Blueprint
T

специальный проект

Жизнь как эксперимент

Актриса Алена Михайлова рассказала о работе над собой, важности смотреть в лицо боли и ответственности за свои травмы

РЕКЛАМА: ООО «ОККО»

27 июня 2024

В онлайн-кинотеатре Okko вышел сериал «Калимба» — психологический триллер о социальном эксперименте. По сюжету безумный профессор (его играет Федор Бондарчук) запирает восьмерых человек в оборудованном закрытом пространстве. Четверо жертв и четверо обидчиков, которые сломали им жизни, будут разбираться, кто прав, кто виноват и как всем им дальше жить. The Blueprint поговорил с Аленой Михайловой, сыгравшей Катю, девушку из группы жертв, и выяснил, как подружиться со своей темной стороной, как актеры используют свою внутреннюю тьму в работе и почему вся жизнь — эксперимент.

текст: Валерия Давыдова-Калашник

фото: Максим Тараканов

жить не

умом,

а интуицией

( part i )

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.08,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Пиджак Pijmak

К моменту, когда мне предложили роль Кати, я полтора года не снималась. У меня был непростой период. Я вышла из отношений — поняла, что, если я хочу, чтобы пришла работа, я должна уйти. И сделать шаг себе навстречу. Речь была уже не про отношения, а про меня как личность. И было очень больно и страшно, потому что уходила я без копейки в кармане. Я продала синтезатор, как в фильме «Жена Чайковского» Антонина продала пианино. И пошла жить к агенту на раскладушку. Потом посыпались пробы, проекты, предложения.


Есть люди, которые как бы живут умом, а я живу интуицией. И когда очень много информации, мой «инструмент» начинает давать сбои. В тот момент у меня было очень мало энергии. Я была, как Катя, забитая, испуганная. Я вышла в мир, от которого отвыкла. Потому что, когда ты живешь с человеком четыре года, а потом вдруг остаешься сам с собой, не понимаешь, кто ты, чего ты хочешь, как ты будешь дальше двигаться. И тебе, конечно, страшно. Так же, как Кате, очень страшно идти на этот эксперимент. У нас с моей героиней все параллельно получилось.

Алена михайлова

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.14,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

( с )

Топ, рубашка, штаны, все — TITOVA STUDIO, подвеска Outlaw (Milou Moscow)

«у нас

у всех есть

своя боль»

( part ii )

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Топ Le17septembre (ЦУМ), юбка Maison Margiela (ЦУМ), мюли Amina Muaddi (ЦУМ)

Катя всего боится, но переступает через этот страх и пытается быть сильнее. Она старается — и я стараюсь. Но Катя, по сути, строит из себя жертву. Она не может выбраться из треугольника, который меня саму утомил за мою жизнь — «жертва, спасатель, преследователь». Все отношения людей, да и вся жизнь устроены вот так — мы все ходим из угла в угол по этому треугольнику. И задача — из этого треугольника выйти.


Кате удобно быть жертвой, чтобы не брать на себя ответственность, не смотреть правде в глаза. Психика так устроена — начинает защищать тебя. Что такое эго? Оно до какого-то момента тебя защищает. И так же впадание в жертву Кати — ее защищает, но ей рано или поздно придется посмотреть туда, куда смотреть не хочется. У нас у всех есть свои травмы, своя боль. Но если ты планируешь изменить свою жизнь, быть здоровым, счастливым по-настоящему, это все можно исправить. Я сама на этом пути и почти все время посвящаю работе над собой. Вспоминая себя шесть лет назад, я могу сказать, что вижу прогресс и что эта работа над собой того стоит. Достаточно выйти из этого порочного треугольника, взять ответственность за свою жизнь, потому что никто ее за тебя не возьмет.


Катя vs

Алена

( part 1ii )

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.08,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Платье Neegoosh, перчатки Viva Vox

Возможно, Катя идет на эксперимент, потому что доверяет профессору, а еще хочет переложить на него свою ответственность. Она идет туда не для того, чтобы исцелиться — не факт, что она вообще может, — а чтобы доказать профессору и себе, что она хорошая. Все мы хотим, чтобы нам сказали, что мы хорошие. Она боится всех людей на эксперименте, так как никого не знает — я так же реагирую на чужих людей. У нее был выкидыш, у меня не было такой трагедии — я не знаю, как человек себя чувствует после такой потери. Должно быть, это больно и страшно. Катя напугана, но она не может сблизиться с людьми, потому что с самой собой сблизиться не может. На самом деле это не она людей не принимает, а не принимает прежде всего себя. Только когда ты принял себя, ты принял сразу же и окружение.

Алена михайлова

( с )

Года четыре назад я была практически как Катя — меня было очень легко обмануть, а сейчас я вырулила в другое место. Если ты сядешь и послушаешь себя — сидеть, возможно, придется очень долго, — потом ты будешь в контакте с собой, будешь знать, что для тебя лучше. Потому что ты чувствуешь все. Я не понимаю, как отделить персонажа от себя — это какая-то загадка. Ко мне всегда роли приходят абсолютно на мое состояние. Я не сижу на антидепрессантах, как Катя, и у меня нет опекуна. Но в целом «энергетический заряд» идентичный. Часть Кати, безусловно, во мне есть. Ты должен знать всех своих персонажей в лицо — это игра, которой управляешь ты.


Примириться

с темной

стороной

( part iv )

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Боди и кейп — Viva Vox, шапка Fetish (ЦУМ), мюли винтаж

Я пыталась избавиться от своей темной части. Я пыталась ее как-то вырвать, что ли. Но это же — вырвать половину себя. Ты умрешь без нее. Она тебя защищала, выходила в нужный момент, выполняла свою функцию. И ты должен ее принять и сказать ей спасибо. Потому что мир так устроен — без тьмы не будет и света.  


Я человек, который привык периодами закрываться дома. Бывает, что я редко выхожу, мало с кем общаюсь, много сплю, плачу, медитирую, ругаюсь матом. Я обезопасила людей от этой темной части и осталась с ней наедине. Если ты останешься с этим, ты себе сначала не понравишься — в соплях, грустный, нересурсный, злой. Первое время тебя будет все бесить, раздражать. Но потом что-то щелкнет. Ты перестаешь себя гнобить и уничтожать. Когда что-то в других нам не нравится, на самом деле это то, что не нравится нам в себе. Как только ты это поймешь — ты примешь весь мир, и он будет отражать красоту. Это будет совсем другая реальность.


Жизнь — это то, что происходит с тобой здесь сейчас — она бурлит, кипит, ты в центре, ты жив. Если ты не ценишь свою жизнь, у тебя очень быстро ее заберут. Я верю, что мы перерождаемся и, более того, сами выбираем, в каком родиться в месте, в какой семье, в какой период и какой получим опыт.


Мне кажется, что моя жизнь — один сплошной эксперимент из «Калимбы», и в нем я бываю и обидчиком, и жертвой. С кем-то я одна, с кем-то другая, но я не сбегаю от этого эксперимента, я в нем. Эта роль притянулась на мою энергию, ведь роли же просто так не приходят. Я абсолютно на своем месте, и, наверное, я вела бы себя ровно так, как бы я и вела в таком эксперименте.



Актерская

профессия

как терапия

( part v )

Каждая роль — разная, и в этом прелесть. У меня нет никакого шаблона для подготовки, никаких тузов в рукаве. Я прихожу на площадку, я знаю текст, а дальше — доверяюсь пространству и партнерам. 


Я не беру проекты, которые меня не цепляют. Потому что ничего не сделаю, если у меня не загорается сердце. Даже если мне страшно и я не понимаю, как это сыграть, я должна согласиться на роль. Выбора нет. Ты должен управлять собой, чтобы не впадать на работе в этот страх, не зажиматься. 


Актерское мастерство принимает мою темную сторону. Если в жизни мне скажут: «Ты неудобная, остановись, хватит!», то на работе мне все будут хлопать и говорить: «Ой, какая ты молодец, Алена, как ты здорово сыграла». 



Алена михайлова

( с )

Кино и жизнь у меня тесно переплетены. Когда в «Калимбе» были сцены гипноза, у меня параллельно в жизни были точно такие же сессии. Во время съемок для меня было много открытий — темная сторона начала показываться параллельно с этим проектом. Было очень больно — я в терапии себя не могла толкнуть так глубоко, как я могла это сделать на площадке. Потому что там у меня есть обманка: что это на самом деле Катя, а не я. На площадке я впервые узнала, что такое паническая атака — когда ты боишься и задыхаешься. Вся эта симптоматика в кадре — настоящая.


Я не с ума схожу в жизни, а пробую это на работе. Если на психотерапии мой мозг начинает очень ловко увиливать, уводить терапевта с сторону, то на съемках это не получается. Были моменты, когда я играю, а после дубля могу минут двадцать рыдать. Было пару раз такое, что заходишь через эту Катю в свою глубину. И это заставляет любить свою профессию все больше и больше. Это магия. И она помогает мне принимать все свои стороны.

Вдыхание

жизни 

( part vi )

При этом вокруг тебя очень много людей, ты — конечная инстанция в этой цепочке. Люди тебя одели, накрасили, написали текст, собрались, все устроили, организовали. В этом есть большая ответственность — показать после всего этого чудо. Классно выдавать что-то, от чего ты сам можешь удивиться, от той глубины, в которую ты зашел. 


Есть четыре элемента — вода, земля, воздух, огонь, а есть еще пятый — эфир, вдыхающий жизнь. Актерская профессия — это вдыхание жизни. Чтобы зритель поверил, что перед ним не кукла на шарнирах, не марионетка, а реальный, живой человек со своими проблемами и болью. Я хочу делать так, чтобы зритель выходил из истории совершенно другим. Я мечтаю о своей команде, с которой мы бы делали что-то значимое. Не важно, кем я буду, мне, если честно, абсолютно все равно. Мне бы хотелось заниматься режиссурой или сценариями, хочется быть человеком-оркестром, но чтобы туда прийти, надо получить опыт, набить шишки, как говорят. 



Социофобия,

ошибки 

и принятие

( part vii )

Я каждый день наблюдаю за собой, за внешним миром и узнаю что-то новое. Мы же на самом деле все про себя все знаем, просто не хотим это замечать. Играя, я не скажу, что я удивляюсь чему-то в себе. Разные персонажи — это грани меня.


Есть у меня внутренний социофоб. Этому персонажу очень сложно взаимодействовать с внешним миром, с индустрией. Мне кажется, что творческие люди — это самые неуверенные в себе люди. Мы делаем вид, что мы классные, что у нас все супер, но это не так. Внутри каждого актера сидит маленький человек, которому очень страшно. И наша профессия — это подарок, в ней ты можешь прикинуться не собой. И тем самым ты позволяешь себе быть собой, обманывая свой мозг. Это классный механизм.



Алена михайлова

( с )

Мы все чего-то боимся — кого-то разочаровать, что-то недоделать, быть плохими. Сейчас в свои 28 лет какие-то ошибки и неудачи я не могла себе простить. Но ведь все эти неудачи — это и есть я! Самое главное, что ты переступаешь эти свои страхи — и пробуешь что-то делать. 


Я все больше начинаю понимать, почему говорят, что внешний мир — это отражение внутреннего мира. Это не окружающие плохие и хотят тебя уничтожить — все это внутри. Самая большая проблема в том, что люди себя не любят — что бы они ни говорили. Нужно пройти десять кругов ада, боли, пустоты, одиночества и слез, чтобы себя действительно принять и решить этот конфликт внутри. Но это того стоит, ведь пока ты не смотришь на эту боль, значит, ты себя не любишь. 


смотреть трейлер

смотреть трейлер

команда:

Фото: Максим Тараканов

Продакшн-директор: Анастасия Терехова

Креатор: Лера Захарова

Менеджер проекта: Паша Прошин

Дизайн: Виолетта Чекан

Прическа: Дима Абрамович

Арт-директор: Света Павлова

Редактор: Лера Гамина

Макияж: Фариза Родригез

СТИЛЬ: ВАЛЕРИЯ НИКОЛЬСКАЯ

Продюсер: Фарида Мустафаева

Гафер: Влад Якущенко

Ассистент стилиста: Анастасия Кукина

{"width":1200,"column_width":600,"columns_n":2,"gutter":0,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}