Стиль в фильме
«С девяти до пяти»
Фильм «С девяти до пяти» вышел на экраны в 1980 году — а в конце 2019-го могут наконец-то начаться съемки его долгожданного сиквела. Эта сатира на до сих пор до конца не изжитую практику корпоративного сексизма актуальна и в наши дни. А кроме того, «С девяти до пяти» — настоящая ода женской солидарности. Главные роли в картине сыграли Джейн Фонда, Лили Томлин и Долли Партон. Рассказываем, как с помощью одежды создателям картины удалось воплотить на экране три незабываемых женских образа, ставших одними из ключевых для феминизма.
Фрэнклин Харт — один из топ-менеджеров международной корпорации и крайне неприятный тип, склонный унижать и домогаться своих сотрудниц. Под началом Харта работают три героини: его правая рука Вайолет (Лили Томлин), личная ассистентка Дорали (Долли Партон) и новенькая машинистка Джуди (Джейн Фонда). По офису ходят слухи, что босс крутит роман со своей помощницей, поэтому Вайолет и Джуди поначалу относятся к жизнерадостной Дорали с презрением. Впрочем, когда выясняется, что начальник ведет себя одинаково по-скотски со всеми тремя подчиненными, женщины решают, что с них хватит, и с помощью хитростей, шантажа и манипуляций устраняют босса с горизонта и наводят в офисе собственные порядки.
Над костюмами к фильму работала легендарная Энн Рот, чья карьера уже тогда шла на взлет, но знаменитые «Деловая женщина», «Сабрина», «Талантливый мистер Рипли» и «Английский пациент» (за костюмы к которому Рот получила свой «Оскар») оставались еще далеко впереди. Лента «С девяти до пяти» стала не первой совместной работой Энн Рот и Джейн Фонды. Рот уже одевала ее для фильма «Клют» 1971 года, который, собственно, Фонду и прославил — за роль работницы эскорта актриса получила свой первый «Оскар», а ее соблазнительный образ в водолазке, мини-юбке и тренчкоте стал одним из самых запоминающихся в истории кино.
К моменту съемок «С девяти до пяти» Фонда была уже состоявшейся звездой с двумя наградами от киноакадемии, но в этом фильме (где она также выступила сопродюсером) выбрала для себя роль не самого яркого персонажа. Героиню с пробивным характером она попросила сыграть тогда еще малоизвестную комедийную актрису Лили Томлин. Фонда добивалась согласия Томлин год — и не зря: актрисы так крепко привязались друг к другу за время съемок, что сохранили дружбу на всю последующую жизнь. Гармоничным дополнением к их дуэту стала Долли Партон, которая в 1980 году уже была суперзвездой кантри-музыки, а вот опыта съемок в кино еще не имела.
Коллеги по цеху шутят, что Энн Рот, как и актеры, работает по методу Станиславского — погружается в каждого героя целиком. Когда фильм стилизует Рот, одежда, фактура тканей и оттенки всегда работают наравне с актерами — иллюстрируют характеры персонажей или их эмоциональное состояние. «Я одеваю не кинозвезд, я одеваю актеров в образе их персонажей», — говорит сама художница.
Фильм начинается с того, что Джуди, героиня Джейн Фонды, выходит на новое место работы. Она сильно выделяется на фоне подчеркнуто нейтрального серо-бежевого офисного населения: василькового оттенка костюм в цветочек и слегка старомодная шляпа выдают в ней человека, непривычного к корпоративному дресс-коду, — ее героиня только пережила развод и возвратилась к работе после долгого перерыва в карьере. По мере адаптации на новом месте ее стиль плавно эволюционирует к более спокойным оттенкам и формам. Однако Джуди — самая трепетная и эмоциональная из всех героинь, поэтому Рот оставляет в ее образах подчеркнуто женственные вещи — легкие шелковые блузки и платья с бантами на шее.
Вайолет, героиня Лили Томлин, — другое дело. Опытная, профессиональная, давно освоившая искусство навигации в полном акул офисном океане, она уверенно приветствует Джуди и знакомит ее с сослуживцами. Вайолет — правая рука начальника и может позволить себе больше вольности в дресс-коде: она носит вещи четкого кроя — рубашки с геометричными принтами или контрастным кантом, прямые или слегка расклешенные типично офисные юбки миди — но вот поверх них иногда набрасывает неформальное шелковое кимоно в иероглифах. Перед тем как зайти к начальнику, Вайолет меняет кимоно на строгие приталенные жакеты из твида или букле — да, ей не нравится, когда руководство снисходительно обращается к сотрудницам «девчата», но она вынуждена играть по правилам делового сообщества, чтобы ее воспринимали как серьезного профессионала, а не просто исполнительную «девочку». Яркий момент: в разгар конфликта и борьбы за равные права с мужчинами Вайолет появляется в кулоне с надписью Equal («равная»). Похожий кулон носит и Дорали — правда, с собственным именем, — но в аналогичное украшение для Вайолет художница по костюмам «зашивает» ключевое феминистическое послание фильма.
Дорали, как и Джуди, сильно выделяется среди коллег по офису — но немного в иной форме. Когда она впервые появляется на экране, ее подчеркнуто не офисный наряд — летнее пестрое платье с глубоким вырезом и кардиган в пайетках — олицетворяет то, как ее воспринимают коллеги: как легкомысленную любовницу шефа. Но этот образ обманчив: Дорали искренна, открыта и прагматична. Она настоящая колоритная южанка — с пышными формами, тягучим простоватым говором и избыточно нарядным стилем. Энн Рот одевает ее соответствующе: в блузки с цветочным принтом и пышными воротниками, в ажурное вязаное платье с рюшами, в юбки-солнце с крупными узорами. Дорали предпочитает пастельные оттенки сливочного крема и всегда напоминает торт — это еще один намек на ее южное происхождение.
Интересно, что поворотные моменты в сюжете Энн Рот кодирует через сочетание трех цветов — красного, белого и синего. Харт просит Вайолет купить платочек для его жены, «что-нибудь синее с красными полосками», но дарит его Дорали, за которой волочится, совершенно не замечая, что та эти оттенки не носит. Джуди, глубоко внутри лелеющая надежду, что муж передумает насчет развода, случайно встречает его и убеждается, что ее мечте не суждено сбыться. Муж в этот момент одет в белую футболку, а в красной машине его ждет любовница в синей блузке.
Уже после триумфальной победы над силами зла (босс-самодур смещен со своей должности, женщины начинают зарабатывать столько же, сколько и мужчины, а в офисе открывается садик для детей сотрудников) цвет появляется и в интерьере. Трио героинь предстает перед зрителями в победоносном сочетании красного, синего и белого. Причем каждая интерпретирует его в собственном стиле: Дорали в белом трикотажном платье, Вайолет в алой тройке из блузки, прямой юбки с запахом и плаща, а Джуди — в женственном синем платье с бантом на шее.
Несмотря на то что по жанру «С девяти до пяти» — легкая комедия, этот фильм, в котором героини борются против корпоративного сексизма и за равную оплату труда, стал важным феминистическим заявлением и одной из знаковых кинокартин эпохи 1980-х. У фильма даже было продолжение в виде сериала, где те же героини, правда, уже в исполнении других актрис, продолжают отстаивать свои права на работе. В прошлом году Джейн Фонда, Лили Томлин и Долли Партон сообщили, что наконец-то согласовали свои съемочные графики и готовы сняться в сиквеле «С девяти до пяти», а сценарий фильма уже почти написан. Инсайдеры предполагают, что съемки должны начаться в конце этого года, когда Фонда и Томлин закончат работу над финальным сезоном сериала «Грейс и Фрэнки», в котором также снимаются вместе. Вполне вероятно, что в качестве костюмера к проекту присоединится даже Энн Рот, которой в этом году исполняется 88 лет. Ее рабочий график расписан аж до 2021 года (Рот стилизует киноэкранизацию бродвейского мюзикла «Злая») — такой оптимизм и поразительная работоспособность не могут не вдохновлять.