T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.86,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.81,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кто и как интерпретировал католические символы в моде?


ТЕКСТ: Александра Тумаркина


Роскошь, чрезмерность и изобилие католической эстетики и вечные морально-нравственные дилеммы религиозного сознания неизбежно привлекают внимание модельеров. Мы решили посмотреть, как узнаваемые религиозные символы и элементы «католического гардероба» интерпретировались дизайнерами — от дерзких провокаций до деликатных и скрытых отсылок.

При упоминании католицизма на ум приходят яркие краски масштабных фресок Сикстинской капеллы и помпезная архитектура Ватикана, изысканные ткани и вышивки в оформлении религиозных одеяний, атрибуты культа, выполненные из драгоценных металлов и камней. Роскошь, чрезмерность и изобилие католической эстетики и вечные морально-нравственные дилеммы религиозного сознания неизбежно привлекают внимание модельеров. Особенно важной и личной эта тема становится для дизайнеров из католических стран — итальянцев Джанни и Донателлы Версаче, Доменико Дольче и Стефано Габбаны, испанца с баскскими корнями Кристобаля Баленсиаги и англоиспанца Джона Гальяно, французов Кристиана Лакруа и Жан-Поля Готье. Мы решили посмотреть, как в разные времена узнаваемые религиозные символы и элементы «католического гардероба» интерпретировались дизайнерами — от дерзких провокаций до деликатных и скрытых отсылок.




Крест





Крест-реликварий Вельфов из клада Вельфов; Север Италии; XI в.

Центральный символ в христианстве — крест — возможно, самый распространенный религиозный атрибут в моде. Он может быть обычным принтом на футболке или нашивкой на одежде, а может быть сложным ювелирным украшением. Сегодня граница между крестом как религиозным атрибутом и модным аксессуаром становится все более размытой, однако декоративная ценность этого символа была актуальной всегда. Традиция делать кресты из драгоценных металлов и украшать их редкими камнями появилась еще в древней Византии.






В конце 1920-х Коко Шанель вместе со знаменитым ювелиром герцогом Фулько ди Вердурой разработала знаменитый дизайн в виде мальтийского креста, сложенного из разноцветных полудрагоценных камней. Первый такой элемент был инкрустирован в эмалевый браслет. Сегодня он используется в дизайне самых разных ювелирных изделий Chanel — от сережек и брошей до многоярусных бус. Встречаются самые разные кресты и в коллекциях одежды — например, в Pre-Fall 2008 Фрея Беха Эриксен появилась на подиуме в топе на голое тело из скрепленных вместе металлических крестиков, украшенных кристаллами.





Коко Шанель

Крест нательный. Византия, VI в.

Браслеты Chanel

Chanel, Pre-Fall 2018

Достаточно долго свобода в использовании этого религиозного символа была редкостью. Сегодня многие ассоциируют «освобождение» креста с наследием Джанни Версаче, но еще за три года до знаменитой осенне-зимней коллекции 1991 года (в ней символ украшал даже бюстгальтер) другой дизайнер — Кристиан Лакруа — создал черный жакет с огромным вышитым на груди крестом, украшенным разноцветными камнями. Именно он изображен на первой обложке, созданной Анной Винтур в качестве главного редактора американского Vogue. В номере за ноябрь 1988 года израильская модель Микаэла Берку запечатлена Питером Линдбергом в простых голубых джинсах Guess с заниженной талией и обильно декорированном жакете Christian Lacroix — это смелое сочетание придумала стилист Карлин Сер де Дюдзель. Вдохновением послужила в том числе и Мадонна, которая еще за пять лет до этого начала рефлексировать над своей католической идентичностью и носить сережки в виде огромных крестов, а также розарии и подвески с распятием поверх прозрачных топов и глубокого декольте.






Мадонна

Christian Lacroix, 2012

Versace, осень-зима 1991


Лохнер Штефан, «Мадонна в беседке из роз». 1440, Кельн, музей Вальраф-Рихарц



Другие известные появления крестов на одежде — на коктейльных платьях Versace из осенне-зимней коллекции 1997–1998, на четках из цветных бусин в руках у модели-матрешки на показе Viktor & Rolf осень–зима 1999–2000, красные, черные и белые кресты на груди у дерзких революционерок из весенней коллекции Dior Couture в 2006-м, кресты на коронах у китайского кутюрного бренда Guo Pei в весенней коллекции 2017 и, конечно же, то тут, то там в коллекциях Dolce & Gabbana. Минималистично, но оттого не менее провокативно выступил в 1996 году Александр Маккуин: в его осенней коллекции некоторые модели были в черных масках, к которым были прикреплены маленькие фигурки-распятия без креста. На том же показе, кстати, был и терновый венец. Для одних дизайнеров важна эстетическая ценность креста как объекта дизайна, для других — его неоспоримая сила в качестве мгновенно узнаваемого символа христианства.





Guo Pei Couture, весна-лето 2017


Dior, весна-лето 2006

Alexander McQueen, осень-зима 1996


Облачение священников и папы Римского





Папа Иоанн Павел II

Папа Бенедикт XVI

Отдельные части сложносочиненного, наполненного церемониальным значением наряда главы католической церкви папы римского не раз всплывали в коллекциях дизайнеров. Но по силе воздействия образа никому не удалось переплюнуть Джона Гальяно: в 1999 году он отправил закрывать показ своей кутюрной коллекции Dior мужчину, облаченного в полноценный наряд понтифика с огромной митрой на голове, правда, с весьма женственными очертаниями — осиная талия «папы» намекала на наличие тугого корсета. Очевидно, что Джон иронизировал над чрезмерной роскошью католической религиозной одежды и образом священника как «мужчины в раззолоченном платье». 

Christian Dior Couture, осень-зима 2000

Как раз за год до этого Ватикан возглавил Бенедикт XVI, сменивший Иоанна Павла II, и именно при нем в гардероб вернулись многие шикарные атрибуты папского гардероба, отринутые предшественниками, — например, похожий на шапочку Санты алый колпак камауро и накидка-мацетта, подбитая горностаем, а также богато украшенные высокие митры, от которых отказались еще при папе Павле VI в 1960-е годы. Однако особенно много шуму наделали красные лоферы Бенедикта, которые многие приняли за Prada (на самом деле он заказал их у своего любимого обувщика Антонио Ареллано, держащего скромную лавочку в Риме). 

Папа Бенедикт XVI

Папа Бенедикт XVI

Алый — вполне традиционный цвет для обуви папы, но за 27-летний период правления Иоанна Павла II все успели привыкнуть к его более скромной коричневой обуви. Интересно, что с именем Иоанна Павла связан, возможно, самый невероятный союз религии и моды — коллекция сутан для 500 епископов и 5000 священников, которую в 1997 году создал дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак к празднованию Всемирного дня молодежи в Париже. Сложно представить, как Ватикан согласился работать с человеком, известным своим сотрудничеством с такими противоречивыми персонажами, как Малкольм Макларен и Мадонна: фотографии со священниками в веселых и в то же время вполне уместных радужных нарядах на фоне Эйфелевой башни поражают и по сей день. Кстати, церковь тогда не подчеркивала, но и не открещивалась от неминуемых ассоциаций с радужным флагом ЛГБТ-сообщества, которые вызвали эти наряды.


«Rainbow priests», Jean-Charles de Castelbajac, 1997


Гораздо меньшую известность получило другое сотрудничество модного дома с католической церковью: в 2011 году Джорджо Армани придумал дизайн одеяний сицилийского епископа Доменико Могаверо. На острове Пантеллерия, где уже многие годы любит отдыхать итальянский дизайнер, открывали церковь, и новые одежды епископ заказал у Армани специально для этого события. Среди придуманных Армани четырех комплектов (которые он отдал священнику в дар) — туника из блестящего белого шелка с зеленоватым отливом, украшенная изображениями ракушек, морских звезд, пшеницы и виноградной лозы.



Наряды не только папы, но и других служителей католической церкви — от епископов и кардиналов до дьяконов и простых священников — интерпретировали в своих работах дизайнеры. Донателла Версаче в свое время призналась, что сдержанный и элегантный стиль личного секретаря папы Бенедикта XVI Георга Генсвайна (за привлекательную внешность итальянская пресса окрестила 61-летнего немца Bel Giorgio — «Прекрасный Джорджо») был для нее отправной точкой при создании мужской осенне-зимней коллекции 2007–2008. В ней было много черных приталенных пиджаков с характерным воротником-стойкой. Явно напоминают о скромных нарядах простых священников жакеты и подпоясанная юбка из мужской весенне-летней коллекции 2012 Yohji Yamamoto. Наконец, женщины, одетые в облегающие черные пальто с красными пуговицами наподобие кардинальской сутаны, вышли в качестве «модных грешниц» на показе Dolce & Gabbana осень–зима 2018.



Георг Генсвайн, также известный как Bel Giorgio

Versace,
осень-зима 2007

Yohji Yamamoto,
весна-лето 2012

Dolce & Gabbana,
осень-зима 2018

Головной убор и туника монахини





Аскетичный наряд монахини с его четкой геометрией, сложной системой драпировок, а также характерным головным убором всегда интересовал дизайнеров — как с точки зрения подхода к конструированию одежды, так и с точки зрения морально-нравственного посыла. На подиуме можно встретить множество примеров — от целомудренного до соблазнительного. Один из самых известных и элегантных — знаменитый свадебный наряд Balenciaga, который дом выпустил в 1967 году. Невесте предлагалось облачиться в длинное платье с подолом из плотной белой ткани и головным убором, стилизованным под монашеский коиф (чепчик, плотно обхватывающий голову) с вуалью. 

Balenciaga, 1967

Современным платье делал как минимализм его отделки и конструкции — на нем практически не было декоративных элементов, — так и комфортный короткий рукав. В 1998 году Николя Гескьер предложит свое переосмысление этого важного для Balenciaga мотива: в весенне-летней коллекции на моделях будут надеты тугие кожаные головные уборы — условно напоминающие коиф, а в осенне-зимней коллекций — черные сарафаны с белым высоким горлом и, конечно же, длинные черные платья-туники. В 1970-е свою фантазию на тему наряда монахини представил и Пьер Карден — его героиня сочетала укороченную тунику и головной платок с блестящими сапогами из лаковой кожи. Похожие по структуре на женское религиозное облачение наряды достаточно часто выпускает Valentino. Платья с длинными кейпами появляются, например, в осенне-зимних коллекциях 2012–2013, 2016–2017, 2017–2018 — этот силуэт явно очень нравится нынешнему креативному директору марки Пьерпаоло Пиччоли. Однако задолго до итальянца одеждами монахинь вдохновлялась и знаменитая кутюрье Валентина Санина-Шлее, у которой одевались Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн.

Balenciaga, 1998

Pierre Cardin

Valentino, осень-зима 2013

Valentina, 1940


Современные шикарные черные туники можно найти и в коллекциях Alexander McQueen, например в Pre-Fall 2013, а также у YSL времен Стефано Пилати (хотя сам дизайнер и отрицал любые религиозные ассоциации, например в этой коллекции). Одно из наиболее дерзких прочтений, почерпнутое из БДСМ-культуры, — знаменитый латексный костюм монахини, в котором появляется в своем клипе на песню Alejandro Леди Гага: его для певицы в 2010 году создала японский дизайнер Атсуко Кудо. Через два года в монашеской тунике и головном уборе Versace (а также в сопровождении своего собственного «папы») появилась на церемонии «Грэмми» Ники Минаж. Не смог обойти своим вниманием головной убор монахини и знаменитый шляпник Филип Трейси — именно в его творении пела вместе с Лучано Паваротти в 2002 году Грейс Джонс. До абсурда, как это часто бывает, все довел Джереми Скотт в Moschino: у его монахини в весенне-летней коллекции 2014 года (в той самой, где были платья с логотипом «Макдоналдса») на голове был повязан огромный белый бант.

Alexander McQueen, Pre-Fall 2013

Лучано Паваротти и Грейс Джонс во время концерта «Pavarotti and Friends» в Модене, Италия, май 2002

Ники Минаж на цемеронии Grammy

Moschino, весна-лето 2013

Нимб
Девы Марии





Собранный из золотых лучей и иногда дополненный короной, нимб — крайне популярный символ в моде. Его материальные воплощения — от традиционного до абстрактного — были на голове у каждой модели в кутюрной весенне-летней коллекции Жан-Поля Готье в 2007-м. За два года до этого корона с расходящимися золотыми лучами украшала Лили Коул в кутюрной осенне-зимней коллекции Dior. В 2009 году показ сдержанной коллекции осень–зима Christian Lacroix, появившейся на фоне банкротства модного дома, закрывала Влада Рослякова в свадебном платье: на ней были подвеска с крестами и огромный вышитый золотом «кокошник», также напоминавший нимб святой. Ну и конечно, сложно забыть сверкающий головной убор, украшавший голову Бейонсе во время ее выступления на «Грэмми» в 2017 году, — часть эклектичного наряда «богини», который для певицы придумал дизайнер Питер Дундас.



Jean-Paul Gaultier couture, 2007

Christian Lacroix couture, осень-зима 2009


Dior, осень-зима 2005


Доспехи Жанны Д’Арк


Александр Маккуин, не раз исследовавший тему религии в своих коллекциях, в конце 1990-х обратился к образу католической святой Жанны д’Арк. Так в знаменитой огненной коллекции осень–зима 1998–1999 появилось сразу несколько платьев-кольчуг, некоторые из них были дополнены практичным капюшоном. Маккуин хорошо чувствовал момент: вскоре на экраны вышел знаменитый фильм Люка Бессона о Жанне д’Арк, главную роль в котором сыграла Милла Йовович.



Милла Йовович в фильме «Жанна д’Арк» Люка Бессона, 1999. 

Alexander McQueen, осень-зима 1998


Головной платок


Все помнят наряд Мелании Трамп на встрече с папой римским — черное кружевное платье Dolce & Gabbana в стиле «сицилийская вдова» она дополнила платком из такого же материала. Существует и другая версия этого атрибута — мантилья. Это традиционный женский платок, который принято носить, закрепив с помощью гребня, в Испании. Огромную, почти гротескную версию этого головного убора использовал в своем осенне-зимнем показе Dior Couture 2007–2008 Джон Гальяно — как и в случае с нарядом папы, дизайнеру захотелось максимально заострить внимание на декоративной выразительности этого важного для него традиционного испанского символа.



Christian Dior couture, осень-зима 2007


{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}