Специальный проект
03 октября 2024
Интеграция технологий и искусства приводит к удивительным трансформациям и позволяет художникам создавать уникальные произведения. А темы и инструменты цифрового арта меняются так же быстро, как и сами технологии. На примерах работ лауреатов конкурса restore: digital art «Цветное vs. черно-белое» вместе с президентом Inventive Retail Group Тихоном Смыковым фиксируем, как выглядит актуальное цифровое искусство.
текст: Денис Протопопов
Тихон Смыков
президент и управляющий партнер Inventive Retail Group
Технологии уже изменили фотографию за счет массового перехода с аналоговой пленки на цифровые носители. Изменения только усилились, когда мы перешли в эпоху вычислительной фотографии. Это метод, при котором ограничения оптики, сенсоров и даже композиции преодолеваются алгоритмами.
Фото перестает быть отпечатком реальности: некоторые алгоритмы настолько сильно обрабатывают изображения, что пользователи начинают сомневаться: сделанная ими фотография реальна или ее сгенерировали нейросети. Понятие «правды» становится относительным, а границы между вымыслом, аутентичностью и человечностью меняются.
Тихон Смыков:
«С одной стороны, художники могут использовать инструменты искусственного интеллекта для раскрытия своего замысла. А с другой стороны, мы можем пофантазировать: что если искусственный интеллект будет отвечать за замысел искусства? Искусство это или нет? И если искусство, то во что оно превращается?»
В контексте будущего фотографии работа Глеба Меленберга Core становится примером того, как цифровые технологии позволяют по-новому взглянуть на аутентичность изображения. Художник использует свойство тепловизора, фиксирующего невидимое тепловое излучение объектов. Эта работа ставит под вопрос традиционное восприятие фотографии как объективного отображения реальности. Съемка не просто фиксирует реальность, но и преображает ее, показывая нечто скрытое от обычного восприятия.
Работа Core Глеба Меленберга, выполненная совместно с грим-художником Александром Коноваловым и танцором Сашей Перцевым, заняла первое место в номинации «Цифровая фотография» и представлена на выставке «Цветное vs. черно-белое», которая проходит в галерее Ruarts с 13 сентября по 13 октября.
Искусственный интеллект используется практически с самого появления жанра цифрового искусства. Сейчас мы — свидетели очередного витка в развитии этой технологии, на этот раз связанного с генеративными нейросетями. Но сегодня ИИ — не просто инструмент для создания искусства, а предмет критики и исследования. Художники изучают, как алгоритмы обучаются на данных и как созданные ими тексты и изображения влияют на наше восприятие реальности.
В работах Евгении Шабуниной и Сергея Катрана ярко проявляется роль искусственного интеллекта и исходных данных в создании цифрового контента. Cast Евгении Шабуниной исследует вопрос визуальной идентичности через призму ИИ, который генерирует изображения лиц. Здесь ключевую роль играют исходные данные, на которых обучены нейронные сети: изображения лиц, отражающие как реальных людей, так и существующие культурные тенденции. Виртуальный облик, полностью созданный алгоритмом, одновременно становится средством самовыражения и начинает диктовать свои нормы.
Сергей Катран в фильме «Процесс» использует нейросеть для изменения внешности актеров и окружающего пространства. Это пример того, как искусственный интеллект формирует новые визуальные элементы, изменяя нарратив и восприятие зрителя: обычная кухня превращается в готический собор, а актеры приобретают черты Франца Кафки.
Работы Cast и «Процесс» также представлены на выставке лауреатов конкурса restore: digital art «Цветное vs. черно-белое». Всего на ней собрана 21 работа лауреатов в номинациях, которые раскрывают разнообразие цифрового искусства. Тема этой выставки обращается к вечному культурному противостоянию и дуализму: черное и белое, день и ночь, эмоции и рациональность, реальность и вымысел. Такая игра контрастов находит отражение в работах участников, каждый из которых выразил свое понимание бинарности и дуализма цифровыми средствами.
Современные технологии сделали видеопроизводство как никогда доступным. Создать качественную картинку можно с помощью смартфона. Программы для монтажа позволяют работать с видео как с пластичным материалом: реализовывать сложные монтажные и композиционные структуры. Это дало художникам мощные инструменты для работы с движущимся изображением и расширило доступные им жанры.
Тихон Смыков:
«Технологии становятся все более и более доступными, и за счет этого искусство идет в массы. И в этом смысле кажется, что мы живем во время, когда существует полная свобода творчества и выигрывает самый крутой замысел, а не наличие специальной техники».
Например, появился жанр «кино художника», который условно можно расположить между видео-артом и традиционным кинематографом. Фильм художника часто сохраняет элементы сюжетности, но форма таких работ гораздо более свободная и позволяет переосмыслять границы киноискусства.
Работа «Мой Лимбо Лэнд Завтрак. Эпизод III» Ирины Задорожной использует технологии, которые еще несколько лет назад были доступны только киностудиям: захват движения тела и мимики лица для их наложения на виртуальные аватары. Художница привязывает свое физическое тело к «цифровому и пустому телу Джесс» — философскому зомби, погружая зрителя в мир, где границы между телесным и виртуальным размыты.
В отличие от традиционного кино, где повествование и драматургия определяют структуру, «фильм художника», к которому относится эта работа, предлагает свободу экспериментировать с формой и содержанием. Цифровые технологии здесь не просто инструмент, а неотъемлемая часть процесса создания, где отношения между телами и технологиями опосредованы и обострены.
Звук, который можно легко записывать, создавать и обрабатывать, стал важной частью инструментария художников, работающих с темой человеческих эмоций. Через саунд-инсталляции художники исследуют, как звук может передавать невидимые связи и переживания, создавая чувственные ландшафты, которые находят отклик в зрителях.
Ренат Туктаров в проекте From town to town использует звуки природы — шелест листьев, течение реки, капли дождя и стрекот кузнечиков — записанные им в Поволжье и Центральной Азии во время велосипедных походов. Эти записи на простой диктофон становятся основой для эмоционального ландшафта, передающего теплые воспоминания о детстве и природе. Комбинируя живые записи с синтетическими звуками синтезаторов и традиционными инструментами — ксилофоном и губной гармошкой, — автор создает многослойную звуковую картину, в которой «цифровое» и «реальное» переплетаются.
Исследование дихотомий естественного и искусственного, реального и виртуального — одна из главных тем в современном цифровом искусстве. Художники и философы пересматривают эти устоявшиеся противопоставления и предлагают новые модели изучения мира, где цифровое и физическое сосуществуют на равных. Современное искусство задается вопросом: как долго мы можем считать реальными лишь материальные объекты, если цифровые артефакты играют такую же важную роль в нашей жизни? Эти исследования ведут к созданию новых форм искусства, которые рассматривают цифровое пространство не как противопоставление реальности, а как ее продолжение и дополнение.
Результат такого исследования отражен в работе Натальи Менякиной «Границы». Художница сочетает цифровые коллажи с ручной вышивкой бисером, инициируя диалог между современными медиа и древними техниками. Эта работа ставит под вопрос привычные представления о том, что считается «подлинным» или «аутентичным» в искусстве
Бренд restore: на протяжении 8 лет поддерживает цифровых художников в рамках проекта restore: digital art. Каждый год эксперты проекта формулируют новую тему для художественных исследований, а затем на конкурсной основе выбирают проекты-лауреаты.
Тихон Смыков
«С течением времени техника становится доступной все большему и большему количеству людей и, в частности, становится инструментом для создания цифрового искусства. А ядром нашей аудитории всегда были творческие профессионалы, и мы считаем своим долгом их поддерживать».
В этом году проекты, созданные в рамках темы «Цветное vs. черно-белое», можно увидеть в галерее Ruarts с 13 сентября по 13 октября.
В экспозиции представлено более 20 работ лауреатов конкурса в семи номинациях: «Цифровая фотография», «Компьютерная графика», «Видео-арт», «Искусство нейросети», «Электронный звук», «Цифровой фильм художника», «Поиск баланса».
В рамках выставки «restore:digital art. Цветное vs. черно-белое» проходят мероприятия, которые стоит включить в ваш культурный календарь. Посмотреть подробную программу и зарегистрироваться на лекции, мастер-классы и круглые столы с участием культуролога и фотокритика Надежды Шереметовой, коллекционером медиаискусства Елены Меркуловой, арт-директором галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов, главным хранителем ММСИ Татьяны Черной и других специалистов в этом профиле можно в телеграм-канале @restore_art.
реклама • ооо «рестор»
03 ОКТЯБРЯ 2024
0