Интервью: директор и главный куратор музея Института технологии моды Валери Стил
ВОПРОСЫ: ЮЛИЯ ВЫДОЛОБ
В ноябре директор и главный куратор нью-йоркского Музея Института технологии моды Валери Стил приехала в «Гараж» с паблик-током — в поддержку выставки «Ткань процветания». Главный редактор журнала Fashion Theory (чье сестринское издание «Теория моды» выходит в России), автор книг по истории моды, Валери поговорила с The Blueprint про постмодернизм моды, современные корсеты, новые фетиши и работу над выставками в эпоху инстаграма.
Как вы считаете, вся мода уже придумана?
Мы живем в постмодернистском мире?
Вся мода уже придумана? Нет, я больше так не считаю. И искусство не все придумано, и музыка, и литература. Да, в эпоху постмодернизма мы видим много ретромоды, постоянные отсылки к прошлому. Это отчасти происходит потому, что мода все ускоряется. И когда дизайнеры на этой беговой дорожке, когда им надо каждые несколько недель выдавать новый материал, им приходится постоянно смотреть на образы из прошлого. Но благодаря тому, что есть новые технологии, что стритвир развивается, происходят перемены, крупные и не очень. Так что нет, не все еще придумано, хоть иногда так кажется, когда смотришь на повторяющиеся ретрообразы с подиума.
Стритвир, на ваш взгляд, сильно влияет на моду?
У стритвира два отчасти разных значения. С одной стороны, это субкультурный стиль, например, панки и готы, с другой — это условно спортивная одежда, которую все носят, — джинсы, штаны для йоги, кроссовки и худи. И спортивный стиль стал совершенно вездесущим, он проник в мейнстримную, да и в высокую моду. И вот все большие люксовые компании выпускают тренировочные штаны и кашемировые худи. И абсолютно все делают кроссовки. Это, конечно, уже не остановить. Подъем повседневной моды, который начался более 100 лет назад и был особенно заметным в последние лет 30–40, продолжается. Люди все больше убеждаются, что им не надо ни для кого одеваться, что одеваются они для самих себя и удобство стало главным.
выставка london fashion
К тому же вырос престиж спортивной моды. Даже когда сам человек спортом не занимается и никак не связан ни со скейт-культурой, ни с хип-хопом, ни с чем таким, он все равно хочет выглядеть спортивно. Я думаю, полно молодых людей, которые вообще никогда не носили ботинки или туфли, только кроссовки. И полно таких, кому даже джинсы кажутся неудобными и жесткими. Им нужно что-то более подвижное. Этот тренд начался еще с casual fridays и продолжился интернет-титанами в футболках и тренировочных штанах. И теперь уже всем кажется, что успешному человеку круче выглядеть именно так. На женщин это в меньшей степени повлияло, чем на мужчин, но тенденция налицо. И высокая мода довольно быстро ее адаптирует.
выставка Sport in life
Вы довольно долго изучали корсеты. Сейчас мы видим, как мода становится все более комфортной. Остались ли в женской одежде элементы угнетения?
Ну, угнетение — это сильное слово. Мои студенты все спрашивали меня: «Почему люди перестали носить корсеты?» А я иногда их поддразнивала и говорила: «Да они не перестали». Мы начали носить их изнутри — это диеты, тренировки, пластическая хирургия. Вообще это иронично — вот, например, Монтень в 1600-х написал: «Встречаются и такие, которые вырывают себе вполне здоровые и крепкие зубы, чтобы их голос стал нежнее и мягче или чтобы остальные зубы росли более правильно и красиво». [Монтень. «Опыты», перевод А.С.Бобовича и др.] И я подумала — звучит совершенно как пластическая хирургия, с поправкой на время. Так что, по идее, все это и заменило корсет. С другой стороны, люди не всегда так уж охотно ложатся под нож или идут на липосакцию. Поэтому у них есть утягивающее белье, все эти Spanx, как по мне — отвратительные и неудобные. Я бы лучше надела костяной корсет, чем Spanx. Есть еще Кардашьяны (и не только они), которые расхваливают так называемые waist-trainers. По сути, это и есть этакие современные прорезиненные корсеты. И они якобы сжигают жир, пока вы их носите, и вы худеете, что совершенно не соответствует действительности — потому что, как только вы их снимаете, жир просто заново перераспределяется. Интересно, конечно, что, если вы не хотите идти к пластическому хирургу, вы можете прибегнуть к современным корсетам в виде Spanx и waist-trainers.
выставка «Корсет. Формирование фигуры»
Появились ли в современном мире новые фетиши?
Думаю да. Помню, как-то после лекции про обувной фетишизм одна студентка спросила меня: «А есть ли хоть какая-то обувь, которая не привлечет какого-нибудь ужасного извращенца?» И я ответила: «Могу назвать лишь самые популярные. Большинству мужчин нравятся высокие каблуки и лаковая кожа. Некоторым нравятся сапоги». Но есть люди, которым нравятся кроссовки. И таких будет все больше, потому что большинство фетишистов впитывают фетиши в очень юном возрасте. А так как большая часть матерей перестает носить высокие каблуки и начинает носить кроссовки, дети начинают фетишизировать кроссовки. В целом это может быть что угодно. Мы думаем, что за некоторыми материалами уже закрепилась фетишистская составляющая — это, например, кожа и латекс. Но в XIX веке фетишами чаще служили атлас или даже накрахмаленный лен. Вещи, которые были частью гардероба, на которые у кого-то потом формировалась фиксация. Так что да, с появлением новых материалов или даже протезов люди будут их фетишизировать. Например, протезы от бедра или колена легко могут превратиться в фетиши.
из книги "China Chic: East Meets West",
валери стил и джон с. мейжор
Вы много сделали для того, чтобы мода стала научной дисциплиной, ведь еще 20 лет назад об этом не могло быть и речи. Но кажется, что академическая мода и индустрия моды не очень-то общаются.
Я думаю, что они общаются как минимум больше, чем раньше. В прошлом многие люди из индустрии переживали, что исследования моды каким-то образом лишат ее волшебства. Но теперь многие ученые из мира моды начинают работать в индустрии, например, собирать архивы в крупных марках. А люди с докторскими степенями параллельно с работой в музеях становятся фэшн-журналистами. Я думаю, что это привносит в журналистику новый уровень знаний. Уверена, что людей не обязательно только развлекать, их еще и история моды интересует.
Над чем вы сейчас работаете?
В феврале 2019-го я открываю выставку в честь 50-летия Музея Института моды и технологий. За 50 лет мы создали более 200 выставок о моде. Так что мы с коллегами выбрали 33 самые влиятельные и делаем небольшие виньетки. Здорово, конечно, вернуться в 1976-й, когда мы делали выставку «Поль Пуаре — король моды», или в 1987-й — «Мода и сюрреализм», или в 1999-й — «Китайский шик», и так далее. А на следующую осень я готовлю «Париж, столица моды», и там будет более 300 лет модной жизни Парижа и Парижа как, возможно, главенствующей столицы. Даже сейчас, в мире таких разнообразных модных городов.
В сентябре я открыла выставку «Розовый: история цвета — панк, прелесть и власть». Я работала над ней два с половиной года. Меня просто поразило, сколько розового в моде — и его все больше. Его носят и мужчины, и женщины. И оттенки разные. А еще я читала величайшего историка цвета Мишеля Пастуро и поняла, что он, видимо, не очень любил розовый. В его книге лишь очень небольшая часть посвящена этому цвету. Мне показалось, что я могла бы внести свой вклад в историю цвета и историю моды, сконцентрировавшись именно на розовом. И, к счастью, выставка оказалась очень популярной. Мы вышли за рамки, так как раньше обсуждали только то, что девочки в розовом, а мальчики в голубом. А мы взглянули на феминизацию розового, а также на его эротический аспект, и на его международные мультикультурные аспекты, и даже на политические — ведь он ассоциируется с феминизмом и протестной политикой.
выставка «Розовый: история цвета — панк, прелесть и власть»
выставка «Розовый: история цвета — панк, прелесть и власть»
Когда вы готовитесь к выставке, вы думаете про инстаграм?
Приходится. Когда мы делали выставку про розовый, я специально продумала все, что связано с инстаграмом. Мы собрали множество игрушек и детской одежды 1950-х в розовую диораму, чтобы все это инстаграмили. Был успех. Все это светилось, выставлялось без стекла, специально чтобы легко было поймать кадр. Мы приклеили всех этих Барби, Маленьких Пони и прочие розовые игрушки, в том числе и вещи, которые были в моем детстве.
И напоследок совет молодым.
ВАЛЕРИ СТИЛ «Готика. Мрачный гламур»
ВАЛЕРИ СТИЛ «Корсет»
Полезно пытаться визуализировать, куда вы хотите двигаться, но быть гибким. Не говорите «Я буду редактором вот этого большого журнала», но попытайтесь представить, что вы умеете, в чем вы особенно хороши и какую ценность приобретет тот, кто наймет на работу именно вас. Упорно работайте и старайтесь думать наперед про то, над чем вы работаете, про то, как это поможет вам стать лучше в том, чем вы действительно хотите заниматься. Думайте об умениях, которые пригодятся и на другой работе, потому что работы постоянно меняются. Будьте вежливы! Потому что по большей части это один из самых важных для потенциального работодателя моментов. Никто не хочет брать на работу проблемного человека или жалобщика. А хотят все трудолюбивого сотрудника, который легко уживется с остальными и будет им помогать.
ВАЛЕРИ СТИЛ «ФЕТИШ. МОДА, СЕКС И ВЛАСТЬ»
Would you say that we’re living in the post-everything world where every fashions are already done?
Do I think that all fashions have already been done? No, I don’t think so anymore. No art or all music, or all literature has been done. It’s true that with postmodernism you have a lot of retro fashion going on, a lot of constant referencing of the past. This is partly because of the demand for fashion coming faster and faster. So that when designers are on that treadmill where they have to drop new material every few weeks, it’s just become essential to be looking constantly at the images from the past. But especially because there is newer technologies and also developments within street style you do still keep getting change and condimental change. So it hasn’t all been done but sometimes it seems so when you notice the repetitive retro things on the runway.
And how does streetwear development change fashion?
Streetstyle has had two somewhat different meanings. One being the subcultural style like Punks and Goths, and the other is the kind of sportswear, athletic wear, that everybody is wearing, jeans or yoga pants and sneakers, and hoodies. And that’s become completely ubiquitous, it’s really infiltrated mainstream fashion and high fashion as well. So that all of the big luxury companies are producing jogging pants and cashmere hoodies. Everyone makes snickers. That is, I think, an unstoppable force. It’s really a continuation of rise of casual fashion which began more than 100 years ago and has just become more and more powerful for the last 30 or 40 years. People insist that they don’t have to dress for anybody else, they are dressing for themselves and declare comfort being a really high priority.
london fashion
Also I think that the prestige of athletic fashion has continued to grow. So that even when people are not remotely athletic, remotely connected with any kind of hip subculture, skateboarding or anything like that, they want to look as if they were athletic. I think there are many young people who have never worn leather shoes, they’ve only worn sneakers. And there are young people for whom blue jeans are too uncomfortable, too stiff. They want something that’s more fluid. And because of long-term trends starting with casual Fridays and then with the rise of the internet tycoon dressed in t-shirt and sweatpants, that has made it seem that this way to dress is actually cooler for successful men. It had less impact on women than men but still it’s there. And it’s been assimilated very rapidly in high fashion.
Sport in life
You’ve been studying corsets for a really long time. Do you think that in terms of fashion getting more casual as you say there is still oppressive elements in women’s clothes?
Well, oppressive is a very strong word. One thing I’ve noticed with corsetry is that my students used to ask: «Why do people stop wearing corsets?» And I would sometimes tease them and say: «They didn’t really». We’ve internalized it through diet, and exercise, and plastic surgery. In fact it''s kind of ironic — I was looking at what Montaigne wrote in 1600s and he said: «You know, people have perfectly good teeth pulled out to make their mouths look better and they have their skin treated, pilled off to make new younger skin». And I thought, it sounds like cosmetic surgery, it just gotten more adapt. So in some way it replaced the corset. On the other hand people are still often reluctant to go under the knife or under the liposuction syringe. So you still have all the Spanx underwear which to me is hideous and uncomfortable. I would much rather wear a bone corset than a Spanx. Also the Kardashians touting those so-called waist-trainers which are kind of modern rubberised corsetry. And they only make the same bogus claims that it will actually melt your fat away and if you wear it, you’ll actually be getting thinner. Whereas of course if you take off the waist-trainer or corset, all the fat just spreads out again. So it’s interesting that, on the one hand, if you don’t want to go to plastic surgeon, you can go back to this corsetry with waist-trainers and Spanx.
The Corset: Fashioning the Body
Are there any new fetishes in the modern world?
I think yes. I remember once after I gave a lecture about shoe fetishism, one student came up and she said: «What kind of shoe should I wear for not to attract any horrible pervert?» And I said: «I can only tell you which one are most popular. More men like high heels. And more men like shiny leather. Some like boots». But there are people who will like sneakers. And there is going to be more and more people who will like sneakers because most fetishists implant on fetish when they’re very young. So as most mothers stop wearing high heels and start wearing sneakers, the children will begin to fetishize sneakers as well. In a way it could be anything. We think of certain materials like leather and latex as being natural fetish materials, but in the 19th century it was much more likely to be something like satin or even starched linen. People could become fixated on things that were part of the wardrobe. As we get new materials or even as we get new prosthetic devices, you’ll find people fetishizing those. Everyone is getting more bionic, they replace knees and hips. So that is a kind of thing that could easily get fetishized.
from the book "China Chic: East Meets West"
by Valerie Steele and John S. Major
You did a lot for fashion to become one of the academic studies but it seems that academic fashion and fashion industry don’t really speak to each other much. Do you agree?
I think they’re speaking to each other more than they used to. In the past most fashion industry people were afraid that fashion studies would somehow take the magic away from fashion. But now many people are getting jobs at fashion companies, for example making the archives. I also think that many people who’ve gotten Master’s degree and PhDs in fashion in addition to work at museums have sometimes gotten jobs as fashion journalists as well. I think it introduces a new level of knowledge into journalism. I think people not only want to be entertained about fashion, but also they like to learn things about fashion history.
Could you comment on the projects that you are working on right now?
In February I’m opening a new show because the Museum of FIT will have its 50th anniversary in 2019. In 50 years we’ve mounted more than 200 fashion exhibitions. So my colleagues and I chose 33 of the most influential and we’re going to create an exhibition «50 years of Museum of FIT» which will include little vignettes of those 33 shows. That''s going to be quite fun to go back to like 1973 when we made «Paul Poiret: The kind of Fashion» show and 1987 «Fashion and Surrrealism», 1997 — «China Chic» and so on. And the next fall I’m preparing «Paris capital of fashion». It’s going to be more than 300 years of Paris as a fashion capital, as probably the pre-eminent fashion capital. Even now in the world of multiple fashion cities.
In September I opened "Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color". I’ve been working on that for about 2,5 years. I was struck by seeing more and more pink in fashion. Worn by men as well as women. And some of the different shades of pink. And also I’ve been reading the great French color historian Michel Pastoureau. I thought since he obviously didn’t like pink very much, and part dedicated to this color even in his new book is very small, I thought I could make a contribution to the history of color and history of fashion by focusing on that. And I’ve been very pleased at how popular it’s been. Because we went beyond, because earlier it showed pink on girls versus blue on boys. And we do look at the feminization of pink but we also look at erotic aspects of pink, and the international multicultural aspects of pink, and political aspects of pink too, the way it’s been associated with feminism and protest politics.
Pink. The History of a Punk, Pretty, Powerful Color
When you mount an exhibition, do you also try to make it looking good on Instagram?
You’re bound to that too. When we did the Pink show, I deliberately set up an Instagram moment. When we collected a lot of children’s toys and children’s clothes from the 1950’s and we just did a pink diorama with all of this so people could instagram that. And it had a huge success. They can’t be behind glass, they have to be able to catch it. We’ve got to dye down those Barbies, My little ponies and all the other pink toys including the staff that I had when I was a child.
valerie steele "Paris Fashion: A Cultural History"
valerie steele "The Corset: A Cultural History"
Any advise for the young?
It’s helpful if you try and visualise where you wanna go and be flexible about that. Don’t just say «I’m gonna be fashion editor of this big magazine», but think, try to visualise what you can do, what you really good at, what value will somebody have by hiring you rather than someone else. Work hard and try to think ahead what you’re working on, how this will prepare you to be better at the things you wanna do. Try to think of some skills that can go also for a different job because the jobs are changing constantly. Be nice! This is one of the most important things when you’re hired or when people are looking to hire you. Nobody wants to hire someone who’s a troublemaker or a complainer, they want someone who is hardworking and who can get along and help their colleagues.
valerie steele "Fetish: Fashion, Sex & Power"