Вот это поворот!
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Льюис Хэмилтон — семикратный чемпион «Формулы-1» и самый успешный автогонщик в истории — уходит из «Мерседеса» в «Феррари». По такому случаю журналист Иван Матушкин разобрал, из каких элементов состоит образ легендарного спортсмена. Места хватило и собственной линейке одежды, и отношениям с Джиджи Хадид, и песне с Кристиной Агилерой. Бонусом — Met Gala и тусовки с Джастином Бибером.
Этой зимой Хэмилтон совершил самый громкий спортивный переход года, сменив «Мерседес» на «Феррари». Почему это важно? 40-летний пилот выступал за немецкую команду с 2013 года, выиграл с ней шесть из семи своих титулов, и фактически именно с Хэмилтоном «Мерседес» стал топ-командой. Хотя за рулем серебристого болида Хэмилтон заменил не кого-то, а Михаэля Шумахера.
Переход Хэмилтона в «Феррари» — фактически зеркальное отражение того, что сделал до него Шумахер. Немец на закате карьеры оставил «Скудерию» и перебрался в только что созданную команду «Мерседес», которая еще ничего не успела выиграть. Хэмилтон под конец карьеры решил оставить «Мерседес» и перейти в «Феррари», которая не выигрывала чемпионат с 2008 года.
При этом все это оставалось бы большим делом только для фанатов автоспорта, если бы не одно «но»: Хэмилтон настоящая поп-звезда. Да, его имя не стало нарицательным, как у того же Шумахера. Но по статусу в мире шоу-бизнеса из всех спортивных икон сегодня британец уступает разве что Леброну Джеймсу. Давайте разберемся, за счет чего автогонщик стал такой большой звездой.
Победы
Как бы там ни было, у любого спортсмена дорога к славе начинается с побед. Хэмилтон до последнего боролся за чемпионский титул уже в свой дебютный сезон в Ф-1, когда ему было едва за 20. На второй год в самой престижной гоночной серии мира он стал чемпионом.
Льюис выступал всего за две команды и с каждой становился чемпионом. Его семь титулов — повторение рекорда Шумахера, при этом по числу выигранных гонок Хэмилтон давно обошел немца. С 2007 по 2021 год Льюис выигрывал как минимум одну гонку за сезон. Только спад «Мерседеса» заставил его провести сезоны 2022 и 2023 без побед, но в прошлом году британец вернулся на верхнюю ступень подиума. В треде на Reddit про то, почему у Льюиса так много фанатов в США, был дан верный ответ: «Мы просто любим победителей».
Впрочем, олдскульные фанаты автоспорта нередко пренебрежительно относятся к Хэмилтону. Он, в конце концов, выступал в золотую эру «Мерседеса», когда у команды фактически не было соперников. Он не стеснялся интриговать и фактически выжил из команды Нико Росберга — единственного человека, который на отрезке с 2014 по 2020 год лишил Льюиса титула. А среди болельщиков «Феррари» и «Ред Булла» найдется полно тех, кто назовет Хэмилтона «чемпионом на самовозке», то есть на машине, которая сама опережает всех конкурентов. Но самовозки в разные годы доставались разным гонщикам. И никто из них не взял столько титулов, сколько Хэмилтон.
Музыка
Льюис с ранних этапов карьеры хотел быть не только спортивной звездой. Его главным увлечением была музыка. В 2014 году он рассказал, что работает над дебютным альбомом в жанре r'n'b. «Я пишу много [музыки]. Даже во время гоночных этапов. Я очень этим увлечен. Пока это только хобби, но я отношусь к нему всерьез», — говорил тогда британец. В 2018 году, когда Хэмилтон даже попал в альбом к Кристине Агилере. На треке Pipe Льюис выступил под псевдонимом XNDA. Пару лет гонщик не подтверждал официально, что за этим именем скрывается он, но в 2020-м признался: «XNDA — это я. И для меня большая честь, что Кристина дала мне шанс использовать свой голос».
Не то чтобы трек запустил музыкальную карьеру Хэмилтона в небеса. По состоянию на 2025 год эта песня так и осталась последней в его послужном списке. Инсайдеры говорят, что Льюис записал достаточно материала. Но, видимо, ни одна из песен не оказалась достаточно хороша, чтобы перфекционист Хэмилтон выпустил ее в эфир. Возможно, точкой прорыва станет переход в «Феррари», где Льюис будет выступать вместе с еще одним меломаном — пианистом Шарлем Леклером, у которого уже есть собственный мини-альбом.
Отношения со звездами
Пожалуй, первым прорывом Хэмилтона в мир шоу-бизнеса стали отношения с солисткой Pussycat Dolls Николь Шерзингер. С перерывами пара встречалась с 2007 по 2015 год. В начале этих отношений Льюис был новичком «Формулы-1», в конце — двукратным чемпионом мира и главной звездой серии.
Льюис и Николь регулярно давали таблоидам материал для публикаций: совместные выходы, первое признание в отношениях, ссоры, разрывы... Все, что любят издания в диапазоне от газеты «Жизнь» до Daily Mail. Но еще прочнее статус «звездного бойфренда» закрепился за Хэмилтоном после разрыва с Шерзингер. Дошло до того, что на AmfAR Gala 2015 года Льюис провел время сразу с двумя девушками, которых называли его пассиями: Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер. Сам гонщик позже заявил, что с Дженнер они «просто друзья».
Таких «просто друзей» у Льюиса тоже набралось изрядно. В его спутницы записывали Рианну, Риту Ору, Ники Минаж и Шакиру, с которой Хэмилтон отдыхал вместе в 2023-м. А последней в список таблоиды внесли 52-летнюю актрису Софию Вергару.
Но большая часть этих любовных интриг меркнет на фоне настоящего броманса Льюиса — с Джастином Бибером. Дружат они как минимум с 2016 года, Бибер не раз приезжал на Гран-при поддержать Хэмилтона, Льюис респектовал трекам певца, и, в общем, даже удивительно, что музыкальный дебют гонщика состоялся не на альбоме Бибера.
Мода
Наравне с музыкой Хэмилтон всю гоночную карьеру увлекался модой. В отличие от своих конкурентов по Ф-1 Льюис всегда был открыт к ярким и необычным нарядам. Жилетка на голое тело, фиолетовый комбинезон, Louis Vuitton, Balenciaga, Off-White — Хэмилтон даже в гоночный паддок прибывал так, будто там расстелена красная дорожка, а не разложены покрышки и запчасти.
Свою тягу к яркой одежде гонщик в основном выражал, закупаясь самым модным стритвиром, следуя стилю других чернокожих звезд, в основном рэперов. В образах Хэмилтона проще представить ASAP Rocky или Lil Nas X, чем того же Михаэля Шумахера. И это не прошло незамеченным. Взяв свой четвертый титул в 2017-м, Хэмилтон стал глобальным амбассадором бренда Tommy Hilfiger, а позже запустил с этим домом собственную коллекцию одежды.
«У человека должна быть возможность выразить себя, предстать в своем собственном виде. Я помню, как ненавидел школьную форму, как надевал деловую «униформу» и мне было некомфортно. Мне мешали быть самим собой», — говорил Льюис. Последние несколько лет самовыражаться путем переодевания ему помогает стилист Эрик Макнил, доставшийся гонщику, вероятно, по рекомендации Риты Оры. И, по заверениям самого Макнила, ни одного случайного каприза в выходном гардеробе Льюиса не найдется, любой предмет, от абстрактной футболки Raf Simons до вычурного жилета Versace, выбран «с глубоким внутренним смыслом».
Вся эта работа над собой не прошла даром, и в знак признания заслуг перед индустрией Хэмилтона сделали одним из сораспорядителей Met Gala 2025, а Vogue выпустил материал об эволюции его личного стиля. Красные дорожки примирили Льюиса с деловыми костюмами, но даже их он продолжает менять под себя, привнося в строгий дресс-код уличную яркость.
Кино
В музыку Хэмилтон пока не порвался, а вот в кино — уже почти. В этом году на экраны выйдет фильм про «Формулу-1» с Брэдом Питтом в главной роли. Многие настоящие гонщики серии получили там камео, но роль Хэмилтона намного больше. Льюис помогал с продюсированием ленты и поработал над сценарием. Гонщик использовал собственный опыт в чемпионате, чтобы история Питта получилась как можно более реалистичной.
Фильму Apple наверняка светит большой успех. Документальный сериал Netflix Drive to Survive уже прогрел рынок в прошлые годы, а число Гран-при Ф-1 в США в 2024-м выросло до трех, так что американская аудитория, традиционно предпочитающая собственную гоночную серию NASCAR, все чаще переходит на «Формулу-1». В последние годы каждую гонку серии смотрит минимум миллион американцев, а Гран-при США в Техасе в 2023 году собрал больше 400 тысяч зрителей. Так что от ленты с Брэдом Питтом (и участием Хэмилтона) ждут серьезных коммерческих результатов.
Активизм
Симпатичных черт образу Хэмилтона, безусловно, добавляет и его активная политическая позиция. На протяжении всей карьеры Льюис не стеснялся высказываться по разным общественным темам, неизменно занимая сторону обиженных и ущемленных. «Формула-1» — дорогой спорт, на подготовку гонщика требуются сотни тысяч долларов, которые вкладываются в совсем еще детей, выступающих в картинге и младших гоночных сериях. Проще говоря, Ф-1 — это спорт богатых. С улицы туда не приходят. Почти.
В отличие от большинства гонщиков Ф-1, Хэмилтон из рабочего класса. Только поддержка команды «Макларен» когда-то позволила ему дойти до вершины автоспорта. Сама семья просто не смогла бы оплатить все необходимые расходы. И став звездой, Льюис начал активно выступать за тех, кто тоже занимает в обществе не самые высокие ступеньки.
В 2020-м он был одним из инициаторов акций Ф-1 в поддержку движения Black Lives Matter. А затем создал «Комиссию Хэмилтона», которая занимается продвижением в Ф-1 людей, которые в серии представлены слабо: женщин, чернокожих, азиатов. Пилот рассказывал, что его к этому подтолкнуло командное фото «Мерседеса», на котором оказались почти одни белые мужчины.
Причем Льюис вложился не в подготовку гонщиков, но в развитие молодых инженеров: его благотворительный фонд работает над тем, чтобы дети со сложным бэкграундом лучше изучали школьные предметы категории STEM (наука, технология, инженерия и математика). Вот что пилот говорил о результатах своей работы в конце 2023-го:
«Мы только что сфотографировались всей командой, и, черт возьми, я вижу, что у нас еще много работы. Например, на фото оказалось всего трое людей с не белой кожей. Зато женщин стало намного больше. Но тут все еще требуются перемены».
Если у кого-то возник соблазн обвинить Льюиса в отработке «повесточки», ему есть чем ответить. Хэмилтон был одним из самых громких критиков нарушений прав человека в Саудовской Аравии, когда «Формула-1» решила проводить этап в королевстве. Вместе с Катаром, Бахрейном и Азербайджаном саудиты делают самые большие взносы в копилку Ф-1. Их ежегодные выплаты за право принимать Гран-при превышают 50 млн долларов. Самих саудитов нередко обвиняют в sportwashing, то есть попытках за счет той же «Формулы-1» заставлять общество забыть о многочисленных нарушениях прав человека в стране. Видимо, поэтому Хэмилтон решил каждый приезд в страну использовать как площадку, чтобы об этих нарушениях говорить.
Пилот не раз подчеркивал, что у гонщиков нет права выбора, выступать в той или иной стране или нет: все решают организаторы чемпионата. У самого Хэмилтона остается лишь возможность не замалчивать происходящее в Аравии. Так, перед Гран-при 2023 года в стране казнили 13 человек, что вызвало возмущение Льюиса.
«Проведение этих казней накануне Гран-при было наглой демонстрацией безнаказанности саудовских властей. Они уверены, что наш чемпионат и коммерческие партнеры будут молчать, а зрелищность “Формулы-1” отвлечет внимание от этого кровопролития.
Гонщиков ставят в невозможное положение: нам приходится гадать, сколько еще человек казнят за четыре дня наших выступлений там. Проблема прав человека в нашем спорте никогда еще не была настолько вопиющей».
В 2025-м Хэмилтон начинает, видимо, последнее свое путешествие в «Формуле-1». В этом спорте почти не бывает 40-летних. Переход в «Феррари» для Льюиса — как громкий уход со сцены. Если ему удастся выиграть хотя бы пару гонок в новом сезоне — это будет безусловный спортивный успех для постаревшего пилота в давно кризисной команде. Победа на культовой красной машине, без сомнений, только упрочит поп-культурное наследие Хэмилтона. А красные дорожки, кажется, смогут стать для него бесконечной финишной прямой.