Blueprint
T

Большой цирк

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Фильм F1 про гонщика в исполнении Брэда Питта, который на шестом десятке вернулся в самую престижную автоспортивную серию, собрал почти 300 миллионов долларов за первые 10 дней проката и уже стал самым успешным кинорелизом для компании Apple. Чем публику привлек «фильм про Формулу-1 для тех, кто не смотрит Формулу-1», и почему это только вершина огромного маркетингового айсберга «Королевы автоспорта» — разбирался Иван Матушкин.

F1, 2025

 «F1», 2025

Кабельный ковбой

«Фильм для тех, кто не смотрит Формулу-1» — так охарактеризовали ленту Джозефа Косински авторы крупнейшего портала об автогонках Motorsport.com.

Вкратце сюжет фильма таков: гонщик Сонни Хэйс в исполнении Брэда Питта по просьбе своего друга (Хавьер Бардем) возвращается в Ф-1 после 30-летней паузы и наводит там шороху, попутно наставляя юного и талантливого напарника (Демсон Идрис). Да, это классическая, как прищур Питта, история учителя и ученика, Оби-Ван Кеноби и Люка Скайуокера (только призрак-голограмма в далекой-далекой Галактике выглядит реалистичнее, чем 50-летний пилот Формулы-1). И создатели сразу говорили, что рассчитывают вовсе не на тех, кто с марта по декабрь каждую неделю-две смотрит очередной Гран-при. Главной аудиторией Apple и Косински была, естественно, Америка, где «Королева автоспорта» пока не до конца прижилась. И весь фильм — большая акция по освоению американского рынка. Точнее, ключевой шаг в этой акции, которая длится уже не первый год.


 «F1», 2025

С 2017 года Формулой-1 владеет компания Liberty Media американского медиамагната Джона Мэлоуна известного как «Кабельный ковбой». В его холдинг входят, например, радио SiriusXM и промоутерская компания Live Nation, которая в нулевые делала шоу для Jay-Z и Шакиры, а сейчас, судя по сайту, сосредоточилась на мероприятиях в Дубае и Абу-Даби. Еще Мэлоун владеют частью канала Discovery, а его (на четверть) Liberty Global считается крупнейшей в мире телекоммуникационной компанией. Наконец, в 2017 году Business Insider назвал Мэлоуна крупнейшим землевладельцем в Соединенных Штатах. Если верить изданию, ему принадлежит почти 9 тысяч квадратных километров земли в разных частях страны — вместе это как три Москвы и Санкт-Петербург впридачу. Все это к чему? Мэлоун и Liberty Media умеют делать бизнес. В 2016-м они заплатили за Формулу-1 4,4 миллиардов долларов. Сейчас серию оценивают более, чем в 25. Только за последний год ее стоимость выросла на 50%. И в этом большая заслуга американских управленцев.

Джон Мэлоун

Женщинам — нет, шейхам
и американцам — да

Придя в Ф-1, Liberty стала постепенно наводить свои порядки — пригодные для американского рынка. Например, на волне феминизма запретила грид-герлз — девушек модельной внешности, которые перед гонкой традиционно выносили на стартовую решетку таблички с номерами машин. «Какая нелепость, что женщины, которые якобы борются за права женщин, решают, что нам можно и нельзя делать, и мешают нам выполнять работу, которую мы любим и которой гордимся. Эта политкорректность вышла за пределы разумного», — возмущалась тогда в твиттере Ребекка Купер, сама пять раз выступавшая в роли грид-герл.

Еще одним спорным решением Liberty стало расширение присутствия Ф-1 на Ближнем Востоке. В 2016 году чемпионат приезжал туда дважды — в Бахрейн и Абу-Даби. При американских владельцах в календарь добавились Катар и Саудовская Аравия. Последняя вызвала особенно много споров — приездом в страну, нарушающую права человека, втихую возмущались даже традиционно аполитичные (за исключением Льюиса Хэмилтона) гонщики. Правда, говорить открыто в серии не слишком принято: пилоты традиционно предоставляют это делать журналистам. Или Льюису. «Чувствую ли я себя здесь комфортно? Я бы так не сказал», — заявил он перед дебютным этапом в Аравии. Зачем это Ф-1? Все просто: организаторы каждого Гран-при платят чемпионату деньги за его проведение. И, например, Гран-при Австрии платит 25 миллионов долларов, а Гран-при Саудовской Аравии — 55.



Формула-1

Гран-при Техаса в Остине

Формула-1
Формула-1

Гран-при США

Гран-при Формулы 1 в Лас-Вегасе

Но даже миллионы от шейхов не были главной целью Liberty. Их целью была самая большая экономика мира — Америка. И с ней было сложнее, чем с нефтяными монархиями. Исторически так сложилось, что в Штатах свой спорт: там играют в бейсбол и американский футбол, скептически смотрят на странную европейскую забаву соккер (Лео Месси? Он играет в Майами, где у 70% населения латинские корни), и гонки у них тоже свои. Во-первых, это NASCAR, непривычная европейцу езда по овальной трассе на обычных (только с виду) машинах. А во-вторых, IndyCar — похожая на Ф-1 серия гонок на болидах с открытыми колесами и кокпитом (то есть кабиной). И перетягивать американскую аудиторию с этих двух серий в исторически европейский чемпионат было непростой задачей.


«Формула 1. Драйв выживания», 2019

На выживание

Опытные продажники из Liberty знали, что продаются не товары, а их образы. И взялись за образ Ф-1. Прежде довольно закрытая серия, которая строго банила любые видео из паддока (место, где во время гонок команды разворачивают свои гаражи), внезапно озаботилась смм-отделом, стала вести ютуб-канал и снимать смешные ролики с пилотами. Но этого было мало, Liberty нужен был взрыв. Им стал сериал Drive to Survive от компании Netflix.


Документальное десятисерийное шоу снимали по ходу 2018 года, а выпустили в марте 2019-го — за неделю до старта нового сезона Ф-1. С тех пор сериал, который создатели называли «первым погружением в кокпит, паддок и жизнь ключевых фигур Формулы-1», выходит каждый год. В 2023-м аудитория нового сезона в первый уик-энд перевалила за полмиллиона человек, а больше половины телезрителей гонок Ф-1 в США признались, что полюбили чемпионат именно благодаря Drive to Survive. Общее число поклонников Формулы в Штатах за первые четыре года показа шоу выросло на четыре с лишним миллиона человек, а средняя аудитория одной отдельно взятой гонки впервые превысила миллион.






«Формула 1. Драйв выживания», 2019

«Формула 1. Драйв выживания», 2019
Льюис Хэмилтон

«Формула 1. Драйв выживания», 2019

«Формула 1. Драйв выживания», 2019

Что Ф-1 сделала для успеха шоу? Позволила Netflix больше, чем кому-либо. Операторы шоу свободно ходили по паддоку, заходили в боксы команд и подслушивали разговоры. Часть гонщиков возмущалась такой беспардонностью и обвиняла авторов сериала в умышленной драматизации отдельных сцен. А тогда еще не чемпион мира, но одна из главных звезд серии Макс Ферстаппен заявил, что шоу попросту фабрикуют, выдергивая разговоры из контекста. «Мне не понравилось шоу, — заявил он. — Потому что многое там неправда. Я знаю, о чем говорю со своими гоночными инженерами. А они берут слова с одного Гран-при и вставляют в серию о другом. Это не нормально, просто раздувают сенсации». Не все гонщики реагировали так негативно, как Макс. Например, его бывший партнер по команде Дэн Риккардо сделал вместе с Netflix целое шоу из своего ухода из «Ред Булл» — и дал операторам сериала заснять, как объявляет команде о решении ее покинуть.






«Формула 1. Драйв выживания», 2019

«Формула 1. Драйв выживания», 2019

Вива Лас-Вегас

Формула-1

С задачей привлечь американцев к телевизору Drive to Survive отчасти справился, но чтобы по-настоящему нарастить фанатскую (и спонсорскую) базу, нужно было привести людей на сами гонки. На 2017 год в календаре Ф-1 был только один этап в США — на трассе в Остине, штат Техас. Гонка в одном из самых богатых и населенных штатов страны появилась в чемпионате в 2014 году и уже в 2016-м собрала больше 200 тысяч зрителей. Но Liberty этого было мало — этап на «Трассе Америк» решили сделать более модным. В первый же год при новых владельцах — 2017-й — во время Гран-при на автодроме выступали Джастин Тимберлейк и Стиви Уандер. Год спустя их сменили Бруно Марс и Бритни Спирс. Позже список пополнили Imagine Dragons, Билли Джоэл, Эд Ширан, Green Day, The Killers, Tiesto, Стинг и Эминем. Обычно, на этап привозят сразу двух звезд — одна выступает в субботу, другая — в воскресенье. Результат? В 2023-м за три дня заездов Гран-при посетило более 430 тысяч человек. Но к тому времени гонка в Остине уже не была ни единственным, ни самым важным этапом Ф-1 в США.

Формула-1 собиралась приехать в Майами еще в 80-е — в эпоху расцвета города. Тогда не получилось, но идею не забыли. Став владельцами серии, Liberty стали продвигать идею городской гонки во всеамериканской здравнице — прямо в порту. Договориться об этом тоже не вышло, но идея получить сразу 400 миллионов долларов прибыли от проведения этапа уже поселилась в головах майамских чиновников. Компромисс был найден: трассу организовали в отдалении от центра, зато прямо вокруг стадиона одной из самых популярных спортивных команд Америки — «Майами Долфинс» (выступают в лиге американского футбола). Для привлечения зрителей, на первом Гран-при в 2022 году выступал диджей Kygo (первый артист, которому удалось набрать один миллиард прослушиваний на Spotify всего за год), а параллельно город был просто утоплен в вечеринках — даже по меркам Майами. Например, в одном только клубе E11even на неделе Гран-при выступали Rick Ross, Diplo, Snoop Dogg, Travis Scott и Tiësto. В 2023-м этап открывал Will.i.am, а в 2025-м светомузыкальное шоу прямо на мостике над трассой устроил все тот же Tiesto. До показателей Остина в Майами пока не дошли, но свои 250 тысяч человек этап стабильно собирает.






Формула-1

Церемония открытия Гран-при Лас-Вегаса, 2023

Формула-1

Церемония открытия Гран-при Лас-Вегаса, 2023

Но и этап в Майами — не венец планов Liberty по захвату США. Осенью 2023-го Формула-1 впервые приехала в Лас-Вегас, сразу собрав толпу в 315 тысяч человек. Для гонки расчистили знаменитый бульвар «Стрип», а еще в Вегасе решили, что один-два артиста это мелко — и позвали на церемонию открытия целый цирк (недаром же Ф-1 много лет называли «Большим цирком»). То есть Cirque du Soleil. Это помимо Thirty Seconds to Mars, will.i.am, Tiesto (куда без него), Кита Урбана, J Balvin, Кайли Миноуг и Джона Ледженда. Год спустя лайн-ап оказался чуть полегче, но и тогда привезли, например, OneRepublic.

Вместе с этапами в Канаде и Мексике Северная Америка уже занимает более 20% календаря Ф-1. Но успехи Майами и Вегаса заставляют боссов серии думать о четвертой гонке в Штатах (надо же Tiesto еще где-то выступать). Кандидатами называют Нью-Йорк, Калифорнию, Чикаго и Индианаполис, где есть исторический автодром и легендарная гонка «500 миль Индианаполиса».







Формула-1

Модный заезд

Гонки в мировых столицах развлечений, артисты первой величины на разогреве, хитовый док-сериал и многомиллионный прирост аудитории. Казалось бы, цели Liberty достигнуты? Но нет. Формула-1 десятилетиями ассоциировалась с роскошью: жутко дорогие машины, звезды, приплывающие на Гран-при Монако на своих яхтах, и, конечно, люксовые вещи. Первыми модниками Ф-1, в 60-х и 70-х были Джеки Стюарт (классикой стал его иконичный берет в специальную «стюартовскую» клетку, а еще он одним из первых в серии носил очки-авиаторы и стал амбассадором часов Rolex) и главный bad boy серии Джеймс Хант (его красный гоночный костюм и «рокерский» стиль — кожанки, узкие джинсы и длинные волосы — вдохновили коллекцию Belstaff). В 90-х и начале 00-х за моду в серии отвечал Флавио Бриаторе, руководитель команды «Бенеттон» (принадлежала одноименному фэшн-бренду), бойфренд Наоми Кэмпбелл и Хайди Клум. При нем в паддоке рядом с ботинками появились топсайлерыи мокасины (и, понятно, супермодели). C 2013-го официальным хронометром чемпионата стала компания Rolex — ее лого все зрители гонок видели на табло перед стартом. А команда «Ред Булл» сотрудничала с TAG Heuer. Причем в какой-то момент название бренда даже было написано на моторах команды: производила двигатели «Рено», но по маркетинговым (и спонсорским) соображениям, на них писали название не французского автоконцерна, а часового бренда. Но полноценный расцвет связи Ф-1 с миром моды произошел уже при Liberty.


В 2018-м Tommy Hilfiger заключил многолетний партнерский контракт с командой «Мерседес», а лучший пилот чемпионата на тот момент — Льюис Хэмилтон — стал послом бренда. Позже британец выпустил совместную с компанией коллекцию. Эта связь стала самой заметной — впервые партнерство выражалось не просто в брендинге, но гонщик был активно вовлечен в продвижение модного дома и, собственно, производство одежды (и дорос с годами до статуса со-распорядителя Met Gala). Hilfiger был вершиной пусть не айсберга, но весьма внушительного куска льда. Производитель товаров для путешествий TUMI стал работать с «Макларен», HUGO BOSS — одевать гонщиков «Астон Мартин» и «Рейсинг Буллз» вне трасс. А именной бренд визажистки Шарлотт Тилбери стал спонсором академии Ф-1 по подготовке девушек-пилотов. Дальше всех в мир моды, пожалуй, заехала «Феррари», которая вообще запустила собственный фэшн-бренд и дебютировала с ним на Неделе моды в Милане-2021. Причем представленные там бордовые комбинезоны были явно вдохновлены гоночными костюмами. запустила собственный фэшн-бренд и дебютировала с ним на Неделе моды в Милане-2021. Причем представленные там бордовые комбинезоны были явно вдохновлены гоночными костюмами.







Формула-1

Коллаборация с Tommy Hilfiger

Формула-1
Формула-1

Коллаборация с Hugo Boss

Коллаборация с Armani

Формула-1
Формула-1

Коллаборация с Louis Vuitton

Питт-стоп

Вершиной всех этих маркетинговых усилий по превращению Формулы-1 в глобальный бренд развлечений и должен был стать вышедший в мировой прокат 26 июня фильм Джозефа Косински «F1». Его изначально делали в тесном сотрудничестве с Ф-1, получив от серии еще больше доступа, чем Netflix. Хотя получилось это и не сразу. Как рассказал Косински, сначала создатели фильма пытались придумать, как сделать киношную машину достаточно быстрой, чтобы передать ощущения от гонки. В ответ на что глава команды «Мерседес» Тото Вольф предложил доработать камеры и поставить их на настоящий гоночный болид. В итоге, для кино были куплены шесть болидов Формулы-2 (младшая серия с более слабыми машинами, где выступают молодые гонщики), которые инженеры «Мерседес» помогли доработать — чтобы и на Ф-1 были похожи, и камеры нормально держали. А дальше начались съемки — прямо посреди чемпионата.




Брэд Питт, F1

 «F1», 2025

Брэд Питт, F1
Брэд Питт, F1
Брэд Питт, F1
Брэд Питт, F1

 «F1», 2025

Для фильма снимались настоящие заезды, которые затем нарезали и монтировали, частично заменяя графикой. При этом Косински уверяет, что каждый раз, когда мы видим Питта или Идриса за рулем болида вымышленной команды APXGP — они действительно сами пилотируют машину. В других сценах, снятых сверху, их могли заменять нанятые бывшие гонщики. Съемки шли не один месяц, бригада фильма успела побывать на культовых трассах вроде итальянской Монцы, и для нее даже построили отдельный гараж в паддоке. Вдобавок, в кадр регулярно попадали действующие пилоты серии — больше всех примелькались, конечно, все те же Хэмилтон и его (на тот момент) руководитель Вольф. Льюис и вовсе выступал продюсером фильма и должен был отвечать за его реалистичность. Оттого ужасные провалы именно в показе гоночных реалий многих и удивили. 

Понятно, что авторы фильма драматизировали заезды (за каждую гонку с Питтом происходит столько событий, сколько у некоторых пилотов не наберется за сезон). Но в итоге, пытаясь представить новому зрителю Формулу-1, ему показали то, чего в Ф-1 быть не может. 





Во-первых, 50-летний пилот. Когда в чемпионат после всего лишь трехлетней паузы решил вернуться 41-летний Михаэль Шумахер (семикратный чемпион мира, на секундочку) — у него ничего не получилось. Машины слишком изменились. Сейчас самый возрастной пилот в серии — 42-летний Фернандо Алонсо. И даже он постепенно сдает позиции. Ф-1 — слишком тяжелый вид спорта физически, и слишком сложный интеллектуально — со всеми, еще и постоянно усложняющимися настройками, машины под каждую трассу и погоду — чтобы выступать там в 50, еще и после 30 лет перерыва. Такое возможно в том же американском NASCAR или гонках на выносливость (в которых герой Питта и гоняет в начале фильма), но не в Формуле.

Во-вторых, чуть ли с первого этапа Питт начинает жульничать. Секрет его успеха в том, что он нарушает все возможные правила и ему это сходит с рук. Например, он несколько раз за одну гонку умышленно вылетает с трассы. Причем даже не пытается как-то замаскировать это, обсуждая вылеты с командой. В реальной Ф-1 судьи контролируют даже момент, когда пилот жмет на педаль тормоза — если перед аварией гонщик тормозил позже, чем на предыдущем круге, они точно насторожатся. Повтори это два раза (да еще с ухмылкой Питта) — и тебя просто снимут. Хорошо, если с гонки. Возможно, и сразу с чемпионата.

Наконец, тот прорыв, которого команда Бардема достигает при помощи Питта — просто невозможен. Лучшие инженеры мира строят эти машины годами, дорабатывая мельчайшие детали. Нельзя просто попросить технического директора «сделать машину побыстрее в поворотах» и начать выигрывать. Иначе попросили бы все.



Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон

Подход создателей фильма понравились не всем. Трехкратный чемпион Ф-1 Макс Ферстаппен отказался сниматься в отдельной сцене с Брэдом Питтом и не пришел на предпоказы ленты. Но создатели фильма такой игнор со стороны действующего чемпиона словно и не заметили. Их аудитория — не поклонники Ф-1, а их герой — не Макс, а Хэмилтон, в честь которого в Лас-Вегасе даже назвали трибуну.

Вероятно, те, кто после похода в кинотеатр, решат посмотреть настоящий Гран-при, будут разочарованы. Все покажется им гораздо менее драматичным. Но маркетинговая цель фильма будет достигнута, уже когда новые зрители нажмут на кнопку на своем пульте (или клавишу ноутбука). А может, толпа в Лас-Вегасе пополнится еще парой десятков тысяч человек, которые прилетят из Вайоминга и Висконсина, чтобы посмотреть на гонку, где лихие парни с прищуром Брэда Питта обманывают законы физики и драматургии.




{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}