Икона стиля: Тина Тернер
Тина Тернер скончалась в возрасте 83 лет после продолжительной болезни, сообщают The Guardian. Тина-ураган, как называла ее Шер, пятьдесят лет бушевала на мировой музыкальной сцене, пока не остановилась передохнуть в швейцарском шато. Кроме великой музыки и грандиозных клипов она оставила нам на память историю своей непростой жизни — и сценические наряды, достойные не только Зала славы рок-н-ролла.
Можно вырасти, ничего не зная о Тине Тернер (маловероятно, но бывает), любить Билли Айлиш и нормкор и считать мини-юбки и пайетки пережитком далекого прошлого, а потом увидеть любой ее клип, начиная с 1976 года, и гарантированно задохнуться от восторга. Ее голос, как писали в журнале Rolling Stone, «способен расплавить полиэстер на расстоянии в 50 шагов». А ее стиль с самого начала был продолжением голоса. И сценического образа, который в 1969 году Playboy и Look умудрились назвать одинаково: «Львица в течке».
Анна Мэй Буллок стала Тиной благодаря первому мужу — пионер рок-н-ролла Айк Тернер хотел, чтобы его Тина выглядела и вела себя как Шина — королева джунглей. На сцене. А «за кулисами» ему нужна была покорная жена, которую, если что не так, можно и проучить хорошенько. Больше пятнадцати лет, с 1960 по 1976 год, дуэт Ike & Tina Turner собирал концертные залы и стадионы от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Едва ли не самым ярким стало совместное турне с The Rolling Stones в 1969 году. Тогда Тина змеей выскальзывала на сцену, выбивая ритм Come Together в такой оригинальной манере, что зал ревел. Так Тину признали своей лучшие музыканты того времени, а Vogue сделал первый фоторепортаж.
![](/upload/13739/vms/3f67e58e459c1e7776417df69112723b.gif)
![](/upload/13739/vms/b4c4fd7b3b31557ac81eff50c86f6f4e.jpg)
Дуэт Ike & Tina Turner
Но настоящая и собственная слава пришла к Тине после того, как она сбежала от мужа, наркозависимого абьюзера, и стала королевой без короля. Зато настоящей — и свободной. О ее костюмах периода Ike & Tina остались одни воспоминания. Самое горькое — белый брючный костюм YSL, в котором Тина ехала на концерт и получила несколько ударов по лицу за то, что отказалась поесть конфет из рук мужа. Залитый кровью, испачканный шоколадом дорогой костюм, которым певица так гордилась, пришлось выбросить и забыть. Впрочем, певица оставила весь свой гардероб бывшему мужу вместе с домом, драгоценностями и правами на песни. И пару лет, пока не вернулась на сцену, носила что придется. «Когда я только начал работать с ней, — вспоминает звездный менеджер Рождер Дэвис, — Тина любила ходить по магазинам, делать покупки и оставлять мой телефон. Однажды мне позвонили из Valentino и вежливо попросили заплатить. Конечно, сколько там? 16 тысяч долларов? Я побледнел, а Тина спокойно ответила: «Не волнуйся, я заработаю на этой неделе». Она часто сначала тратила, потом зарабатывала — и отдавала».
А потом случилось чудо. Дэвис устроил Тине концерт в нью-йоркском клубе Ritz. «Владельцы заведения нехотя сделали нам одолжение. А тут в город прилетел Дэвид Боуи. И сказал журналистам, что не пойдет на банкет в его честь, потому что хочет попасть «на концерт любимой певицы» в клубе Ritz! Билеты в клуб разлетелись за две минуты — все хотели услышать кумира самого Боуи! А на следующий день мне предложили контракт со студией Capitol в США и EMI в Великобритании».
Записать первый сольный альбом Private Dancer ей помогали все друзья — кто советом, кто песней, кто деньгами. Мик Джаггер, Кит Ричардс, Дэвид Боуи, Марк Нопфлер. Джаггер как-то сказал: «Мы равные с Тиной. Ни одна женщина не поет и не танцует как она. Она сексуальна этим, а не тем, как одевается». А потом среди ее друзей появились модные дизайнеры.
![](/upload/13739/vms/10bb1544cf195effa9debcf6e7771b03.gif)
“What’s Love Got to Do With It”,1993
![](/upload/13739/vms/7e07993587c8975563631753c45002fa.jpg)
Tina Turner для обложки альбома Private Dancer
![](/upload/13739/vms/328025950ff3e1d2a3c6437689014767.jpg)
![](/upload/13739/vms/2c47b31c5af5ce33368889fe8eb68f72.jpg)
Bob Mackie
Тина ушла от Айка, ей хотелось выйти на сцену новой — более свободной и раскрепощенной. Помог Боб Маки, с которым ее познакомила Шер. Сотрудничество с легендарным творцом «самых возмутительно сексуальных» нарядов вышло плодотворным, особенно запомнился черный «голый» корсет с розовым атласным сердечком ниже пупка — и с одним чулком. А в 1985 году Маки сотворил костюм жестокой Тетушки Энтити для фильма «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Как вспоминал исполнитель главной роли Мел Гибсон: «Стоило Тине выйти в этом серебряном полунеглиже — вся съемочная группа охреневала от восторга».
Тина Тернер в роли Тетушки Энтити в фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома»
Azzedine Alaia
Тунисский модельер Аззедин Алайя сотрудничал с Тиной в середине 1980-х. Самым знаковым можно назвать красный кожаный сарафан — естественно, мини — с застежкой-молнией спереди. А больше всего Тина любила «костюм женщины-воина» от Alaia: в этой короткой тоненькой кольчуге, подпоясанной рок-н-ролльным ремнем, звезда открыла тур Foreign Affair в 1990 году и What’s Love в 1993-м.
![](/upload/13739/vms/25d3c4a247fc81c79bd17d12378e0ffb.jpg)
![](/upload/13739/vms/df229b01bbc0c25a96774cbff56b6dd5.jpg)
![](/upload/13739/vms/75658cff11819ff1560763669e4bed88.jpg)
Versace
Каждый вечер во время тура Wildest Dreams (1996 год) пятидесятисемилетняя Тина начинала в ультракороткой комбинации от Versace, сплошь покрытой пайетками. Хотя сперва нашла наряд слишком вызывающим для своего возраста. А в 2013 году это сияющее платье стало одним из ярчайших экспонатов выставки Women Who Rocks в вашингтонском The National Museum of Women in the Arts. Курьезный факт: в 1997 году в объединенном туре с Элтоном Джоном Тина заявила, что Элтон должен отказаться от костюмов Versace, которые делают его слишком толстым, и перейти на Armani. «Я представил, как бедный Джанни перевернулся в могиле от этих слов, — писал Элтон Джон в автобиографии. — Ведь он всегда считал Армани слишком бежевым и скучным». В общем, совместная работа с Элтоном Джоном не задалась.
![](/upload/13739/vms/244cfdcc632645742a07335180551946.jpg)
Dolce & Gabbana
В 1996 году Тина исполняла песню GoldenEye в маленьком черном кожаном платье, больше похожем на корсет, которое ей подарили Доменико Дольче и Стефано Габбана. Критики шутили, что женщине в таком наряде любой шпион выдаст все секреты.
![](/upload/13739/vms/8230df54bb4a14f5dcee6971d4a408d3.jpg)
Christian Louboutin
Тина обожала каблуки и самыми удобными считала лубутены. В последний раз она выступала в них в 2008 году в Madison Square Garden. «Я принес ее туфли лично и вдруг увидел строительные леса на сцене. Я был парализован! Вдруг она упадет и сломает шею? Но когда шоу закончилось, я подумал: а вот бы она специально сломала каблуки, еще и с хрустом, и все бы подумали: позор! — а это было бы частью хореографии». Кстати, на том же шоу Тина снова надела костюм Тетушки Энтити — вернее, его «огламуренный» вариант. Ей было 69 лет! А еще в коллекции Christian Louboutin есть сапоги Highness Tina — с бахромой в три ряда и шестнадцатисантиметровыми каблуками. «Тина всегда будет для меня иконой стиля и примером. Она единственная умеет танцевать на высоченных шпильках так свободно, словно на ней кроссовки. Обожаю ее грацию, такую естественную, почти бессознательную... Если уж она может выступать на моих каблуках в течение трех часов — не рассказывайте мне, что в них невозможно ходить!»
![](/upload/13739/vms/b6e3fa300505396554a4cd75512ab4a0.jpg)
Тина Тернер на концерте в Madison Square Garden, 2008
Сапоги Highness Tina
![](/upload/13739/vms/cd0bd98205dbec933932cbdd2b038061.jpg)
Armani
Для тура Twenty Four Seven (2000 год) Тина заказала два одинаковых платья — золотое и серебряное — у любимого Джорджо Армани. Это был почти невинный фасон сарафана с косым подолом, но все-таки выше колен. В результате Армани оказался единственным дизайнером, с которым Тина дружила почти всю жизнь: в его платье она выходила замуж в Швейцарии, его костюмы надевала на мероприятия, «от которых невозможно было отказаться». И конечно, блистала в них на показах и вечеринках Armani.
В 1986 году Тина Тернер призналась Rolling Stone, что для нее иконой стиля всегда была... Жаклин Кеннеди. Под маской королевы рок-н-ролла скрывалась девушка, влюбленная в балетки и жемчуг. Но кого бы будоражила Тина в балетках? We don’t need another Tina. А другой и не будет.