Blueprint
T

специальный проект

Игра в Рериха 

Декорируйте сцену в лучших традициях художника

текст: Владимир Серых 

иллюстрации: Катя Горбачева

РЕКЛАМА · БАНК ВТБ (ПАО)

<style> [name="resultTitle1"] { font-family: Journal; font-size: 38px; text-align:center; margin-top:13px; } [name*="resultText"], [name="resultTopLine"], [name="resultBottomLine"], [name="resetBtn"], [name="vkShare"] { display:none; opacity:0; } [name*="resultText"].active, [name="resultTopLine"].active, [name="resultBottomLine"].active { left:120px!important; display:block; opacity:1; } [name="resetBtn"], [name="vkShare"] {cursor:pointer;} [name="resetBtn"].active, [name="vkShare"].active {cursor:pointer;display:block; opacity:1;} </style> <script> $(document).ready(function() { // Функция для удаления ненаведенных элементов function removeNonHoveredElements() { const testBlock = $('[name="drop-zone"]'); const testArea = testBlock.width() * testBlock.height(); $('[name="dropCreate"]').fadeOut(); $('[name*="dragElem"]').each(function() { if (!isHovered(testBlock, $(this), testArea)) { $(this).fadeOut(); } }); } // Функция для проверки, насколько процентов размера блока пересекается с другим блоком function isHovered(target, element, testArea) { const targetOffset = target.offset(); const elementOffset = element.offset(); const elementWidth = element.width(); const elementHeight = element.height(); const left = Math.max(targetOffset.left, elementOffset.left); const right = Math.min(targetOffset.left + target.width(), elementOffset.left + elementWidth); const top = Math.max(targetOffset.top, elementOffset.top); const bottom = Math.min(targetOffset.top + target.height(), elementOffset.top + elementHeight); const intersectionArea = Math.max(0, right - left) * Math.max(0, bottom - top); const elementArea = elementWidth * elementHeight; // Проверяем, насколько процентов размера блока перекрытия с блоком test const overlapPercentage = (intersectionArea / elementArea) * 100; return overlapPercentage >= 70; } // Добавляем обработчик события на кнопку $('[name="dropCreate"]').click(removeNonHoveredElements); // Сохранение начальных позиций элементов var initialPositions = {}; $('[name*="dragElem"]').each(function() { var $this = $(this); initialPositions[$this.attr("name")] = { left: $this.position().left, top: $this.position().top }; }); console.log(initialPositions); // Обработчик события для кнопки reset $('[name="resetBtn"]').on("click", function() { $('html, body').animate({ scrollTop: $('[name="scrollline"]').offset().top - 50 }, 1000); paused = false; nextMsg(); $('[name="drop-zone"], [name*="dragElem"]').css("pointer-events", "auto"); $('[name="drop-zone"] .fotorama__nav-wrap').fadeIn(); $('[name="dropCreate"]').fadeIn(); $('[name*="dragElem"]').attr("data-x", "0"); $('[name*="dragElem"]').attr("data-y", "0"); $('[name*="resultText"],[name="resultTopLine"],[name="resultBottomLine"],[name="resetBtn"],[name="vkShare"]').removeClass('active').fadeOut(); // Плавное восстановление позиций элементов $('[name*="dragElem"]').each(function() { var $this = $(this); var name = $this.attr("name"); var initialPosition = initialPositions[name]; var translateValue = "translate(0px,0px)"; $this.css("transform", translateValue); $this.fadeIn(); }); }); var blocks = $('[name*="resultText"]'); var remainingBlocks = []; var textElements = $('[name*="resultTitle"]'); var currentIndex = 1; var intervalId; var paused = false; var messages = [ "Храмы Аджанты", "Дальняя звезда ", "Милосердие паломника", "Сказание о невидимом граде", "Песнь весны", "За соседним утесом" ]; function getNextMessage() { if (messages.length === 0) { messages = [ "Храмы Аджанты", "Дальняя звезда ", "Милосердие паломника", "Сказание о невидимом граде", "Песнь весны", "За соседним утесом" ]; } return messages.pop(); } function nextMsg() { if (paused) { return; } var message = getNextMessage(); $('[name="resultTitle1"]').html(message).fadeIn(500).delay(1000).fadeOut(500, nextMsg); } // Добавьте кнопки для управления паузой и возобновлением $('#pauseButton').click(function() { paused = true; }); $('#resumeButton').click(function() { paused = false; nextMsg(); }); $('[name="resultTitle1"]').hide(); nextMsg(); $('[name="dropCreate"]').on("click", function() { $('html, body').animate({ scrollTop: $('[name="scrollline"]').offset().top - 50 }, 1000); if (remainingBlocks.length === 0) { // Если массив пустой, перемешаем блоки случайным образом и начнем сначала remainingBlocks = shuffleArray(Array.from({ length: blocks.length }, (_, i) => i)); } $('[name="drop-zone"], [name*="dragElem"]').css("pointer-events", "none"); $('[name="drop-zone"] .fotorama__nav-wrap').fadeOut(); var randomIndex = remainingBlocks.pop(); // Извлекаем блок из массива paused = true; // Остановка смены текста setTimeout(function() { console.log(messages[randomIndex]); console.log(randomIndex); $('[name="resultTitle1"]').html(messages[randomIndex]).addClass("active").fadeIn(); // Показать выбранный текст randomIndex = randomIndex + 1; $('[name*="resultText"]').removeClass('active').fadeOut(); // Скрываем все блоки $('[name="resultText' + randomIndex + '"]').addClass("active").fadeIn(); // Показываем выбранный блок $('[name="resultTopLine"], [name="resultBottomLine"], [name="resetBtn"], [name="vkShare"]').addClass('active').fadeIn(); }, 500); // 500 миллисекунд (0.5 секунды) задержки }); // Функция для перемешивания массива случайным образом function shuffleArray(array) { for (let i = array.length - 1; i > 0; i--) { const j = Math.floor(Math.random() * (i + 1)); [array[i], array[j]] = [array[j], array[i]]; } return array; } }); jQuery('[name*="vkShare"]').on('click', function(e){ e.preventDefault(); var s_url = 'https://vk.com/share.php?url=https://theblueprint.ru/culture/special/vtb-scenografia-reriha'; window.open(s_url, '', 'toolbar=0,status=0,width=626,height=436'); }); </script>

Перечислить все сферы деятельности Николая Рериха — сложная задача. Он — художник, путешественник, археолог, мистик, отчасти предприниматель. И конечно, сценограф, работавший над «Русскими сезонами» Дягилева и рядом других постановок. Декорации, которые создавал Рерих, отличались масштабом и тонкой работой сразу с несколькими планами. Представить себя на его месте мы предлагаем прямо сейчас — просто перетяните несколько сценографических элементов и выберите название для будущей постановки — они основаны на реальных спектаклях, в которых Рерих принимал участие. А продолжить знакомство с наследием художника можно на персональной выставке в Третьяковской галерее, которая проходит при поддержке банка ВТБ.

Перед вами декорации для сцены, отсылающие к картинам Рериха. Сначала выберите фон, а затем разместите на нем объекты так, чтобы получился сюжет для спектакля. Нажмите на кнопку «Сцена готова» — название, которое отсылает к реальным спектаклям, определится автоматически, и вы узнаете интересный факт о художнике. *

*Все названия спектаклей, представленные в игре, вдохновлены названиями театральных произведений, сценографом которых был Рерих.

Песнь весны

Первый театральный опыт Рериха — оформление постановки «Три волхва» за авторством Николая Евреинова для «Старинного театра» в Петербурге. Спектакль, к которому приложил руку Рерих, провалился. Но не из-за декораций (их публика как раз хвалила), а из-за невнятной и халтурной игры актеров. Театр просуществовал недолго, но обеспечил Рериха необходимыми знакомствами: от Александра Блока до актера и постановщика Александра Санина, который через пару лет предложит художнику примкнуть к «Русским сезонам» Дягилева. На выставке в Третьяковке можно будет увидеть отреставрированный театральный занавес к одному из балетов известного импресарио. Экспонирование занавеса стало возможно после масштабных реставрационных работ, реализованным благодаря поддержке банка ВТБ.


Многие работы Рериха были вдохновлены путешествиями по Центральной Азии. Художник отправился в экспедицию в 1923 году и провел пять лет в пути вместе со своей женой Еленой и старшим сыном Юрием. Перед Рерихом стояла амбициозная задача: описать обычаи и традиции местных народов, увидеть древние памятники Центральной Азии и, конечно, отразить свои впечатления в художественных произведениях. Так на свет появилось более 500 работ (часть из которых представлена на выставке работ Николая Рериха в Государственной Третьяковской галерее), отразивших взгляд художника на Азию: ее темно-голубые ночи, нежно-розовые восходы, горные пики и спрятанные между ними крепости и деревни. 

Первое, что бросается в глаза, когда видишь работы Рериха, — масштаб. Он всегда пытается освоить пространство перед собой, будь то горные вершины или подмостки сцены. «В течение многих лет художники были почти совсем лишены декоративных и монументальных задач. Одно время они старались забыть о монументальной живописи, уходя в маленькие и графические вещи», — сетовал Рерих, готовя декорации к «Снегурочке». На выставке в Третьяковке, которая проходит при поддержке банка ВТБ, тем не менее покажут сразу несколько сторон живописца: и крупные холсты, и более мелкие, графические работы. 

За спиной Рериха — более 30 постановок, работа над «Русскими сезонами» Дягилева и бесчисленное количество эскизов к спектаклям. Последние часто собираются из нескольких элементов. На фоне — нависающие над пейзажем горы или почти абстрактные, размытые «задники». На переднем плане — тонко расставленные акценты вроде камней на урочище или отдельных фигур людей. Так или иначе сценографические опыты Рериха всегда масштабны, но за этим масштабом всегда прячется небольшая деталь, цепляющая зрителя. Это справедливо и в отношении большинства его холстов, которые представлены на выставке в Третьяковке.

Рерих, если верить источникам, был перфекционистом. Ему противостоял Дягилев, который был готов закрыть глаза на мелочи ради общей картины. Когда установка декораций к «Весне священной» подходила к концу, Рерих заметил, что его панно «вместо полусферы начали вешать павильоном со складками по углам — поперек пейзажа». Тут же явился Дягилев, который успокоил художника: вряд ли зрители поймут, что огромное панно висит не той стороной. Премьера «Весны священной», к слову, не увенчалась успехом (но панно здесь совсем ни при чем).


Эскизы спектаклей, которые можно увидеть на выставке в Третьяковке или в каталогах, не всегда совпадали с тем, что зрители видели на сцене. Причина банальна: декораторы на местах (особенно французские) не справлялись с реализацией первоначального замысла художника. Дягилев, правда, руководивший всем на месте, временами не замечал расхождения с оригиналом, предпочитая ориентироваться не на вкус и художественную достоверность, а на кассовые сборы. 

ещё раз

поделиться

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}