Blueprint
T

Бетти Катру:

подруга Ива Сен-Лорана и принципиальная бездельница

3 марта Музей Ива Сен-Лорана открывает выставку Betty Catroux, Yves Saint Laurent, Feminine Singular — в ее рамках креативный директор дома Энтони Ваккарелло собрал более 180 костюмов и аксессуаров Бетти Катру, лучшей подруги и источника вдохновения Ива Сен-Лорана. Мур Соболева, основательница Telegram-канала Fierce & Cute, рассказывает про одну из самых необычных персон в истории моды.

Бетти Катру трудно определить одним словом. В «Википедии» ее называют «модель», но это не совсем верно: она проработала моделью пару лет и прославилась совершенно не в этом качестве. Светская девушка? Да, пожалуй, но не в современном понимании: и богема и бомонд конца 60-х годов, когда Катру отплясывала в парижских клубах, были мало похожи на современные. Муза? Дурацкое слово. Точнее всего Катру описал ее лучший друг Ив Сен-Лоран: «Своей манерой одеваться, двигаться, жить Бетти придумала современность».


Бетти родилась в 1945 году в Бразилии, в семье французской, как бы сейчас сказали, it-girl и ее бразильского мужа. «Моя мать ничего не делала — она была очень красивой женщиной и хотела только веселиться», — рассказывает Бетти Катру. Спустя четыре года после рождения Бетти мать с дочерью уехали в Париж, а еще восемь лет спустя девочка узнала, что ее отец — вовсе не тот покинутый бразилец, а американский дипломат Элим О’Шонесси: она отметила, что как-то слишком похожа на «друга семьи», который часто приходит в гости. Эта новость, судя по всему, стала довольно травматичным опытом — по крайней мере, ею принято оправдывать юные годы Бетти, прошедшие в угаре алкоголя и наркотиков. А возможно, этот факт объясняется духом времени: богатая творческая молодежь Парижа в шестидесятых вообще ни в чем себе не отказывала.

Через мамину подругу Мэгги ван Зюйлен шестнадцатилетняя Бетти познакомилась с немолодой уже Габриэль Шанель, которая в тот момент набирала моделей. «Мы, девушки, вились вокруг нее, как вокруг старого плейбоя, — вспоминает Катру. — Шанель терпеть никого не могла, во всем и во всех видела плохое — я у нее это унаследовала. Но меня она любила и опекала». Девушка проработала на Chanel два года, после чего ушла, как сейчас бы сказали, на фриланс. «Я ненавидела это, все эти подиумы, показы. Я чувствовала себя объектом, а не человеком. Но я соглашалась на съемки, чтобы были деньги ходить на вечеринки». В 1967 году на одной из таких вечеринок в клубе New Jimmy’s (его чаще называли Chez Regine’s в память об основательнице, «королеве дискотек» Режине Зильберберг) Бетти познакомилась с Ивом Сен-Лораном.


«Ив был очень стеснительным, поэтому он послал кого-то к моему столику — предложил выпить с ним и поработать на него моделью. Ив уже стал известным, и об этой работе тогда мечтала любая, но я отказалась. И тем не менее это была любовь с первого взгляда, которая изменила мою жизнь полностью», — говорит Катру. Впрочем, тогда она была еще не Катру — ее девичья фамилия, Сен, рифмовалась с первой частью имени Сен-Лоран.

Наверняка они много шутили на эту тему. Ив Сен-Лоран называл Бетти своим близнецом: оба тощие, высокие, андрогинные, на тот момент платиновые блондины, они стали грозой всех парижских вечеринок. «Мы были антибуржуа, декадентами до мозга костей, — рассказывает Катру. — Но мы не стали хиппи: слишком любили роскошь». На ней безупречно сидели вещи Сен-Лорана: геометрические черно-белые платья, пиджаки, брюки, подчеркивавшие ее длинные ноги, — она стала живым воплощением его фантазии о совершенной женщине. «Она идеально выглядит в моей одежде. Вся длинная, вытянутая — все как я люблю», — говорил о ней Сен-Лоран в 1968 году.


Позже к их неразлучной паре присоединилась Лулу де ля Фалез. «Мы с Ивом видели все в черном цвете, а Лулу отвечала за яркость; она и развлекаться умела куда лучше, чем мы. Мы-то с Ивом делали это как животные», — рассказывала Катру. Алкогольные интоксикации и передозировки наркотиков были обычным делом — у Катру сохранился рисунок Сен-Лорана, изображающий ее на больничной койке с капельницей в руке после особенно веселой ночи. «Мне нравилось все плохое, все, что убивает. Я с удовольствием разрушала и себя, и людей вокруг».

читайте также

читайте также

От Аззедина Алайи до японских кимоно: 15 главных fashion-выставок 2020 года

План на каникулы: 5 фильмов про Ива Сен-Лорана

В 1968 году Бетти Сен стала Катру. Девушка которой, по утверждению журнала Vanity Fair, «становилось скучно за две секунды», связала себя узами брака с успешным дизайнером интерьеров. «Мой муж Франсуа и <партнер Сен-Лорана> Пьер Берже будто бы были нашими с Ивом родителями: они нас защищали, оберегали, пытались нас остановить, когда мы творили всякое. Мы с Ивом ненавидели норму, мы были вдвоем против всего мира». Брак, длящийся и по сей день, никак не повлиял на дружбу Катру и Сен-Лорана: они продолжали видеться ежедневно и часами говорить по телефону. Франсуа Катру и Сен-Лоран полностью обеспечивали свою любимую женщину, которая, в отличие от Лулу де ля Фалез, демонстративно презирала работу. «Я — особый случай. У меня нет обязанностей, кроме моральных. Я ничего не делаю, только получаю удовольствие», — любит говорить о себе Катру. Она сопровождала Сен-Лорана в поездках по всему миру; особенно часто они ездили в любимый им Марракеш, где у дизайнера была вилла: «Он рисовал свои коллекции, а я его развлекала. Мне нравилось его вдохновлять». Вместе с Лулу де ля Фалез она фактически сформировала его стиль: если де ля Фалез была источником всего цветного, цыганского, витального, то Катру «отвечала» за лаконичность форм, мужские силуэты и сдержанность цветов. «Я всю жизнь одеваюсь одинаково — как мальчик, а не как женщина. Я ненавижу моду, она никогда не была мне интересна», — говорит Катру.
Катру дружила с Сен-Лораном вплоть до его смерти в 2008 году — и была одной из немногих, кто был рядом в момент его кончины. Но ее единственное официальное сотрудничество с домом YSL случилось только в 2018 году. 73-летняя Катру снялась в большой рекламной кампании, где по сути изображает всегдашнюю себя — черный кожаный пиджак, брюки по фигуре, белые волосы до плеч, темные очки. «Все <современные модные дома> очень милы и постоянно зовут меня на свои показы, но я никуда не хожу — мне неинтересно. Только к Эди Слиману», — говорит Катру. Она продолжает вдохновлять дизайнеров. Самый известный пример — первая коллекция Тома Форда в качестве креативного директора YSL, на этот показ Катру все-таки пришла. «Я думала, у меня будет инфаркт, — вспоминала она в интервью Vogue. — Я увидела пятьдесят своих клонов, гуляющих по подиуму. И это я, которая всю жизнь пряталась!» Интровертность Катру — и Сен-Лорана — парадоксально встраивалась в их джетсеттерские жизни: они искренне и немного напоказ презирали окружающих, что не мешало им веселиться.


В этом году Катру исполняется 75, и она никак не меняет свой образ жизни: все так же постоянно пьет белое и одевается в черное, все так же редко дает интервью и все так же прекрасно выглядит. Не факт, что она придет даже на открытие выставки имени себя — ее полное равнодушие к окружающему миру и собственному влиянию на моду с годами никуда не делось. Никуда не делся и главный собеседник в ее жизни: рассказывают, что каждый день она чокается бокалом с портретом Ива Сен-Лорана кисти Энди Уорхола.

читайте также

Катрин Денев в смокинге Yves Saint Laurent в Медине Марракеша

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}