод для того, чтобы плохо одеваться. Разбираем стиль нетленного фильма Висконти.
Семейный портрет в интерьере» (1974) — предпоследний фильм Лукино Висконти и одна из немногих его неисторических картин. В сущности, «Портрет» — это великое и величественное актерское кино, ведь именно нещадная битва героев, взятых крупным планом, и является основной в фильме, в котором вовсе нет пейзажей, а действие происходит в очень старом доме в центре Рима, на двух его последних этажах. Роскошная квартира одинокого профессора (Берт Ланкастер), куда вторгается инициативное и скандальное семейство маркизы Бьянки Брумонти (Сильвана Мангано), в которое кроме родной дочери и ее жениха включен и молодой любовник маркизы Конрад Хюбель (Хельмут Бергер), становится ареной борьбы идей и поколений. У фильма, разумеется, несколько пластов. Это и легкокрылый пласт политический, ибо, как говорит маркиза Брумонти, чей муж фашист: «Мой муж — крупный промышленник. Да, он консерватор и ультраправый. Но где вы видели левого промышленника?» И традиционный конфликт отцов и детей, двух разных поколений: профессор разведен, бездетен и в конце концов начинает воспринимать представителей клана Брумонти как свою семью, он любит их и ревнует, не понимая их новомодных идей, в том числе идей свободной любви и сексуальной революции. В финале картины Конрад Хюбель, эдакий арийский жиголо с драматическим раздвоением личности — то ли он буржуа, судя по светским замашкам, то ли марксист, судя по убеждениям и участию в событиях 1968 года, — погибает от взрыва газа. Покончил ли Конрад с собой, оставив предсмертную записку, или его убили участники фашистского реванша мужа его любовницы — маркизы Бьянки Брумонти? Этот вопрос остается без ответа, но ясно одно: для самого профессора смерть «сына» становится предсмертным явлением — накрывшись меховым одеялом Конрада, он готовится умереть.
емейный портрет в интерьере» (1974) — предпоследний фильм Лукино Висконти и одна из немногих его неисторических картин. В сущности, «Портрет» — это великое и величественное актерское кино, ведь именно нещадная битва героев, взятых крупным планом, и является основной в фильме, в котором вовсе нет пейзажей, а действие происходит в очень старом доме в центре Рима, на двух его последних этажах. Роскошная квартира одинокого профессора (Берт Ланкастер), куда вторгается инициативное и скандальное семейство маркизы Бьянки Брумонти (Сильвана Мангано), в которое кроме родной дочери и ее жениха включен и молодой любовник маркизы Конрад Хюбель (Хельмут Бергер), становится ареной борьбы идей и поколений. У фильма, разумеется, несколько пластов. Это и легкокрылый пласт политический, ибо, как говорит маркиза Брумонти, чей муж фашист: «Мой муж — крупный промышленник. Да, он консерватор и ультраправый. Но где вы видели левого промышленника?» И традиционный конфликт отцов и детей, двух разных поколений: профессор разведен, бездетен и в конце концов начинает воспринимать представителей клана Брумонти как свою семью, он любит их и ревнует, не понимая их новомодных идей, в том числе идей свободной любви и сексуальной революции. В финале картины Конрад Хюбель, эдакий арийский жиголо с драматическим раздвоением личности — то ли он буржуа, судя по светским замашкам, то ли марксист, судя по убеждениям и участию в событиях 1968 года, — погибает от взрыва газа. Покончил ли Конрад с собой, оставив предсмертную записку, или его убили участники фашистского реванша мужа его любовницы — маркизы Бьянки Брумонти? Этот вопрос остается без ответа, но ясно одно: для самого профессора смерть «сына» становится предсмертным явлением — накрывшись меховым одеялом Конрада, он готовится умереть.
«С
Создатели костюмов и украшений к фильму вынесены в начальные титры «Портрета»: это парижский Дом Yves Saint Laurent и римская марка Fendi.
Создатели костюмов и украшений к фильму вынесены в начальные титры «Портрета»: это парижский Дом Yves Saint Laurent и римская марка Fendi.
Как всегда, Лукино Висконти, представитель богатейшего аристократического клана, семьи, о которой в «Божественной комедии» упоминает сам Данте Алигьери, уделяет много внимания декорациям и костюмам. В «Портрете» это в первую очередь антикварное жилище профессора, коллекционера изящных искусств. Такой маленький частный музей XVII–XVIII веков. И оппозиция другого поколения царственной классике — сданная маркизе Брумонти жилплощадь, превращенная в итоге шумного ремонта в музей авангардного искусства. Создатели костюмов и украшений к фильму вынесены в начальные титры «Портрета»: это два великих дома моды — парижский Yves Saint Laurent и римская марка Fendi. Драгоценности для героинь — Бьянки Брумонти и ее дочери Лиетты — изготовил римский же дом Bvlgari. Ради фильма ювелиры парадоксальным образом отреклись от хрестоматийного стиля Bvlgari c характерным изобилием цветных камней-кабошонов и ярко-желтого золота. Марка выбрала для маркизы «спокойный» крупный белый жемчуг (парюра из серег, кольца и колье с жемчугом и бриллиантами), а также классические белые бриллианты и синие сапфиры (комплект из броши и серег к синему с пайетками вечернему платью в пол от Yves Saint Laurent). Дочь же носит маленькие драгоценности из желтого золота — крошечные подвески. Сегодня это вполне могут быть украшения коллекции Bvlgari B.Zero, что же до титанических драгоценностей high jewellery, то искать подобные вещи следует у Mikimoto или же Van Cleef & Arpels.
DRIES VAN NOTEN, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
CHANEL, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
LANVIN, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
CÉLINE, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
Total look Бьянки Брумонти сегодня — это брючные костюмы Céline, вечерние платья и костюмы Gucci, а также одежда и аксессуары Hermès.
Total look Бьянки Брумонти сегодня — это брючные костюмы Céline, вечерние платья и костюмы Gucci, а также одежда и аксессуары Hermès.
Одежда, как и интерьеры, носит в фильме знаковый, явно социальный характер. Броские и дорогие наряды маркизы Брумонти выдержаны в циклопическом римском духе. Длинное меховое пальто с коричневой норкой (воротник, пояс), длинная приталенная шуба из белой крашеной лисы, вечерние платья Fendi и фигурные шляпы с вуалью контрастируют с униформой молодежи, которая носит ультрамодные вещи Yves Saint Laurent — совершенно бесконечные голубые расклешенные джинсы, тонкие водолазки и грубые, слегка oversize «лыжные» свитеры с аппликациями и вышивкой. Молодежный гардероб — это и кожаные короткие цветные косухи с белыми широкими брюками с заметно завышенной талией, и спортивные клубные бомберы с объемными, крайне длинными «студенческими» шарфами. Просвещенному зрителю совершенно очевиден почерк самого Ива Сен-Лорана: например, в цыганских платьях и блузах дочери маркизы, а также в элегантных шелковых блузах с бантами ее матери или в ее же свободных клетчатых рубашках. Мода Ива Сен-Лорана отдает определенным молодежным негодованием, неповиновением и смелостью, однако при всем желании ее трудно назвать стопроцентно радикальной или по-настоящему бунтарской. Это дорогая и неизменно стильная одежда ласкового периода постхиппи, когда голубые, сильно расклешенные джинсы вкупе с обыкновенной белой футболкой перестали быть предметами этой отдельно взятой юной субкультуры, а превратились в объекты обычного молодежного гардероба (в данном случае — буржуазного). В то же время облик старого одинокого профессора подчеркнуто нейтрален, он словно существует вне времени: это классический темный костюм пожилого итальянца, пережившего Вторую мировую войну, — пиджак, рубашка, галстук, плащ и шляпа. Есть небольшие академические английские вкрапления, например столь любимый самим главным героем вязаный кардиган из коричневой шерсти (один из наиболее популярных сегодня предметов формата oversize).
Если обратиться к моде текущего осенне-зимнего сезона, то в поисках стилистических параллелей с «Семейным портретом в интерьере» можно сначала логично посмотреть на коллекцию того же дома Fendi. В меховой коллекции марки стилю шедевра Висконти близки сразу несколько вещей: это пальто в духе 1970-х из черной норки, синее пальто из стриженой норки с каракульчой, а также объемный съемный асимметричный воротник из черно-бурой лисы. Из коллекции Fendi осень-зима 2016/17 героиня Сильвии Мангано также могла бы носить платье с воланами из шерсти фиолетового цвета. Блузки с бантами представлены у Lanvin, Lemaire, Gucci, Chloé. Цыганские платья, а также одежду с легкими этническими мотивами (ее носит дочь маркизы) ищите в коллекциях Dolce & Gabbana, а наиболее полный total look самой Бьянки Брумонти — это, безусловно, Céline (в частности, брючные костюмы бежевого и телесного цветов), Gucci (также брючные костюмы и еще вечерние платья) и Hermès. Это вещи классического гардероба первой половины 1970-х годов, эпохи, которая все еще популярна, но уже сильно проигрывает бизнес-моде 1980-х и минимализму с деконструктивизмом 1990-х. Что же до часов, то профессорской классикой является модель Vacheron Constantin, а «часами бунтаря» Конрада Хюбеля — Panerai.
Что надеть
— кликните на вещь, чтобы перейти в магазин
Пальто Adam Lippes, $22800
Свитер Barbour, £129
Колье Irene Neuwirth, $97 520
Рубашка J.Crew, £155
Джинсы Hudson Jeans, €245
Блуза Fendi, £1030
Пальто Ermanno Scervino, €3471
Вуаль Gucci, $560
Колье Lanvin, €995
Пальто Iro, €708
Шарф Dolce&Gabbana, £1550
Платье Emilio Pucci, £1440