Blueprint
T

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Искусство
в горошек

ТЕКСТ: ИРА УРНОВА, «РБК СТИЛЬ»

ТЕКСТ: ИРА УРНОВА, «РБК СТИЛЬ»

Будучи одной из самых узнаваемых и знаменитых художниц ХХ и ХХI вв., 
Яёи Кусама разработала свой собственный творческий язык, на котором изъяснялась в мире не только современного искусства, но и моды, дизайна, литературы и даже политики. Фирменный орнамент из разноцветных или монохромных кружочков, из-за которого ее прозвали Polka Dot Queen («королевой узора в горошек»), легендарные тыквы и знаменитые масштабные тотальные инсталляции — сегодня не так-то просто найти человека, который при виде этих ее творений не воскликнет: «О! Кусама!»

Будучи одной из самых узнаваемых и знаменитых художниц ХХ и ХХI вв.,
Яёи Кусама разработала свой собственный творческий язык, на котором изъяснялась в мире не только современного искусства, но и моды, дизайна, литературы и даже политики. Фирменный орнамент из разноцветных
или монохромных кружочков, из-за которого ее прозвали Polka Dot Queen («королевой узора в горошек»), легендарные тыквы и знаменитые масштабные тотальные инсталляции — сегодня не так-то просто найти человека, который
при виде этих ее творений не воскликнет: «О! Кусама!»

Начав свой творческий путь с классической японской каллиграфии, Кусама довольно быстро пришла к современному искусству и довольно рано начала создавать свой неповторимый стиль. Причем не только в работах, но и в поступках. Например, решив в 1957 году перебраться из родной страны в США — на тот момент главное место силы не только совриска, но и в целом популярной культуры, — Кусама наврала японским властям, что ее ждут там с первой персональной выставкой. Зашив в подкладку платья и натолкав в носы обуви практически все свои деньги, художница гордо ступила на американскую землю с 2000 своих работ и 6 десятками кимоно. Как-то ее выгнали с Венецианской биеннале за попытку торговать составлявшими ее инсталляцию зеркальными шарами — каждый она продавала по 2 доллара. Она написала Никсону короткое письмо с просьбой отменить войну во Вьетнаме (тот, очевидно, отказался).


ачав свой творческий путь с классической японской каллиграфии, Кусама довольно быстро пришла к современному искусству и довольно рано начала создавать свой неповторимый стиль. Причем не только в работах, но и в поступках. Например, решив в 1957 году перебраться из родной страны в США — на тот момент главное место силы не только совриска, но и в целом популярной культуры, — Кусама наврала японским властям, что ее ждут там с первой персональной выставкой. Зашив в подкладку платья и натолкав в носы обуви практически все свои деньги, художница гордо ступила на американскую землю с 2000 своих работ и 6 десятками кимоно. Как-то ее выгнали с Венецианской биеннале за попытку торговать составлявшими ее инсталляцию зеркальными шарами — каждый она продавала по 2 доллара. Она написала Никсону короткое письмо с просьбой отменить войну во Вьетнаме (тот, очевидно, отказался).



Н

Кроме собственно предметных произведений искусства Кусама активно занималась перформансами, многие из которых сильно опережали современность. Она раскрашивала обнаженных людей (конечно же, в горошек) и выпускала на городские улицы в рамках «оргий». Она создала в Нью-Йорке хэппенинг под названием «Гомосексуальный брак» за несколько десятков лет до легализации там этих браков.


Не обойдя вниманием мир моды, она сотрудничала с Марком Джейкобсом и Иссеем Мияке и создала беспрецедентно успешную коллекцию для Louis Vuitton в 2012 году, которую не раз называли чуть ли не самым удачным проектом на стыке моды и искусства всех времен (в универмаге Selfridges тогда «в стиле Кусамы» были украшены все 24 стеклянные витрины). Конечно же, основала она и свой собственный модный лейбл: в 60-х одежда ее производства продавалась в нью-йоркском Bloomingdale`s и была крайне популярна. И это при том, что на ее платьях легко могли быть идеально круглые дыры на груди
или на мягком месте.



Кроме собственно предметных произведений искусства Кусама активно занималась перформансами, многие из которых сильно опережали современность. Она раскрашивала обнаженных людей (конечно же, в горошек) и выпускала на городские улицы в рамках «оргий». Она создала в Нью-Йорке хэппенинг под названием «Гетеросексуальный брак» за несколько десятков лет до легализации там этих браков.

Не обойдя вниманием мир моды, она сотрудничала с Марком Джейкобсом и Иссеем Мияке и создала беспрецедентно успешную коллекцию для Louis Vuitton в 2012 году, которую не раз называли чуть ли не самым удачным проектом на стыке моды и искусства всех времен (в универмаге Selfridges тогда «в стиле Кусамы» были украшены все 24 стеклянные витрины). Конечно же, основала она и свой собственный модный лейбл: в 60-х одежда ее производства продавалась в нью-йоркском Bloomingdale`s и была крайне популярна. И это при том, что на ее платьях легко могли быть идеально круглые дыры на груди или на мягком месте.

Сама 87-летняя Яёи Кусама неизменно появляется на публике в неоновом парике с прямой челкой, в собственных ярких нарядах и игривых солнцезащитных очках в цветной пластиковой оправе. Хотите воссоздать ее стиль для костюмированной вечеринки? Красный парик, темные очки младшей сестры, платье в горошек — и все! Сложно придумать более простой образ, который в то же время так безошибочно отсылал бы к своему создателю. Кусама, по сути, сделала из себя тотальное произведение искусства безо всякой наигранности, ведь она сама и есть это искусство.

Сама 87-летняя Яёи Кусама неизменно появляется на публике в неоновом парике
с прямой челкой, в собственных ярких нарядах и игривых солнцезащитных очках в цветной пластиковой оправе. Хотите воссоздать ее стиль для костюмированной вечеринки?
Красный парик, темные очки младшей сестры, платье в горошек — и все! Сложно придумать более простой образ, который в то же время так безошибочно отсылал бы к своему создателю. Кусама, по сути, сделала из себя тотальное произведение искусства безо всякой наигранности, ведь она сама и есть это искусство.





Одним кружочком мы не достигнем ничего. Во вселенной их бесконечное множество — Солнце, Земля, Луна и сотни миллионов звезд. Все мы существуем в непостижимой загадке, в бесконечности вселенной. 


Спустя 20 лет после отъезда в Штаты Кусама вернулась в Японию и по собственному желанию легла в психиатрическую клинику, где фактически живет по сей день, работая в студии напротив. Несмотря на то, что первые срывы с ней случились в ее американский период — тогда ей поставили диагноз «крайнее переутомление», — сама художница уверяет, что галлюцинации стали ее верным спутником с десятилетнего возраста из-за тяжелых условий, в которых прошло ее детство.


Спустя 20 лет после отъезда в Штаты Кусама вернулась в Японию и по собственному желанию легла в психиатрическую клинику, где фактически живет по сей день, работая в студии напротив. Несмотря на то, что первые срывы с ней случились в ее американский период — тогда ей поставили диагноз «крайнее переутомление», — сама художница уверяет, что галлюцинации стали ее верным спутником с десятилетнего возраста из-за тяжелых условий, в которых прошло ее детство.

По словам художницы, покрывая что угодно — стену, платье, кошку, себя — бесконечными горошками, мы словно стираем это, обезличиваем, сглаживаем. Забавно, что именно
эти горошки и стали ее фирменным знаком: ничто так не кричит «Кусама!», как многочисленные кружочки на чем бы то ни было, включая клатчи и туфли Louis Vuitton, которые моментально перешли из-под крыши родного бренда на сторону художницы. Были «вуиттонами», стали «кусамами».

По словам художницы, покрывая что угодно — стену, платье, кошку, себя — бесконечными горошками, мы словно стираем это, обезличиваем, сглаживаем. Забавно, что именно
эти горошки и стали ее фирменным знаком: ничто так не кричит «Кусама!», как многочисленные кружочки на чем бы то ни было, включая клатчи и туфли Louis Vuitton, которые моментально перешли из-под крыши родного бренда на сторону художницы. Были «вуиттонами», стали «кусамами».



«Одним кружочком мы не достигнем ничего. Во вселенной их бесконечное количество — Солнце, Земля, Луна и сотни миллионов звезд. Все мы существуем в непостижимой загадке, в бесконечности вселенной. Стремление познать «вселенскую философию» через искусство в этих условиях привело меня к тому, что я называю «стереотипным повторением».


Что бы ни говорила сама Кусама о своем творческом языке, сколько бы поверхностей ни покрыла она бесконечным горошком, даже с очень большой натяжкой ее сложно назвать стереотипной. Словно метеорит, чудом пролетевший через слои атмосферы и упавший на Землю, она настолько же неповторима, удивительна и притягательна своей какой-то внеземной, инопланетной сущностью. Как ни крути, она все же полная противоположность стереотипу, и в этом главная суть ее узнаваемого и уникального стиля.

«Одним кружочком мы не достигнем ничего. Во вселенной их бесконечное количество — Солнце, Земля, Луна и сотни миллионов звезд. Все мы существуем в непостижимой загадке, в бесконечности вселенной. Стремление познать «вселенскую философию» через искусство в этих условиях привело меня к тому, что я называю «стереотипным повторением».


Что бы ни говорила сама Кусама о своем творческом языке, сколько бы поверхностей ни покрыла она бесконечным горошком, даже с очень большой натяжкой ее сложно назвать стереотипной. Словно метеорит, чудом пролетевший через слои атмосферы и упавший на Землю, она настолько же неповторима, удивительна и притягательна своей какой-то внеземной, инопланетной сущностью. Как ни крути, она все же полная противоположность стереотипу, и в этом главная суть ее узнаваемого и уникального стиля.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
767
1300
false
true
true
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}