специальный проект
12 февраля 2024
ИСТОРИЯ ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ
Рассказываем, как хип-хоп стал движущей силой моды
Хип-хоп и мода неразрывно связаны друг с другом — для рэперов одежда всегда была способом самовыражения и маркером их идентичности, а уличный стиль благодаря своей яркости и самобытности постепенно стал неотъемлемой частью фэшн-индустрии. Совместно со Street Beat вспоминаем, как хип-хоп превратился в движущую силу моды, а еще — как это направление развивалось в российских реалиях.
реклама • ООО «Реинвент»
ИЛЛЮСТРАЦИИ: ПАША ЖИРКОВ
ТЕКСТ: ПОЛИНА ФЕДОТОВА
ЧАСТЬ 1
Семидесятые
и начало
хип-хопа
Хип-хоп как отдельная субкультура начинает зарождаться в начале 1970-х годов на улицах Бронкса, Квинса и Бруклина. Туда в свое время были оттеснены бедные темнокожие и латиноамериканские общины в рамках социальной политики «обновления городов» известного градостроителя Роберта Мозеса. Но хип-хоп появляется как способ местной молодежи коротать время. Новое поколение самовыражается через диджеинг, граффити и брейк-данс и носит одежду, которую раньше можно было увидеть только на спортивных площадках.
11 августа 1973 года, в дату, которая потом станет официальным днем рождения хип-хопа во всем мире, состоится небольшая вечеринка Back-to-school Jam, организованная Кулом Герком (одной из ключевых фигур в истории хип-хопа). На ней диджей впервые представит новую технику сведения The Merry-Go-Round, где он переключался с брейка одной пластинки сразу на брейк другой. Вечеринка пройдет по адресу 1520 Седжвик-авеню в многоэтажке Бронкса и положит начало новому музыкальному жанру.
В 1973 году также выйдут знаковые кроссовки Puma Clyde — это будет первая в истории именная баскетбольная пара для игрока New York Knicks Уолта «Клайда» Фрейзера, которая впоследствии станет легендой брейк-данса и частью танцевальной экипировки многих команд.
ЧАСТЬ 2
Восьмидесятые: Dapper’s Dan Boutique и первые «джорданы»
Уже с конца 1970-х годов хип-хоп начинает оказывать влияние на моду. В 1981 году в эфир впервые выходит канал MTV и выносит стиль рэперов за пределы бедных кварталов Нью-Йорка — на большую сцену. На колоритных исполнителей начинают обращать внимание дизайнеры, а рэперы, в свою очередь, встраивают вещи марок в свои оригинальные образы.
В 1982 году уличный дизайнер из Гарлема Дэппер Дэн открывает знаменитый Dapper Dan’s Boutique и тем самым вносит огромный вклад в формирование стиля хип-хоп-сообщества. Он перекраивает вещи известных брендов и придумывает совершенно новые изделия с логотипами и монограммами модных домов. Конечно, это не остается незамеченным — и в 1992 году магазин закрывается из-за судебных исков марок. Но у истории случится модный реванш, когда Алессандро Микеле, бывший креативный директор Gucci, предложит Дэпперу Дэну сотрудничество и даже предоставит в его распоряжение ателье.
В 1984 году Nike подписывает контракт с Майклом Джорданом и создает первую версию кроссовок Air Jordan, в которой молодой спортсмен отыграет сезон и станет «Новичком года в NBA». Но популярности этой модели, придуманной дизайнером Питером Муром, добавит не только восходящая звезда баскетбола, но и пиар-кампания Nike. Например, бренд оплачивает штрафы по 5000$ за каждую игру Джордана в кроссовках неподходящей расцветки, чтобы он продолжал в них играть. Тем самым Джордан только усиливает ажиотаж вокруг модели. Кроме того, в 1986 году выходит фильм «Ей это нужно позарез» режиссера Спайка Ли, благодаря которому Air Jordan перестают быть исключительно баскетбольной парой и превращаются в объект желания масс.
Одним из первых брендов, который подхватывает спортивный стиль с улиц, становится Tommy Hilfiger. В 1994 году Snoop Dogg выступит на Saturday Live Night в полосатой рубашке для регби с надписью Tommy.
Линия Polo от Ralph Lauren также числится в списке любимчиков хип-хоп-исполнителей. Этот бренд носят как более ранние рэперы вроде Jay-Z и P.Diddy, так и современные Chance the Rapper, Drake, Gucci Mane, Bad Bunny. Когда в 1992 году Grand Puba вместе с Mary J Blige появится в эфире MTV, на нем будут красоваться свободные джинсы, цветная рубашка для регби Polo Ralph Lauren Alpine, сникеры Nike Revaderchi и белый козырек Fila.
ЧАСТЬ 3
ДЕВЯНОСТЫЕ: ЭПОХА ДЕНИМА И ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ РЭПЕРЫ
Внешний вид хипхоперов становится более сдержанным — такие рэп-исполнители, как Wu-Tang Clan, Snoop Dogg, Boyz II Men и MC Hammer, популяризируют мешковатую и бесформенную одежду, а The Notorious B.I.G. носит трикотажные свитеры (например, австралийского бренда Coogi) в паре с джинсами, шляпой и «тимберлендами».
Особняком здесь стоит стиль Тупака Шакура, который во многом опередил свое время. Банданы, завязанные наоборот, татуировки, цепи, микс преппи и стритвира, фланелевые рубашки, комуфляжный принт — все это сформировало современные образы рэперов и актуально до сих пор.
1990-е годы однозначно можно назвать эпохой денима. Пока такие бренды, как Calvin Klein, Guess Jeans, Versace, популяризируют его на подиумах, на улицах знаковой вещью становятся рабочие джинсовые комбинезоны. В этот же период появляются первые уличные марки FUBU, Phat Farm, Ecko Unlimited и Karl Kani.
В 1998 году начинает вещание российский канал MTV, и зарубежная музыкальная культура накрывает Россию — иностранные видеоклипы, развлекательные передачи и стиль звезд привлекают внимание миллионов зрителей.
Свои первые шаги делают хип-хоп-артисты: начинает карьеру один из первых русских рэперов Влад Валов, или Мастер Шеff, появляются группы Bad Balance и «Легальный бизне$$», а также «Многоточие» и «Каста». Стиль молодых исполнителей ничем особенно не отличается от обычных «парней с района»: одежду достают на вещевых рынках. Носят спортивные марки вроде adidas, Fila и Kappa, а также толстовки, широкие брюки, деним, кожаные куртки и олимпийки.
ЧАСТЬ 4
НУЛЕВЫЕ: КОММЕРЧЕСКИЙ ХИП-ХОП НА ЗАПАДЕ И РАСЦВЕТ РЭП-ТУСОВКИ В РОССИИ
На Западе хип-хоп продолжает развиваться, музыка становится более коммерческой и материалистической, а стиль звезд нулевых приобретает черты времени: Eminem, 50 Cent, Nelly, Lil Wayne и другие рэперы щеголяют в бейсболках, кепках New Era, банданах, длинных футболках, спортивных джерси с логотипами и в татуировках, а Nelly официально вводит в моду грилзы.
Случается настоящий бум уличных марок и мощный скачок развития стритвир-моды — на пике популярности Supreme, BAPE, HUF, Stussy, Carhartt, Billionaire Boys Club и другие бренды.
Рэп-культура наконец расцветает в России: Децл выпускает дебютный альбом «Кто ты», за ним альбом «Громче воды, выше травы» презентует «Каста», а школьники отрываются под «Хип-хоп в районах бедных» Bad Balance.
Рэп-тусовка разделяется на несколько разных направлений: сентиментальный рэп вроде Ассаи, Krec, Bahh Tee и Loc-Dog; андеграундный рэп Гуфа, Смоки Мо, Centr, ST, «Кровостока», «Рыночных отношений», «Триагрутрика» и «Полумягких»; более массовый и попсовый в лице Тимати и его лейбла Black Star. Благодаря последнему в хип-хоп-культуру проникает гламур, а под песни Тимати танцуют в самых модных клубах столицы.
Рок-н-ролл девяностых окончательно отходит на второй план, как и стиль гранж, присущий ему, а на смену приходит западная мода хип-хопа — с дредами, многослойностью, оверсайзом, бейсболками, цепями и, конечно, кроссовками. В России появляется своя сникер-культура — в 2014 году открывается первый магазин Street Beat, начинается охота за редкими и эксклюзивными моделями, люди хвастаются своей коллекцией сникеров и собирают раритеты.
ЧАСТЬ 5
Десятые: сникермания и коллаборации
Модная индустрия переживает глобальную трансформацию — кроссовки из спортивной обуви превращаются в остромодную и появляются на подиумах, а в образах селебрити доминирует спортшик.
В 2009 году Канье Уэст выпускает кроссовки Nike Air Yeezy 1 в рамках шестилетнего сотрудничества с Nike, а в 2015-м — adidas Yeezy. Контракт с adidas продлится вплоть до 2022 года. Кстати, в 2023 году союз музыкантов и больших брендов только укрепится — Фаррелла Уильямса назначат на пост креативного директора Louis Vuitton.
Рэп-исполнители становятся не только иконами стиля, но и амбассадорами брендов: A$AP Rocky, Rihanna, Jay-Z, Drake, Cardi B, Tyler, The Creator, Kendrick Lamar, Travi$ Scott, Kid Kudi, Lil Nas X — их хотят заполучить все.
В России в 2010-х обретают популярность рэп-исполнители «новой волны»: Oxxxymiron (примечание The Blueprint — признан иноагентом в РФ), Miyagi, Andy Panda, FACE (примечание The Blueprint — признан иноагентом в РФ), Скриптонит, Pharaoh, Хаски, Feduk, Элджей, T-Fest, а позднее Моргенштерн (примечание The Blueprint — признан иноагентом в РФ). Достигает пика культура баттлов, появляется Versus Battle: баттл Oxxxymiron (примечание The Blueprint — признан иноагентом в РФ) и Славы КПСС становится одним из ключевых событий в российском рэп-движении, а у видео на YouTube прямо сейчас — 59 миллионов просмотров.
В 2015 году в Москве проходит первое мероприятие бренда Streеt Beat — Streеt Beat Dance Battle, которое собирает под одной крышей в ТРК «Атриум» целое комьюнити увлеченных хип-хоп-культурой, а в 2018 еще одно — ASICS Tiger Dance Battle с амбассадорами и участниками проекта «Танцы» на канале ТНТ Мигелем, Аней Тихой, Ильшатом Шабаевым и Евой Уваровой.
Стиль российских хип-хоп-исполнителей становится более «глянцевым» и укрепляет связь с модной индустрией: рэперы носят люксовые бренды, а крупные марки активно сотрудничают с местными звездами: Oxxxymiron (примечание The Blueprint — признан иноагентом в РФ) — официальный амбассадор Reebok, Yanix участвует в рекламной кампании кроссовок Nike Air Max 270, Влади сотрудничает с adidas и даже записывает трек в рамках беговой компании, а Feduk представляет кроссовки PUMA RS-2K.
Еще одна важная черта этого десятилетия — бесчисленные коллаборации. Первую капсулу стритвир-марки Supreme с люксовым брендом Louis Vuitton в 2017 году ждет колоссальный успех. Этот прецедент, когда модный дом создает коллекцию вместе с уличным брендом, запускает целую серию подобных сотрудничеств.
Без сникермании тоже никуда: L’One коллекционирует ретровыпуски Air Jordan, ST отдает предпочтение кроссовкам adidas, начиная с Superstar и заканчивая модными Gazelle, Тимати продолжает собирать в своем гардеробе самые хайповые модели, а Баста выгуливает классные коллабы вроде Nike x sacai LD Waffle или Nike Air Presto x Off-White.
Ну что ж, следим дальше. Раунд!
ЧАСТЬ 6
Где искать спортивную
обувь в духе
хип-хоп-тусовки?
В сети мультибрендовых магазинов Street Beat, которая в 2010-х внесла большой вклад в становление сникер-культуры в России. Не важно, какую музыку вы сейчас слушаете и какая субкультура вам ближе, в Street Beat вы сможете собрать готовый образ на свой вкус.
Из года в год здесь можно найти не только самые свежие релизы кроссовок, но и классику вне времени, чтобы пополнить личную коллекцию культовых моделей. Тут представлены лучшие спортивные и лайфстайл-бренды: PUMA, adidas, Reebok, Converse, Dr.Martens, The North Face и другие.
В 2021 году у компании также появилась собственная марка одежды и обуви на стыке спорта и casual — для фанатов уличного стиля и комфортной базы на каждый день. А еще — свой подкаст «Эй, йоу!» о тонкостях сникер-культуры, ярких личностях, повлиявших на ее формирование, истории создания культовых моделей кроссовок и многом другом.
12 ФЕВРАЛЯ 2024
0