Темы
T

Икона стиля: Тина Тернер

Сегодня самой ошеломляющей певице двадцатого века исполняется 80 лет. Тина-ураган, как называла ее Шер, пятьдесят лет бушевала на мировой музыкальной сцене, пока не остановилась передохнуть в швейцарском шато. Кроме великой музыки и грандиозных клипов она оставила нам на память историю своей непростой жизни — и сценические наряды, достойные не только Зала славы рок-н-ролла.

Можно вырасти, ничего не зная о Тине Тернер (маловероятно, но бывает), любить Билли Айлиш и нормкор и считать мини-юбки и пайетки пережитком далекого прошлого, а потом увидеть любой ее клип, начиная с 1976 года, и гарантированно задохнуться от восторга. Ее голос, как писали в журнале Rolling Stone, «способен расплавить полиэстер на расстоянии в 50 шагов». А ее стиль с самого начала был продолжением голоса. И сценического образа, который в 1969 году Playboy и Look умудрились назвать одинаково: «Львица в течке». 


Анна Мэй Буллок стала Тиной благодаря первому мужу — пионер рок-н-ролла Айк Тернер хотел, чтобы его Тина выглядела и вела себя как Шина — королева джунглей. На сцене. А «за кулисами» ему нужна была покорная жена, которую, если что не так, можно и проучить хорошенько. Больше пятнадцати лет, с 1960 по 1976 год, дуэт Ike & Tina Turner собирал концертные залы и стадионы от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Едва ли не самым ярким стало совместное турне с The Rolling Stones в 1969 году. Тогда Тина змеей выскальзывала на сцену, выбивая ритм Come Together в такой оригинальной манере, что зал ревел. Так Тину признали своей лучшие музыканты того времени, а Vogue сделал первый фоторепортаж.

Дуэт Ike & Tina Turner

Но настоящая и собственная слава пришла к Тине после того, как она сбежала от мужа, наркозависимого абьюзера, и стала королевой без короля. Зато настоящей — и свободной. О ее костюмах периода Ike & Tina остались одни воспоминания. Самое горькое — белый брючный костюм YSL, в котором Тина ехала на концерт и получила несколько ударов по лицу за то, что отказалась поесть конфет из рук мужа. Залитый кровью, испачканный шоколадом дорогой костюм, которым певица так гордилась, пришлось выбросить и забыть. Впрочем, певица оставила весь свой гардероб бывшему мужу вместе с домом, драгоценностями и правами на песни. И пару лет, пока не вернулась на сцену, носила что придется. «Когда я только начал работать с ней, — вспоминает звездный менеджер Рождер Дэвис, — Тина любила ходить по магазинам, делать покупки и оставлять мой телефон. Однажды мне позвонили из Valentino и вежливо попросили заплатить. Конечно, сколько там? 16 тысяч долларов? Я побледнел, а Тина спокойно ответила: «Не волнуйся, я заработаю на этой неделе». Она часто сначала тратила, потом зарабатывала — и отдавала». 


А потом случилось чудо. Дэвис устроил Тине концерт в нью-йоркском клубе Ritz. «Владельцы заведения нехотя сделали нам одолжение. А тут в город прилетел Дэвид Боуи. И сказал журналистам, что не пойдет на банкет в его честь, потому что хочет попасть «на концерт любимой певицы» в клубе Ritz! Билеты в клуб разлетелись за две минуты — все хотели услышать кумира самого Боуи! А на следующий день мне предложили контракт со студией Capitol в США и EMI в Великобритании». 


Записать первый сольный альбом Private Dancer ей помогали все друзья — кто советом, кто песней, кто деньгами. Мик Джаггер, Кит Ричардс, Дэвид Боуи, Марк Нопфлер. Джаггер как-то сказал: «Мы равные с Тиной. Ни одна женщина не поет и не танцует как она. Она сексуальна этим, а не тем, как одевается». А потом среди ее друзей появились модные дизайнеры.

“What’s Love Got to Do With It”,1993

Tina Turner для обложки альбома Private Dancer

Bob Mackie

Тина ушла от Айка, ей хотелось выйти на сцену новой — более свободной и раскрепощенной. Помог Боб Маки, с которым ее познакомила Шер. Сотрудничество с легендарным творцом «самых возмутительно сексуальных» нарядов вышло плодотворным, особенно запомнился черный «голый» корсет с розовым атласным сердечком ниже пупка — и с одним чулком. А в 1985 году Маки сотворил костюм жестокой Тетушки Энтити для фильма «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Как вспоминал исполнитель главной роли Мел Гибсон: «Стоило Тине выйти в этом серебряном полунеглиже — вся съемочная группа охреневала от восторга».

Тина Тернер в роли Тетушки Энтити в фильме  «Безумный Макс 3: Под куполом грома»

Azzedine Alaia

Тунисский модельер Аззедин Алайя сотрудничал с Тиной в середине 1980-х. Самым знаковым можно назвать красный кожаный сарафан — естественно, мини — с застежкой-молнией спереди. А больше всего Тина любила «костюм женщины-воина» от Alaia: в этой короткой тоненькой кольчуге, подпоясанной рок-н-ролльным ремнем, звезда открыла тур Foreign Affair в 1990 году и What’s Love в 1993-м.

Versace

Каждый вечер во время тура Wildest Dreams (1996 год) пятидесятисемилетняя Тина начинала в ультракороткой комбинации от Versace, сплошь покрытой пайетками. Хотя сперва нашла наряд слишком вызывающим для своего возраста. А в 2013 году это сияющее платье стало одним из ярчайших экспонатов выставки Women Who Rocks в вашингтонском The National Museum of Women in the Arts. Курьезный факт: в 1997 году в объединенном туре с Элтоном Джоном Тина заявила, что Элтон должен отказаться от костюмов Versace, которые делают его слишком толстым, и перейти на Armani. «Я представил, как бедный Джанни перевернулся в могиле от этих слов, — писал Элтон Джон в автобиографии. — Ведь он всегда считал Армани слишком бежевым и скучным». В общем, совместная работа с Элтоном Джоном не задалась.

Dolce & Gabbana

В 1996 году Тина исполняла песню GoldenEye в маленьком черном кожаном платье, больше похожем на корсет, которое ей подарили Доменико Дольче и Стефано Габбана. Критики шутили, что женщине в таком наряде любой шпион выдаст все секреты.

Christian Louboutin

Тина обожала каблуки и самыми удобными считала лубутены. В последний раз она выступала в них в 2008 году в Madison Square Garden. «Я принес ее туфли лично и вдруг увидел строительные леса на сцене. Я был парализован! Вдруг она упадет и сломает шею? Но когда шоу закончилось, я подумал: а вот бы она специально сломала каблуки, еще и с хрустом, и все бы подумали: позор! — а это было бы частью хореографии». Кстати, на том же шоу Тина снова надела костюм Тетушки Энтити — вернее, его «огламуренный» вариант. Ей было 69 лет! А еще в коллекции Christian Louboutin есть сапоги Highness Tina — с бахромой в три ряда и шестнадцатисантиметровыми каблуками. «Тина всегда будет для меня иконой стиля и примером. Она единственная умеет танцевать на высоченных шпильках так свободно, словно на ней кроссовки. Обожаю ее грацию, такую естественную, почти бессознательную... Если уж она может выступать на моих каблуках в течение трех часов — не рассказывайте мне, что в них невозможно ходить!»

Тина Тернер на концерте в Madison Square Garden, 2008

Сапоги Highness Tina

Armani

Для тура Twenty Four Seven (2000 год) Тина заказала два одинаковых платья — золотое и серебряное — у любимого Джорджо Армани. Это был почти невинный фасон сарафана с косым подолом, но все-таки выше колен. В результате Армани оказался единственным дизайнером, с которым Тина дружит по сей день: в его платье она выходила замуж в Швейцарии, его костюмы надевала на мероприятия, «от которых невозможно было отказаться». И конечно, блистала в них на показах и вечеринках Armani.

В 1986 году Тина Тернер призналась Rolling Stone, что для нее иконой стиля всегда была... Жаклин Кеннеди. Под маской королевы рок-н-ролла скрывалась девушка, влюбленная в балетки и жемчуг. Но кого бы будоражила Тина в балетках? We don’t need another Tina. А другой и не будет.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}