Blueprint
T

Стиль в британском сериале «Дрянь»

текст: Дина Ключарева

На канале BBC подходит к концу второй сезон сериала «Дрянь» (Fleabag) — по-британски короткого, бодрого, остроумного и немного желчного шоу про жизнь современных независимых женщин. «Дрянь» придумала актриса и сценаристка Фиби Уоллер-Бридж, которая также сыграла в ней главную женскую роль: острую на язык жительницу Лондона, которая ищет любовь и дружеское тепло, а вместо этого находит случайные связи и попадает в нелепые ситуации. Первый сезон отчетливо феминистского драмеди вышел в 2016 году и сразу же завоевал массу поклонников, а чуть позже и несколько телевизионных наград, среди которых премия британской телевизионной академии BAFTA за лучшую женскую роль в комедийном шоу — она досталась создательнице сериала и исполнительнице главной роли Фиби Уоллер-Бридж.

Сериал вырос из одноименного моноспектакля, который Уоллер-Бридж написала и исполнила на Эдинбургском театральном фестивале в 2013 году. Ее откровенный десятиминутный монолог, полный черного юмора и нецензурных шуток, до глубины души поразил скаута ВВС, который присутствовал на спектакле. На следующий день с Уоллер-Бридж связались представители канала и предложили превратить ее мини-проект в полноценное телевизионное шоу. Пилотная серия произвела фурор, и производство подхватил стриминговый тяжеловес Amazon — что обеспечило «Дряни» успех уже на международном уровне. Черные локоны в духе сороковых, помада ягодного оттенка, темный тренч и хлесткие шутки стали визитной карточкой Фиби Уоллер-Бридж и ее героини, которая не лезет за словом в карман и постоянно ломает «четвертую стену», обращаясь к зрителям с едкими комментариями обо всем и всех, кого встречает на своем пути.

Реальное имя героини зритель так и не узнает, а кличка Флибэг (в переводе «дрянь» или «барахло») — это отсылка к семейному прозвищу Flea самой Уоллер-Бридж. Семья сериальной Флибэг из высшей прослойки среднего класса: умершая от рака мама, отстраненный после ее смерти папа, чей самый нежный комплимент звучит как «Ты выглядишь сильной», желчная мачеха-художница, которая общается только в пассивно-агрессивном тоне, и чопорная хладнокровная сестра-финансистка с хамоватым мужем-алкоголиком. На первый взгляд, у сестер противоположные характеры: развязная Флибэг, которая не стесняясь рассуждает об анальном сексе, мастурбирует на Барака Обаму и жалуется на свою маленькую грудь, даже близко не похожа на замкнутого контрол-фрика Клэр, которая пытается самостоятельно организовать даже вечеринку-сюрприз для собственного дня рождения. В то же время обе одинаково несчастны: одна оплакивает гибель подруги, другая мечтает о повышении на работе, но из-за властного мужа вынуждена постоянно сдерживать собственную планку возможностей.

Флибэг управляет увешанным фотографиями морских свинок маленьким кафе, которое когда-то открыла вместе с подругой Бу. Но после недавней смерти Бу кафе загибается — как и сама героиня: изнутри ее разъедают горе от потери лучшей подруги, чувство вины и ощущение ненужности в собственной семье, где никто из родных не способен сказать ей доброго слова. Неразборчивая Флибэг пытается заглушить боль душевную внешними раздражителями: проносится сквозь череду мимолетных сексуальных связей в поисках простого человеческого тепла, жонглирует мужчинами, хотя на самом деле ищет душевного единения с женщинами. В отличие от героинь других сериалов о сложном женском внутреннем мире современных женщин вроде «Секса в большом городе» или «Девочек» Лины Данэм Флибэг не исследует себя через секс и хорошо разделяет влечение и любовь. Ей остро не хватает надежного дружеского плеча, материнской ласки и возможности выговориться: именно поэтому, по словам самой Уоллер-Бридж, ее героиня постоянно обращается к зрителю — так она пытается услышать собственный голос, когда его не заглушают мнения окружающих.


Большую часть времени Флибэг держит лицо и не позволяет внутреннему раздраю отразиться на ее внешнем виде. «Я мечтала создать ощущение человека-события, того, кто заметен на вечеринке. Если вы увидите ее в баре, то подумаете: «У нее все классно. Она смешная, находчивая, умная, уверенная в себе. Ей все дается легко». А потом она уходит, и кто-то говорит: «А ты в курсе, что у нее подруга и мама умерли год назад?» — описывает Уоллер-Бридж свою героиню.

Она одевается в лаконичную и беспроигрышную почти монохромную классику, чтобы не выглядеть неудачницей в глазах семьи. Костюм хорошей девочки по версии героини — это укороченный черный тренчкот (в котором можно прийти и на семейный ужин, и надеть на голое тело перед свиданием), темный джемпер с круглым белоснежным воротничком, строгие брюки или синие джинсы-скинни, белые блузы в бретонскую полоску, юбки и короткие сарафаны А-силуэта в сочетании с матовыми колготками и аккуратными туфлями на шнурках. Она редко выбирает что-то цветное или пестрое — такие вещи, немыслимые на горюющей Флибэг, всплывают только во флешбэках из счастливых моментов с еще живой Бу: платье в салатовый цветочек, ультрамариновая футболка. В настоящем времени появляется одна яркая вещь — джемпер брусничного оттенка, да и тот не принадлежит героине (она стащила его у сестры). Флибэг в нем явно некомфортно, это приводит к провалу: потеющая от волнения героиня, забыв, что внизу только белье, снимает его прямо во время кредитного интервью в банке и получает отказ в финансировании своего бедствующего кафе.

Единственное пятно цвета в образе Флибэг — это ее неизменная помада холодного оттенка красного, идеально подобранная к тону кожи Фиби Уоллер-Бридж. По словам главного визажиста сериала Пиппы Вудс, этот оттенок разработали специально для актрисы на основе помады M.A.C Dare You, смешав ее с комбинацией воска и масел. Принято считать, что красная помада — один из немногих продуктов, чьи продажи не падают даже в кризисные времена. Яркий цвет на губах дает возможность произвести впечатление, отправляя сигнал окружающим «я сильная и не боюсь привлекать внимание». Так и Флибэг носит свою красную помаду с бравадой наперевес, чтобы не подать виду, как ей плохо, даже если на самом деле все, чего ей хочется, это плакать (так она и сообщает в одной из серий).


Первый сезон сериала стилизовала Джо Томпсон. В ее портфолио преимущественно работы над малоизвестными за пределами Великобритании проектами — из примечательных, помимо «Дряни», значатся фильмы «Это — Англия!», «Уличный кот по имени Боб» и недавняя премьера BBC — сериал-триллер «МатьОтецСын» с Ричардом Гиром. Работу над вторым сезоном «Дряни» отдали художнику по костюмам Рэю Холману с более внушительным послужным списком на телевидении. Он работал над стилем для героев сериалов «Убийство на пляже», «Лжец», «Развод по-английски» и «Доктор Кто». Холман обновил гардероб героини, сохранив общий тон стиля, но сделал его чуть более смелым.

Второй сезон стартует с семейного ужина в ресторане в честь предстоящей свадьбы отца и мачехи Флибэг. Героиня появляется в сногсшибательном вечернем комбинезоне: черном, идеально сидящем по фигуре, с впечатляющим вырезом спереди. Это не случайный выбор: жизнь Флибэг идет на лад, кафе процветает, она чувствует себя куда более уверенной и не стесняется носить более выразительные вещи, чем обычно. В последующих сериях героиня возвращается к привычным топам в полоску или «лапшу» (но в этот раз укороченным) и сочетает их с повседневным черным комбинезоном и коротким черным сарафаном на широких бретелях. Более того, в ее гардеробе снова появляется цветочный принт и легкомысленная джинсовая куртка — героиня определенно все меньше стремится доказывать окружающим, что у нее все порядке, и просто носит то, что ей нравится, без оглядки на присущий ее социальному кругу сдержанный и «дорогой» стиль.

Стиль обеспеченных жительниц Лондона хорошо иллюстрируют наряды второстепенных героинь. Оливия Колман, играющая роль надменной мачехи, олицетворяет своим видом стереотип о заносчивой даме с высокими творческими амбициями и носит атласные балахоны и цветастые платки на голове (как в летней коллекции Dolce & Gabbana). Клэр, успешная в бизнесе сестра Флибэг, носит очевидно дорогие и предсказуемые вещи: шелковые блузы и шерстяные пальто сложных пастельных оттенков, для особых случаев сменяя их на узкие деловые платья четкого кроя в духе Victoria Beckham. Клэр изо всех сил старается выглядеть состоявшейся личностью, у которой все под контролем — а значит, в порядке. «Чтобы быть такой счастливой, нужно приложить массу усилий!» — заявляет она, в то же время переживая выкидыш. «Я беру и прячу все негативные эмоции. Мне никогда не было так хорошо! Позитивная энергия требует работы. Кедровые орешки в салате еще не делают тебя взрослым». «Еще как делают», — шепчет зрителям куда менее серьезная Флибэг.

Еще одна яркая фигура во втором сезоне — это начальница Клэр в исполнении Кристин Скотт Томас. Зрелая, опытная и богатая, она тоже отдает предпочтение мягким пыльным оттенкам — цвет ее голубой блузы Armani с бантом на шее идеально сочетается c объемным жакетом в бледно-голубую клетку. «Менопауза — это прекрасно! Сначала чудовищно, а потом изумительно. Ты просто прекращаешь страдать», — делится она жизненной мудростью с Флибэг. «Женщины уже рождаются с внутренней болью. Мы носим ее в себе. А мужчинам приходится ее отыскивать».


Главное событие в новой жизни Флибэг — встреча с привлекательным католическим священником, которого играет Эндрю Скотт, известный по роли Мориарти в сериале «Шерлок». Священник, как и героиня, не обладает именем, и это неспроста: именно он оказывается той долгожданной родственной душой и другом, с которым Флибэг наконец-то может поделиться всем, что ее тревожит. Он не похож на обычного падре: строен и вечно взлохмачен, пьет, курит и матерится, флиртует и строит глазки, придирчиво выбирает в церковном магазине новую нарядную сутану с шелковой отделкой и слушает Jenny from the Block, любит мрачный юмор («К сожалению, мой брат педофил. А я священник. Какая ирония!») и прячет в келье баночки с джин-тоником для особо грустных вечеров. Словом, являет собой соблазнительный образ плохого парня с золотым сердцем и доброй душой, перед которым Флибэг никак не может устоять. И судя по тому, что продолжения у второго сезона не будет, героиня имеет все шансы получить заслуженный хеппи-энд.

Фиби Уоллер-Бридж не боится исследовать скользкие темы, например, какое место должен занимать феминизм в жизни девушки. «Ты можешь болеть за равноправие полов и в то же время радостно скакать при виде нового платья», — говорит она. Через неделю история Флибэг завершится, но сценаристка и актриса планирует и дальше рассказывать истории о женщинах, которые смело утоляют свои аппетиты, не боятся выпускать горе наружу и совершают поступки без оглядки на мнение окружающих. «Вокруг меня столько великолепных женщин, но почему все они о чем-то грустят? В конечном итоге все сводится к отношению к себе», — говорит Уоллер-Бридж.

{"width":1200,"column_width":80,"columns_n":12,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true