Текст: Денис Протопопов
Редактор: Лиза Золотухина
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Выходим за пределы человеческого вместе с «Лабораторией Касперского»
Открытые тела
РЕКЛАМА • АО «Лаборатория Касперского»
13 АВУГСТА 2024
Цифровые технологии все ближе к тому, чтобы стать не только частью окружающего мира, но и нашего тела. В марте 2024 года чип Neuralink вживили в человеческий мозг. А развитие больших языковых моделей и искусственного интеллекта меняет то, как мы общаемся, работаем и воспринимаем информацию. Симбиоз человеческого тела с машинным интеллектом все меньше воспринимается как научная фантастика и становится обозримым будущим. Исследуем, как будут меняться наши тело и сознание и где пройдет грань между синтетическим и человеческим.
Нечеловеческие агенты
1
Развитие искусственного интеллекта и микроэлектроники изменило то, как люди пытаются общаться с животными и растениями. Раньше животных хотели научить человеческому языку. Так, в 1970-е годы самка гориллы Коко с помощью ученых из Стэнфорда овладела тысячами жестов американского жестового языка, воспринимала и реагировала на человеческую речь. Часть исследователей скептично относятся к этому эксперименту: они считают, что на самом деле горилла не понимала смысла слов. Желание научить всех человеческому языку сменилось изучением того, как общаются пчелы, дельфины или растения. А еще попыткой изобрести своего рода переводчик на «человеческий».
Исследователь Йосси Йовель из Тель-Авивского университета два с половиной месяца записывал звуки египетских летучих мышей. Затем с помощью программы на основе искусственного интеллекта он проанализировал эти звуки, сопоставив их с взаимодействиями мышей друг с другом, которые снял на видео. Так ученые поняли, что летучие мыши владеют сложной коммуникацией: они ругаются из-за еды, имеют собственные имена, а мамы общаются с детьми в особой манере.
Немецкий ученый Тим Ландграф из Свободного университета Берлина смог не только понять язык пчел, но и начать с ними общаться. Ландграф создал маленьких роботов — RoboBee. Они попадают в улей и воспроизводят команды, которым пчелы следуют: например, когда и к какому конкретно источнику нектара следует лететь.
Развитие носимых технологий и интерфейсов типа «мозг-компьютер» со временем приведет к тому, что межвидовая коммуникация станет доступной не только ученым. Мы сможем понять, что пытаются сказать наши домашние животные, или спасти популяцию пчел, указав им безопасные источники нектара. Но, как и другие научные открытия, межвидовая коммуникация поднимает этические вопросы, которые часто остаются абзацем в разделе «Обсуждения» научной статьи. Язык как исключительно человеческая особенность здесь ставится под вопрос. А у возможности искусственного интеллекта изменить наше представление о животных будет тот же эффект, что и у изобретения телескопа: мы окажемся не центром вселенной.
«Коммуникация с нечеловеческими агентами подразумевает иной подход, в котором человеческое и нечеловеческое могут быть вовлечены в отношения симметричным образом. В связи с этим получается, что все активно и неисчерпаемо, а свобода выбора и креативность присущи не только человеку».

Дмитрий Булатов, художник и теоретик искусства
Подобные вопросы изучают художники, которые работают в области научного искусства, или science-art. В нем арт-проекты создаются в результате коллаборации с учеными. Это способ проверять смелые гипотезы и ставить неудобные вопросы. А еще возможность для ученых и компаний популяризировать результаты своей работы.
«Проекты science-art дают нам много пищи для размышлений, осознания того, как видят сами художники новые технологии и науку. Они стремятся узнать о том, что еще может и не иметь физического воплощения».

Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
Художники уже создают проекты, которые приближают нас к межвидовой коммуникации. «Лаборатория Касперского» с 2018 года поддерживает арт-проекты, которые объединяют науку и технологии, и выступает коммерческим и технологическим партнером. Например, в работе ooze немецкой художницы Терезы Шуберт, которая объединяет две инфраструктуры: природную и рукотворную. В инсталляции жили микроводоросли, которые управляли изображениями и звуками. Зрители могли вступать во взаимодействие, освещая водоросли телефонами, что помогало тем расти и производить больше кислорода.
2
Тренажер
эмпатии
«Мы выступаем не только разработчиками современных технологий, но и популяризаторами, проводниками их в среду обычных пользователей. Объяснять и показывать их через искусство. Это еще один, и очень интересный, способ взаимодействия с аудиторией»
Нейроинтерфейсы, или устройства типа «мозг-компьютер», позволяют считывать сигналы мозга. Эти данные могут использоваться для управления компьютером, контроля за вниманием, анализа сна или распознавания эмоций. Бывают неинвазивные нейроинтерфейсы, где датчики располагаются на коже головы, и инвазивные, электроды которых помещаются внутрь тела. С помощью искусственного интеллекта данные о мозговой активности могут интерпретироваться как отдельные эмоции, например, страх, отвращение или радость. Уже существуют устройства, которые распознают эмоции в течение всего дня.
Кроме обнаружения эмоций нейроинтерфейсы могут использоваться для стимулирования нужного состояния. Британский исследователь Иан Дейли из Редингского университета разработал систему, которая может определять эмоции, а затем проигрывать специальную музыку, чтобы перевести человека из одного эмоционального состояния в другое. Так постепенно возбуждение сменяется спокойствием, а нейтральное состояние — счастьем.
Развитие устройств и нейроинтерфейсов может изменить то, как мы испытываем и воспринимаем эмоции. Для людей с эмоциональными расстройствами декодер и стимулятор эмоций могут стать «эмоциональным протезом». А еще эмоциональные нейроинтерфейсы могут работать как «тренажеры» эмпатии. Финский исследователь Микко Салминен описывает систему из нейроинтерфейса и опыта в виртуальной реальности, которая помогает развивать эмпатию с помощью медитации. Контент в виртуальной реальности меняется в зависимости от данных нейроинтерфейса.
Такой способ создания контента может изменить его потребление и индустрию в целом. Нидерландская исследовательница Анна-Мария Брувер разработала систему, которая считывает эмоции человека во время чтения романа. В зависимости от этих данных программа предлагает определенный фрагмент текста. Несложно представить такое использование нейроинтерфейсов в кино или в игровой индустрии, где сюжет будет подбираться для конкретного пользователя.
Распознавание эмоций может стать таким же простым для контроля и сбора, какими уже стали продолжительность сна, сердцебиение и занятия спортом. Поэтому важно думать о том, как предотвратить негативные последствия этой и других технологий с доступом к нашему телу. Нейроинтерфейсы, распознающие и усиливающие эмоции, опасны тем, что смогут манипулировать нашими эмоциями и контролировать их.
Ответственное использование технологий возникнет только тогда, когда пользователи будут знать, как эти технологии устроены. И искусство — один из способов популяризации науки и технологий. Если художники будут работать с учеными над science-art проектами, они смогут объяснять сложные концепции через эстетику и эмоции.

Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
«Произведения технологического искусства — это модели, которые могут обратить наше внимание на неочевидности в применении новых возможностей. Особенно это ценно на ранних стадиях развития технологий, когда непредсказуемости больше всего и когда необходимо поддерживать разные точки зрения».

Дмитрий Булатов, художник и теоретик искусства
«Лаборатория Касперского» — партнер фонда Laboratoria Art&Science, который открыл выставочное пространство в Новой Третьяковке и два международных science-art-проекта: «Да живет иное во мне» в 2021 году и New Elements в 2022-м. Последний проект включал международный симпозиум, где художники, кураторы, ученые и инженеры обсудили настоящее и будущее технологического искусства.
Непрерывная медицина
3
Устройства и инвазивные датчики могут изменить медицинскую диагностику: она перейдет из стен клиники в наше тело и станет такой же непрерывной, как взаимодействие с технологиями. Гаджеты вроде смарт-часов уже показали эффективность в обнаружении аритмии, болезни Лайма и респираторных заболеваний. А еще подобные устройства могут помочь выявить тревогу, стресс и депрессию, что в будущем позволит использовать их для ранней психиатрической помощи.
Сбор и анализ медицинских данных может сделать заботу о здоровье похожей на рекомендации в музыкальном плейлисте: лечение будет адаптироваться под состояние организма. Подобные системы уже используются для лечения сахарного диабета. Устройства непрерывного мониторинга глюкозы могут самостоятельно передавать данные в инсулиновую помпу или умную шприц-ручку. Персонализированное лечение затронет множество сфер медицины, в том числе и онкологию, где для диагностики и обработки анализов уже используется искусственной интеллект.
Технологии также изменят наше отношение к смерти. Трансгуманизм делает это за счет победы над смертью как таковой. В его основе — идея о том, что люди могут использовать науку для расширения своих возможностей, тем самым преодолевая ограничения биологии. Сторонники трансгуманизма говорят о том, что нынешняя форма нашего вида — не окончательная. Технологически усовершенствованная форма будет развиваться благодаря нано- и биотехнологиями, информатике и когнитивным наукам. Одним из результатов такого развития станет радикальное увеличение продолжительности жизни.
Новые медицинские технологии напрямую влияют на архитектуру человеческого тела. Они делают диагностику и получение медицинских данных непрерывным. Можно ожидать, что инвазивные датчики и устройства станут реальностью для обычных людей. Тогда вся медицина станет незаметным, но постоянным дополнением к жизни. Тело в таком случае будет частью системы, передающей и получающей данные. Это концептуальный сдвиг — человеческое тело становится открытым и проницаемым для широкого спектра технологий. Но пока мы не знаем, будут ли это равные отношения или технологии станут контролировать наше тело.
Концепция «открытого тела» исследуется художниками и учеными на выставке в музее современного искусства PERMM, которая проходит с 5 июля по 5 ноября 2024 года.
«Выставка объединила итоги годовой стипендиальной программы музея, которая поддерживала творческие союзы “художник + ученый”. Результаты этого уникального эксперимента представлены в экспозиции вместе с работами звезд российского Art&Science».

Наиля Аллахвердиева, директор музея современного искусства PERMM
Ядром выставки «Art&Science: Открытые тела» стали 12 проектов российских science-art-художников, которые исследуют разные аспекты симбиоза тела и технологий (от сонификации изменений нервных тканей до декодирования молекулярных процессов в запахи). Один из них — работа «Синтетическая морфология тела» художницы Анастасии Алехиной. «Лаборатория Касперского» — технологический партнер этого проекта.
4
Бионическое дополнение тела
«Такое сочетание живого и технического описывает “горизонтальные” модели сосуществования, направленные на развитие био- и техноразнообразия».
Медицина уже делает реальностью синтез человека и машины. Роботизированные устройства, которые становятся частью человеческого тела, уже используют, чтобы восстановить функции утраченных конечностей. Бионические протезы считывают электрический потенциал мышц в момент их сокращения. Он возникает при попытке «представить» в голове фантомный жест. А алгоритм преобразует этот сигнал в движение, которое выполняет протез.
Технологии, которые интегрируются прямо в человеческое тело, используются не только людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отдельные энтузиасты популяризируют кибернетические технологии и биохакинг и экспериментируют со своим телом. Самый знаменитый — Кевин Уорвик, профессор Редингского университета. Он имплантировал в свою руку RFID-чип, который позволяет ему открывать и закрывать двери. Еще он интегрировал нейроимпланты в собственную руку, чтобы через интернет управлять роботизированной рукой на другом конце света.
Над расширением тела с помощью роботизированных устройств работает художник Стеларк. В 1980-е он представил проект «Третья рука». Это роботизированная рука, которая управлялась сокращениями мышц ног и живота художника. Другой знаменитый проект Стеларка — экзоскелет на шести ногах, которым можно управлять изнутри.

Дмитрий Булатов, художник и теоретик искусства
Такие проекты показывают, что границы тела и технологий размываются. Когда тело, устройства и программный код сосуществуют вместе, они влияют друг на друга. Это в равной степени меняет принципы и функционирования тела, и развития технологий.
Одна из задач проекта «Синтетическая морфология тела» Анастасии Алехиной — попытка вообразить альтернативные «природы», «техники» и «тела». Это перформанс с использованием носимых роботизированных протезов — тентаклей.
«Для каждого протеза я разработала систему “джойстик плюс кнопки”, которые помещались на рукоятке движения тентаклей. У них довольно сложное механическое устройство. Там четыре мотора и восемь тросов, которые управляют тем, в какую сторону и насколько сильно сгибается тентакля».

Анастасия Алехина, художница
Перформанс исследует, могут ли бионические дополнения тела создать общество, в котором сосуществуют не только разные люди, но и иные виды, в том числе и нечеловеческие агенты.
«Технология — активный агент в перформансе. Тем более если она влияет на поведение человека, надевшего ее на себя, на то, как тело начинает двигаться. Меняется техника тела и, соответственно, зритель начинает воспринимать происходящее иначе».

Анастасия Алехина, художница
Для «Лаборатории Касперского» этот проект интересен тем, что он задает важные вопросы о технологиях: каким уязвимостям подвержены носимые и вживленные устройства и какую роль играют технологии в поддержании и установлении новых границ человеческого тела.
«Очень важно не отвратить человека от технологий. Сценарии, конечно же, могут быть как положительные, так и негативные, но это не проблема технологии. Важно показать, что любые негативные аспекты могут быть предотвращены — в том числе и при помощи технологических компаний, как наша. Разумеется, что задумываться о том, как это будет, надо уже сейчас».

Александр Гостев, главный технологический эксперт «Лаборатории Касперского»
13 АВГУСТА 2024
0