Главные модные выставки 2020 года
Мы все чаще планируем поездки, сверяясь с календарем международных арт-событий. 2020-й предлагает любителям моды не один музейный блокбастер, поэтому мы собрали все заслуживающие внимания фэшн-выставки в единый гид.
до 8.03
Thierry Mugler: Couturissime
Уже идут
Масштабная ретроспектива творчества кутюрье Тьери Мюглера, открывшаяся в монреальском Музее изящных искусств в прошлом году, переехала в Роттердам и пробудет там до марта. Мюглер предстает перед зрителем во множестве обличий: он и дизайнер, и режиссер, и фотограф, и парфюмер. 140 экспонатов будут представлены в том числе и в иммерсивных павильонах, созданных в студии спецэффектов Rodeo FX. Конечно, футуристический мир Мюглера, полный гламура и эротики, впечатляет и без интерактива. Но куратор выставки Тьерри-Максим Лорио, прославившийся выставкой The Fashion World of Jean Paul Gaultier: From the Sidewalk to the Catwalk, справедливо рассудил, что конкурировать с Netflix нужно сравнимыми методами.
до 22.03
Marche Et Démarche. Une Histoire De La Chaussure
«Походка и выходка: история обуви» — так по-французски цветисто называется выставка в парижском Музее декоративных искусств, которая продлится до середины марта. Кураторы поставили себе амбициозную задачу: рассказать о третьей составляющей феномена обуви, помимо моды и тела, — о способах ходьбы. На выставке представлено более 500 экспонатов: тут и обувь, и картины, и фотографии, и рекламные постеры — исчерпывающий рассказ о туфлях, ботинках, сапогах и котурнах.
до 9.05
Power Mode: The Force of Fashion
Эмма Макклендон, куратор Института костюма The Met и Института моды и технологий, смотрит на моду сквозь призму социополитических феноменов, на эти тренды влияющих. Открывшаяся в декабре ушедшего года выставка о моде как наборе признаков власти и статуса уже заслужила признание международных критиков. Пятичастная экспозиция посвящена военной форме, статусным вещам (будь то it-bags или норковые манто), костюмам, одежде участников протестных движений и эротическому (а порой даже порнографическому) гардеробу. Каталог выставки содержит несколько кураторских эссе, которые написаны, в частности, такими выдающимися историками моды, как Валери Стил, Дженнифер Крейк и Питер Макнил.
20.01–
28.06
Azzedine Alaia Collectionneur. Alaïa Et Balenciaga, Sculpteurs De La Forme.
Открываются в 2020
Ассоциация Аззедина Алайи — небольшое пространство в Четвертом округе Парижа и столь же небольшой коллектив, влюбленный в творческое наследие кутюрье. На следующей неделе в музее откроется уникальная выставка, идею которой придумал Юбер де Живанши, а воплотил Оливье Сайяр, историк моды и директор парижского Музея моды. Когда Баленсиага закрыл свое ателье в 1968 году, его директриса, мадемуазель Рене, разбирала нераспроданные модели и пригласила молодого и подававшего большие надежды Аззедина Алайю выбрать несколько платьев Баленсиаги — чтобы переосмыслить их и в преображенном виде предложить новым клиенткам. Алайя не просто забрал с собой несколько платьев — изучение мастерства Баленсиаги колоссально повлияло на стиль самого Аззедина. Спустя много лет, когда и Баленсиаги, и Алайи не стало, Живанши высказал пожелание сделать мемориальную выставку, которая воздала бы должное двум удивительным творцам, представила бы их работы в молчаливом и выразительном диалоге. Сам Юбер умер в 2018-м, но работа над экспозицией продолжилась. Этот уникальный проект будет представлен в пространстве на рю де ля Веррери с января по июнь наступившего года, а потом отправится в родную деревню Баленсиаги — Хетарию.
11.02–
18.04
Ballerina: Fashion’s Modern Muse
Вот выставка, которая придется по душе балетоманам, модникам и балетоманам-модникам. Куратор, исполнительный директор Института моды и технологий Патрисия Мирс, разбирается, как и почему балет и, конечно, балерины получили культовый статус в мире моды. Объекты для экспозиции, которая исследует влияние балетных пачек и трико на модные тенденции, предоставили не только сам FIT, лондонский музей V&A и модный журналист и куратор Хэмиш Боулз, но и «Нью-Йорк Сити балет».
26.02–
26.07
Christian Louboutin, Exhibition[niste]
Любимец светских девушек 2000-х Кристиан Лубутен откроет в конце февраля огромную выставку имени себя. В экспозиции — ретроспектива работ Лубутена, а также произведения искусства из его личной коллекции и результаты его коллабораций с Дэвидом Линчем, Имраном Курейши и прочими звездами арт-мира и шоу-бизнеса. Дворец Порт-Доре был выбран Лубутеном не случайно — Кристиан родился в Двенадцатом округе Парижа и в детстве часто ходил в этот музей. Построенный в стиле ар-деко к Колониальной выставке 1931 года, дворец Порт-Доре, в котором сейчас размещается музей иммиграции, был источником вдохновения для юного Лубутена и повлиял на формирование его художественного вкуса. Не обошлось и без маленькой личной победы: Лубутена так поразила музейная табличка, воспрещавшая посетительницам дворца Порт-Доре ходить по дорогому паркету на каблуках, что он использовал вычурную форму нарисованной туфли в дизайне своих знаменитых шпилек Pigalle.
с
29.02
Kimono: Kyoto to Catwalk
Лондонский Музей Виктории и Альберта начинает 2020 год с большого исследования феномена кимоно от 1660 года до современности. Речь пойдет об искусстве шитья кимоно, о его символике и эстетике, а также и социальной роли как в Японии, так и во всем мире.
13.03–
05.07
Studio 54: Night Magic
Легендарный ночной клуб Studio 54 — неисчерпаемый источник тем для модных съемок, кинокартин, мемуаров и выставок. Бруклинский музей же заглянет в историю поглубже, начав с эпохи сухого закона, когда в здании действовал оперный театр, и не забудет про сороковые, когда в его стенах прописалась телестудия. И хотя выставка будет посвящена не только моде, нарядам тусовщиков в ней, бесспорно, будет отведено не последнее место. А в отдельной секции представят сюжеты всех тематических вечеринок, прошедших в Studio 54 за 33 месяца его клубной истории.
21.03–
19.04
Textile as Resistance
Антверпенский Музей моды показывает небольшую, но захватывающую выставку под названием «Текстиль как сопротивление». Кураторы Самира Бендади и Машид Мохаджерин создают ткань повествования, опираясь на истории мигранток, представительниц меньшинств и сирийских беженок. Они осели в Бельгии, работают с тканями: производят их, шьют из них — так или иначе вплетая в полотно свою историю. На выставке будут представлены образцы тканей, фотографии их создательниц и монологи героинь проекта.
с
25.04
Bags: Inside Out
Музей Виктории и Альберта продолжает еще и скрупулезное исследование важных для моды предметов — и принимается за сумки! Обещают подробно доложить о функциях сумок на протяжении веков, о мастерстве ремесленников и, конечно же, о культовых моделях. Исследовательские агентства прогнозируют рынку сумок стабильный рост, и грядущая выставка V&A наверняка внесет свою скромную лепту в этот экономический феномен.
23.04–
16.08
Luxes
В 2019 году в Лувре Абу-Даби — посреди восточной роскоши — директор парижского Музея декоративных искусств Оливье Габе показал выставку о люксе и формах, которые он принимает. К 2020 году экспозицию адаптировали к западным реалиям, и теперь ее представят европейской публике в Париже. Кураторский замысел призывает зрителей задуматься об истоках понятия «роскошь», которое включало в себя редкие материалы, высочайшее ремесленное мастерство, тонкий вкус и ограниченные тиражи. Однако есть подозрение, что апофеозом экспозиции станут стенды старейших французских модных и ювелирных домов, объединенных в один знаменитый концерн.
с
06.05
Sneakers Unboxed: Studio to Street
Лондонский Музей дизайна не уступает в этом году Музею Виктории и Альберта по лихости выставочной программы и открывает список модных экспозиций подарком сникерхедам — большим исследованием индустрии кроссовок. Обещают показать культовые модели, легендарные коллаборации, а на интерактивном стенде важного дизайн-бюро PENSOLE Academy можно будет создать свой собственный проект кроссовок.
07.05–
07.09
About Time: Fashion and Duration
Институт костюма Метрополитен-музея открывает в мае свой традиционный тематический блокбастер, посвященный 150-летней истории музея и моде в контексте времени. При этом главный куратор института Эндрю Болтон ушел от хронологической структуры выставки и представит свое видение моды как вневременного процесса. Отправной точкой для этого исследования стал фильм «Орландо» по одноименному роману Вирджинии Вулф с Тильдой Суинтон в главной роли. Ключевой персонаж романа Орландо путешествует во времени, меняет пол — а в фильме еще и меняет наряды параллельно со сменой эпох. Болтон использовал для построения выставки концепцию длительности философа Анри Бергсона. Исходя из его теории, время подвижное и неполное, незавершенное, гетерогенное — такова, по мнению Болтона, и мода, или как минимум последние 150 лет ее развития. Выставку традиционно предварит культовый бал — и соответствующий дресс-код наверняка озадачит не одного звездного стилиста.
03.07–
04.10
Beautiful People: The Boutique in 1960s Counterculture
По словам певицы Марианны Фейтфулл, герои и героини свингующих 60-х планировали — как и многие до и после них — изменить существующий миропорядок. Начать революцию было решено с одежды — в этом лондонским иконам стиля 60-х помогли контркультурные магазины в Челси. Там продавались вычурные вышитые блузы, рубашки с байроновскими рюшами, роскошные вельветовые штаны и бесчисленные шальвары и кафтаны родом из Индии и с Ближнего Востока. Эта революция стирала признаки гендера и провозглашала триумф цвета и принтов. Лондонский Музей моды и текстиля изучает наследие культовых магазинов и марок: Granny Takes A Trip, Hung On You, Apple, Biba, Mr Fish, Thea Porter, Ossie Clark — такую одежду носили битлы, роллинги и сотни тысяч других поклонников свободы самовыражения.
сентябрь
Prada. Front and Back
Лондонский Музей дизайна сорвет джекпот этой осенью. В его выставочном календаре значится абсолютный хит — первая ретроспектива наследия дома Prada. Кураторы выставки обеспечат нам масштабное погружение в историю бренда и его домоправителей Миуччи Прады и Патрицио Бертелли, поговорят об инновациях дома, о влиянии Prada на наше восприятие моды и люкса, об эстетике, искусстве, архитектуре, общественно-политических теориях, подпитывающих вдохновение Миуччи. Обещан и экскурс за кулисы бизнеса: покажут многое — от процесса создания концепта до швейного производства.