T

Гоп-шик в сериале «Люпен»

ТЕКСТ: КСЕНИЯ КРУШИНСКАЯ

Впервые в истории французский сериал занял первое по популярности место в американском топе Netflix. Шоу о хитроумном авантюристе, который грабит богатых парижан и мечтает отомстить за смерть отца, обогнало по популярности «Бриджертонов» и «Ход королевы». Рассказываем, за что зрители так полюбили «Люпена» и при чем здесь детективы начала ХХ века.

Французская киноиндустрия славится замысловатыми авторскими фильмами, колоритными романтическими комедиями и даже мрачными социальными драмами. Зрелищные рейтинговые сериалы в списке местных достижений до сих пор не встречались. Все изменил «Люпен» — первое в истории французское шоу, попавшее в топ-10 американского Netflix. А затем и возглавившее его. То же самое произошло в Германии, Испании, Нидерландах, Мексике, Канаде, Бразилии, Бельгии — и, разумеется, родной для проекта Франции. В России шоу пока четвертое по популярности — «Бриджертоны» и «Ход королевы», например, по-прежнему впереди, а вот «Корону» «Люпен» обогнал с большим отрывом. В чем же его секрет?

Пусть название не вводит вас в заблуждение. «Люпен», даром что название отсылает к популярным детективным романам столетней давности, не костюмный фильм. Действие здесь происходит в наши дни, а главный герой — Ассан Дьоп (его сыграл Омар Си, которого российские зрители знают в основном по главной роли в прогремевшей несколько лет назад комедии «1+1») — сын эмигранта из Сенегала. Когда Ассану было 13, его отец попал в тюрьму по ложному обвинению в краже драгоценного ожерелья из дома миллионера Пеллегрини, в котором Дьоп-старший работал шофером. Не выдержав позора, отец повесился в тюремной камере, а главный герой попал в приют.


Двадцать пять лет спустя уже взрослый Ассан ведет крайне увлекательную (хотя и несколько неупорядоченную) жизнь авантюриста и мошенника на доверии. Ворует он в основном у богатых буржуа, а его лучший друг, ювелир и владелец антикварного бутика, благополучно сбывает краденое. Однажды Дьоп узнает, что в Лувре выставляют то самое ожерелье, из-за которого за решеткой оказался его отец. Он решает похитить драгоценность, а затем наконец свести счеты с людьми, из-за которых когда-то остался сиротой.

Хоть в сериале и нет героя по имени Арсен Люпен, отсылка к знаменитой во Франции серии авантюрных романов Мориса Леблана не случайна. Книги о приключениях Люпена, хитроумного вора и мошенника, любимые у главного героя. Они помогают ему пережить тяжелое детство, с ними он не расстается во взрослой жизни и их же дарит собственному сыну-подростку. Сам Дьоп, по сути, современная инкарнация героя Леблана. Он такой же изобретательный и неуловимый, и с таким же неподражаемым изяществом ему каждый раз удается обвести вокруг пальца врагов, будь то полиция, бандиты или приспешники коварного капиталиста Пеллегрини. Многие идеи для своих эскапад Дьоп напрямую заимствует из книг о Люпене, и даже все его псевдонимы — анаграммы к имени кумира. Собственно, даже его имя Ассан вполне созвучно с Арсеном.

Исполнитель главной роли Омар Си признается, что был чрезвычайно рад возможности сыграть современного Арсена Люпена. Когда продюсеры Netflix предложили ему выбрать роль, на которую он готов был бы согласиться (такую возможность, понятное дело, дают далеко не каждому актеру), тот не задумываясь выбрал роль в новом проекте про благородного грабителя. «Для актера он идеальный персонаж, — говорит Си. — Харизматичный, умный, он часто меняет личины и умеет превратить свою жизнь в череду приключений. Будь я британцем, мечтал бы сыграть Джеймса Бонда, но во Франции у нас есть Люпен!»

Обаятельный главный герой — одна из причин невероятной популярности сериала. Современный Арсен Люпен, как и его предшественник из Belle Epoque, хитрый и изворотливый, но благородный и добрый. Он не обкрадывает бедных и не дает в обиду слабых. Само же шоу сочетает в себе элементы не только криминальной драмы, экшена и детектива, но и мелодрамы и комедии. Авторы остроумно вышучивают злободневные для сегодняшней Франции проблемы — тот же расизм, с проявлениями которого регулярно сталкивается чернокожий герой. Например, на фешенебельном аукционе, куда Дьоп приходит, чтобы украсть ожерелье, притворившись преуспевающим бизнесменом, один из устроителей говорит ему, что не ожидал увидеть среди участников «такого как вы». «Это какого же?» — задает уточняющий вопрос Ассан. Замявшись его визави бормочет: «Такого... молодого!»

Большинство сцен сериала снималось в Париже, и это тоже добавляет проекту очков. Французская столица предстает здесь во всем блеске — и во всей нищете. Съемки проходили и внутри знаменитой пирамиды у Лувра, и в фешенебельных барах и ресторанах, и у пруда в Люксембургском саду, и на крышах, и в спальных районах на окраине, и даже в тюрьме. «Мы не хотели, чтобы город в фильме получился сугубо „открыточным“, — говорит Омар Си. — Нам хотелось показать Париж настоящим, поэтому в кадре есть и центр, и пригороды, и бедные окраины — все как в жизни».


За стиль героев в картине отвечал Оливье Берио, художник, знаменитый не только кино-, но и театральными работами. Берио, например, создавал костюмы для балета «Сиддхарта» а и для новой версии «Жизели» в постановке хореографа Кадера Беларби. В кино он много раз одевал героев Люка Бессона — и даже был неоднократно номинирован на премию «Сезар». В числе прочего за работу над фильмом «Необычайные приключения Адель».


Придумывать гардероб для обитателей современного Парижа было не так сложно, как собирать образы для журналистки из 1912 года или одевать средневековых крестьян. Однако пример «Эмили в Париже» показывает, как легко превратить в лубок даже абсолютно современную действительность. В этот раз, к счастью, обошлось. Может быть, потому, что продемонстрировать мастерство стилиста не было для Берио самоцелью, важнее было показать с нужной стороны главного героя сериала.

Как и его литературный прототип, персонаж Омара Си с легкостью меняет личины. В одном эпизоде он может предстать музейным уборщиком в рабочей робе и миллионером в дорогом костюме; ничем не примечательным жителем окраины в спортивной куртке и тренировочных штанах и айтишником в ярко-оранжевой шапке. Благодаря работе Берио каждый из этих образов выглядит продуманным. А благодаря всеобщей популярности спортивного стиля — еще и абсолютно естественным. В целом можно не обращать внимание на то, как Берио одел каждого парижанина в кадре, ведь сам Ассан Дьоп успевает побыть едва ли не всеми молодыми парижанами.

На аукционе в Лувре на нем, например, серый костюм-тройка и белоснежная сорочка — все это легко можно найти в линейке у каких-нибудь Ermenegildo Zegna, Paul Smith или Suit Supply. При этом герой носит все эти вещи из гардероба «богатых и успешных» без капли неловкости — кажется, что в этом костюме Дьоп, сын бедного эмигранта, буквально родился.


В то же время не менее органично он выглядит и в совершенно других своих ипостасях. В сцене, когда Ассан втирается в доверие к пожилой состоятельной даме, притворяясь полицейским в штатском, на нем кепка и потертая кожаная куртка, надетая поверх яркой клетчатой рубашки. Сейчас похожие жакеты можно найти, например, в коллекциях Balenciaga, а за пределами подиумов они были и остаются любимыми предметами гардероба «отчаянных» героев — от уличных хулиганов до собственно агентов полиции. В образе сыщика, который якобы ловит грабителей, Дьоп снова выглядит настолько убедительно, что мадам в жакете Chanel и жемчугах охотно отдает ему все свои драгоценности, включая яйцо Фаберже, — она верит, что обходительный «полицейский» отнесет их в участок, чтобы хранить в целости и сохранности, пока воров, орудующих в районе, не арестуют.

В финальной сцене пятого эпизода герой отправляется в Нормандию с бывшей женой и сыном — и выглядит уже как ничем не примечательный отец не слишком богатого семейства. Бывшая жена Ассана Клэр (Людивин Санье) не знает, чем он занимается, поэтому рядом с ней он обычно притворяется простаком. В поезде, который везет Дьопа и его близких в Этрета, на нем снова кепка и спортивный костюм Fred Perry — можно сказать, униформа парня с городских окраин повсюду, будь то пригороды Парижа, Москвы или Дакара.

Но, пожалуй, эффектнее всего персонаж выглядит, когда предстает перед зрителями «настоящим собой». Когда ему не нужно ни перед кем притворяться, Дьоп одевается элегантно и с налетом ретро: почти всегда носит длинное двубортное пальто и — как и во многих других сценах — кепку с козырьком. «Мы долго обсуждали гардероб моего героя с командой художников по костюмам, — рассказывает Омар Си. — Нам хотелось придумать что-нибудь новое, при этом остаться верными духу настоящего Арсена Люпена. Так нам пришла в голову идея с пальто — оно ведь похоже на классический плащ, который носит герой книги. Ну а кепка добавляет персонажу „французскости“».


Пальто на самом деле, пусть и ведет свою родословную от люпеновского плаща, а заодно роднит Ассана Дьопа с британскими коллегами Шерлоком и Лютером, в «Люпене» оказывается скорее инструментом перевоплощения, нежели узнаваемой деталью. Накинутое поверх чего угодно, от курьерской униформы до спортивного костюма, оно мгновенно меняет отношение к Люпену со стороны окружающих — чего он и добивается.


Так что настоящим личным штрихом оказывается не одежда, а обувь. Ассан обожает кроссовки Nike — особенно модель Jordan 1. В первых пяти сериях Дьоп несколько раз появляется в «найках» разной расцветки — но одинаково ярких и заметных. Видимо, в следующих эпизодах герой — внезапно оказавшийся сникерхедом — продемонстрирует нам другие экспонаты своей обувной коллекции. Увидим мы их совсем скоро: точной даты релиза новых серий пока нет, но они уже отсняты.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}