Шальная императрица
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Пока стриминги продолжают перебирать биографии культовых дизайнеров (следующий на очереди как раз Карл Лагерфельд), HBO решили обратить внимание на политиков. Выбрать для экранизации историю одного было сложно, поэтому главная героиня нового сериала «Режим» в исполнении Кейт Уинслет будто собрана Франкенштейном из бывших и нынешних мировых политических лидеров. Разбираем получившегося диктатора на части, чтобы выяснить, от кого достался стиль.
Для сценариста Уилла Трэйси изучение истории авторитарных режимов из подросткового хобби переросло в работу — теперь он не просто читает биографии тиранов, а пишет их. Причем пишет успешно: придуманные им Логан Рой ("Наследники«) и Джулиан Словик («Меню») считаются одними из самых авторитарных сериальных антагонистов последних лет — это ли не показатель? С выходом на HBO «Режима» портфолио сценариста пополнилось не менее суровой Еленой Вернем. Она, сыгранная в сериале оскароносной Кейт Уинслет, — канцлер неназванной центральноевропейской автократии, переживающей не лучший период своей истории. На протяжении шести серий хаотичная и требовательная Вернем принимает абсурдные политические решения, постепенно разваливающие страну, — следуя желанию любой ценой сохранить власть и превзойти политические достижения отца (кстати, запечатанного в стеклянный саркофаг).
Сам «Режим» задумывался режиссерами Стивеном Фрирзом и Джессикой Хоббс как сатира на авторитарные государства. И хотя почти в каждом интервью они как мантру повторяют дисклеймер о том, что все совпадения случайны, а персонажи вымышлены, зрители не перестают искать и находить в сериале отсылки к реальным политическим событиям и игрокам. Будь то длинный стол для переговоров, наводящий на небезызвестный мем с президентами России и Франции, или интерьеры, напоминающие Букингемский дворец (и тот, что под Геленджиком). Но, пожалуй, самая высокая концентрация отсылок в образе самой шальной императрицы канцлерши.
Трудовая книжка Чаушеску, коса Тимошенко и маникюр Трамп
Имя и часть биографии Елене Вернем достались от Елены Чаушеску — супруги диктатора Николае Чаушеску, генсека Коммунистической партии Румынии. В молодости Чаушеску, с горем пополам окончившая всего несколько классов деревенской школы, работала лаборанткой на химическом заводе. Этот факт помог Николае вручить ей всевозможные ученые степени и назначить главой румынской Академии наук. Вот и в трудовой книжке Вернем до поста канцлера якобы значится работа врачом. Правда, зрителю верить в это сложно — особенно когда страдающая ипохондрией героиня начинает оздоравливаться паром от картошки, а полезные для организма вещества берет из земли. Буквально. Завтракая ею.
Во внешности же Чаушеску вдохновение нашла отвечавшая за бьюти-образы героев визажистка Шан Григг (работавшая над «Джанго освобожденным» и «Авиатором»). Она с большой вероятностью позаимствовала у некогда румынской первой леди прическу — с ней Вернем часто появляется на собраниях правительства и в телевизионных обращениях. Правда, эти легкие волны с небольшим прикорневым объемом у лба заплетаются в косу, когда канцлер хочет быть «ближе к народу». Подобной тактики придерживалась и Юлия Тимошенко, носившая косу почти все время, что была на посту премьер-министра Украины. К слову, такие же крепкие отношения сложились между Меланией Трамп и маникюром. Бывшая первая леди США во время своей политической карьеры делала только французский — как, собственно, и Вернем.
Елена Вернем
Елена Чаушеску
Елена Вернем
Елена Вернем
Мелания Трамп
Юлия Тимошенко
Гламур Перон, платья Уинслет и костюмы Тэтчер
В свою очередь художница по костюмам Консолата Бойл не первый раз участвует в создании образа сильной женщины — чего только стоят ее копии Маргарет Тэтчер (Мерил Стрип в «Железной леди») и Елизаветы II (Хелен Миррен в «Королеве»). Работая над «Режимом», она, в отличие от сценариста и визажистки, смотрела не на Восточную, а на Западную Европу. Там и обнаружила свой будущий главный референс — бывшую первую леди Аргентины Эву Перон. Именно она одна из первых поняла, что одежда может быть хорошим политическим инструментом. С помощью богатого гардероба (вмещавшего до 200 пар обуви) выросшая в бедной семье Перон пыталась не только закрепить свой авторитет в глазах оппонентов, но и показать аргентинскому народу, что шанс на хорошую жизнь есть у всех. «Бедным нравится, когда я выгляжу красиво», — говорила она и, не обращая внимания на народные обвинения в лицемерии, носила одежду Кристиана Диора и Жака Фата, обувь Сальваторе Феррагамо и драгоценности Cartier. Однако в шкафу Елены Вернем брендовым вещам и украшениям места почти не нашлось — большинство ее образов Бойл создала с нуля, вдохновившись фирменными костюмами Перон из юбок и жакетов с V-образным вырезом в стиле New Look.
Эва Перон
Причем наличие подобных костюмов в гардеробе роднит не только Перон и Вернем, но и многих других женщин-политиков — в частности, Маргарет Тэтчер, Марин Ле Пен и Хиллари Клинтон. «Я заметила, что это намеренный выбор. Есть в этой простоте и цветах чувство силы. Они как бы говорят „Я чиста и сильна, слушайте меня“», — делится наблюдениями Бойл. Поэтому, собственно, в одной из сцен между наивным платьем с цветочным принтом и строгим платьем изумрудного цвета Елена выбирает второе. Разные оттенки зеленого, кстати, встречаются в гардеробе Вернем частенько — вероятно, успокаивают. Ну и служат ее индикатором настроения.
Елена Вернем
Елена Вернем
Маргарет Тэтчер
Хиллари Клинтон
Елена Вернем
Марин Ле Пен
Когда же дело касается неофициальных торжеств, строгость Вернем улетучивается вместе с однотонными костюмами. Веселье в кадр приходит под руку с платьями самой Уинслет. Это синее Narciso Rodriguez, в котором актриса появилась на премии SAG 2009 года, и почти точная копия расшитого бисером Badgley Mischka. Его звезда надевала дважды — на премьеру «Мести от кутюр» в 2015 году и на премьеру «Аватара» в 2022-м. Оказались эти платья в сериале, конечно, не случайно. Во-первых, в одном из интервью Бойл подчеркнула, что стиль Вернем в том числе отражает стиль Кейт. Особенно это прослеживается в обилии любимых Уинслет обтягивающих образов — настолько обтягивающих, что сшивались они прямо на актрисе. «Через такое обтягивание фигуры мы выразили характер героини, а также то, насколько ей важно соблазнять. Она соблазняет тех, кто находится под ее влиянием», — рассказала художница по костюмам. «Она одевалась откровенно и сексуально — использовала свое „физическое я“ просто потому, что у нее не было эмоционального языка, с помощью которого она могла бы говорить о том, чем думает и как себя чувствует», — дополнила ее Кейт. Ну а во-вторых, Вернем явно тот тип правителя, который хочет ощущать себя звездой, подобной или даже превосходящей Уинслет. Один из самых доступных для нее способов сделать это — надеть подобающее звезде платье и спеть. Или аннексировать соседние территории. Но это уже другая история.