Темы
T

Стиль в фильме: «Карнавал»

ТЕКСТ: Анна Баштовая

Тридцать семь лет назад на большие экраны вышла картина «Карнавал», которая по сей день остаётся одной из самых значимых и любимых советских лент. Из чего состоит успех фильма, как «омолаживали» Муравьёву и куда делись костюмы после съёмок, разбираемся ниже.

Режиссером картины стала Татьяна Лиознова, в послужном списке у которой на тот момент уже были всенародно любимые, но довольно серьезные «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны». Возможно, именно поэтому на момент начала съемок «Карнавала» никто не мог предположить, что картина станет одним из самых успешных советских фильмов. Музыкальная комедия от режиссера «Семнадцати мгновений весны» — звучало как минимум странно.




В итоге «Карнавал» стал одним из лидеров советского кинопроката. По данным на 1982 год, ленту посмотрели более 30 миллионов человек. В том же году Ирина Муравьева, сыгравшая главную роль, была признана лучшей актрисой по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», а песня «Позвони мне, позвони» — абсолютным хитом года. Но, конечно, главным показателем народной любви стали фразы из фильма, которые тут же вошли в обиход: «Хочешь кофа?», «На культурной ниве у нас ничего нет», «Это же надо — вдругорядь упали». Такому мгновенному народному признанию картина, несомненно, обязана своей незатейливой, близкой и понятной многим историей — задорная, энергичная, слегка неуклюжая, но очень милая провинциалка едет в столицу, чтобы поступить в театральный и стать звездой. И, как это водится в подобных сюжетах, с песнями и слезами, проходит огонь, воду и медные трубы.





Идея фильма «Карнавал» возникла у режиссера Татьяны Лиозновой в тот момент, когда ей на глаза в журнале «Искусство кино» попалась повесть Анны Родионовой о провинциальной девушке, приехавшей покорять Москву. Этот незамысловатый сюжет сразу зацепил Лиознову, так как был очень близок ей самой. «Я поняла, что многие, и я в том числе, могут узнать себя в главной героине. Для фильма я почти полностью переписала текст, придумала сцену с роликами в цирке и вообще весь путь главной героини Нины Соломатиной к ее мечте стать актрисой. Добавила многие моменты из собственной жизни. Например, эпизод, в котором Нина пьет в мороз ледяную воду из колонки. У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, и мы с подружками проделывали то же самое. Картина в некоторой степени получилась автобиографичная».





Многое из того, что происходит в картине с главной героиней, довелось пережить и режиссеру фильма. Татьяна Лиознова, с отличием окончившая ВГИК, была уволена с киностудии «Мосфильм» «в связи с сокращением штата».Чтобы как-то свести концы с концами, ей приходилось подрабатывать уборщицей и шить костюмы. Поэтому Лиознова в итоге добавила в картину несколько автобиографических эпизодов. «Карнавал» мне очень близок. Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас. Помните, у Нины, моей героини, болеет мама? Это тоже биографично. Во время съемок фильма и моя мама сильно болела, а я, так же как и Нина, была вынуждена работать».







В отличие от режиссераТатьяны Лиозновой исполнительница главной роли Ирина Муравьва считает, что они с героиней совсем разные: «В жизни я вовсе не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а скорее ведомая».






На момент создания картины исполнительнице главной роли Ирине Муравьевой по сценарию было 18 лет, а по паспорту 32 года. «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьевой не составит труда, — вспоминала Лиознова. — Это был просто вопрос актерской техники: не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя». Возрастное несоответствие решено было сглаживать макияжем, прической и костюмами. Так в гардеробе героини появились клетчатые юбки и белые гольфы, на лице — веснушки, а на голове — хвостики. Эти самые хвостики вместе с голубым ободком проходят в итоге через большую часть фильма. Даже когда Муравьева представляет себя танцующей в музыкальной труппе, ее наряды, вне зависимости от жанра, неизменно сопровождаются хвостиками и ободком. Но, пожалуй, самым важным элементом «омоложения» героини являются ролики. Их актриса носит практически всю первую часть фильма и снимает лишь в момент переезда в Москву. Таким образом как бы символично расставаясь с детством. Кстати, до съемок в «Карнавале» Муравьева не умела кататься на роликовых коньках, поэтому все сцены падения в кадре, а также синяки на коленках вполне настоящие.








Вторая не менее важная слагаемая успеха картины, наряду с жизненностью, — ее музыкальность. Благодаря ярким эстрадным номерам в исполнении танцевального ансамбля «Ритмы планеты» и песням Максима Дунаевского на стихи Роберта Рождественского, «Карнавал» по сей день остается фильмом, который, несмотря на местами драматичный сюжет, дарит ощущение праздника. К слову, все песни в картине исполняет не Ирина Муравьева, хотя актриса обладает хорошими вокальными данными, а «главная закадровая певица Советского Союза» Жанна Рождественская. Как вспоминает Максим Дунаевский, после выхода картины к нему обратилась Алла Пугачева с вопросом, почему ее не позвали исполнить «Позвони мне, позвони», и призналась, что и картина, и песня эмоционально ей очень близки.









Что же касается костюмов, то при работе над ними основной упор делался на наряды для эстрадных номеров. Возможно, именно поэтому главные герои картины за все время меняют от силы два комплекта одежды, в отличие от танцевального ансамбля «Ритмы планеты», переодевающегося за ленту не менее десятка раз. «Все костюмы для фильма шили специально, — рассказывает художник по костюмам Мариам Быховская. — И для основных персонажей, и для коллектива. Правда, в некоторых номерах ансамбль выступал в своих нарядах. Зато те костюмы, которые мы сшили для съемок, танцорам так понравились, что они их приобрели для собственных концертов. Красное платье и цилиндр, в котором щеголял медведь на роликах, тоже подарили мохнатому артисту — уже после съемок, во время одного из выступлений цирка при полном зале зрителей». 




Работа над картиной велась на рубеже 70-х и 80-х, как следствие, в одежде ее активно проглядываются тенденции советских 70-х: юбки миди, водолазки, береты, цветастые платья с белым «наивным» воротничком, футболки с треугольном вырезом, джинсы клеш, рубахи с массивными воротниками, кеды и авоськи. К слову, последние не так давно полноценно вернулись в моду и присутствуют, например, в различных коллекциях от Zara и Mango до Vetements и Michael Kors. Во второй части фильма героиня и вовсе не меняет одежду, оставаясь все время в объемной серой водолазке, серой юбке миди, сером пальто и серой шапке-ушанке, подчеркивая тем самым свои непростые будни. Интересная деталь, что на плече героини висит при этом сумка с надписью «Аэрофлот». Почему выбор художника по костюмам пал именно на этот аксессуар, история умалчивает, но учитывая мировую моду на кириллицу, подобная сумка могла бы легко появиться в новой коллекции Vetements или Balenciaga.










Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}