Барби — это всё!
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Если к сценарию «Барби» Греты Гервиг есть претензии, то ко всей визуальной части — точно нет. Во многом это заслуга художницы по костюмам Жаклин Дюран. К детской, казалось бы, задаче — нарядить Марго Робби, Райана Гослинга и остальных актеров как кукол, она подошла со всей возможной серьезностью.
Мир Барби
О стиле самой знаменитой в мире куклы невозможно говорить без привязки к Барбиленду, в котором она живет и где по сюжету развивается значительная часть событий. Дело в том, что если в реальном мире обычно нам часто приходится подстраиваться под окружающую среду, то в случае с Барби весь окружающий мир создавали для нее больше полувека.
Но на то, чтобы воссоздать Барбиленд, у команды было всего 11 недель — в этом признаются сами участники съемочной команды, но о причинах не распространяются. В то же время в блогах фанатов проскальзывают предположения о том, что много времени ушло на согласование сценария с Mattel, главным заказчиком и бенефициаром картины. Так или иначе, в результате на всю декоративную часть, в том числе костюмы, осталось мало времени. Жесткие временные рамки могли бы застать врасплох кого угодно, но художницу-постановщицу Сару Гринвуд, декоратора Кэти Спенсер и художницу по костюмам Жаклин Дюран так просто не смутить. Во многом это потому, что они уже давно сработались. Вместе они трудились, например, над самыми знаменитыми картинами Джо Райта: «Гордостью и предубеждением», «Искуплением» и «Анной Карениной», так что масштабными декорациями их не напугать. «Можно сказать, мы одновременно строили Барбимобиль и вели его», — рассказывала Жаклин Дюран в интервью Vogue, как строился творческий процесс.
Сложностей добавлял и творческий метод Греты Гервиг. «Она пишет так много! Иногда три-четыре или я даже не знаю сколько сцен на одной странице, — поделилась Дюран с Vanity Fair. — И в этих сценах одновременно участвуют все персонажи. А ты думаешь: „О боже, мы сделали восьмую часть страницы и чуть не умерли, а теперь нам нужно сделать все остальное“». Зато такой подход учит быть очень оперативными и гибкими: как результат оттенки розового в «доме мечты» идеально сочетаются с платьями и туфлями Барби, потому что подобраны «в моменте» тон в тон, а не заранее. К тому же живой процесс позволил участникам разных департаментов вносить лепту в работу друг друга: так, в случае с костюмами актеры предлагали свои идеи для образов персонажей прямо в процессе съемок. Некоторые из них были успешные, например, Райан Гослинг предложил добавить к образу Кена брендированное белье с надписью KEN. Команда сделала комплект всего за несколько дней, а кадры с бельем «завирусились» задолго до премьеры.
В целом же подобный творческий процесс как нельзя лучше вписывается в концепцию фильма. Ведь несмотря на то, что кукла Барби уже продается в коробке со всем необходимым (от расчески до сменных туфель), в творческих руках своих владелиц и владельцев она живет по-разному, меняясь в моменте, поскольку ее, скажем, часто кастомизируют: иногда все заканчивается новым платьем из лоскутков, а иногда — и стрижкой в стиле Шинейд О’Коннор.
Голосуем за Барби!
С 1959 года Барби успела побывать практически кем угодно. Но все началось с пляжа и полосатого купальника, который Марго Робби и стилист Эндрю Мукамал процитировали с помощью бандажного платья Hervé Léger в выходе Робби на фотоколле в честь премьеры фильма в Сиднее. В самом фильме купальник тоже появляется — прямо в открывающей сцене, отсылке к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. По задумке Гервиг девочки проходят обряд инициации, когда убивают (точнее ломают!) пупсов и получают в руки Барби, прямо как обезьяны, которые, взяв в руки палку, становятся людьми. Не будем давать оценку этому сравнению — сделаем вид, что лишились дара речи от огромной Барби-Робби, приветствующей мир под «Так говорил Заратустра» Штрауса.
«Барби может надеть что угодно, поэтому нам важно было сформулировать правила, от которых можно было бы отталкиваться», — объясняет Дюран. Чтобы их разработать, художница погрузилась в долгую историю куклы и не менее длинную переписку с Mattel. В процессе переговоров решили, что несмотря на то, что главная Барби фильма — та самая кукла из 60-х, использовать будут эстетику 80-х и 90-х. Во-первых, потому что именно на 80-е пришлось детство Греты Гервиг — тогда она сама и играла в куклы. А еще именно в 80-е и 90-е Барби, оставаясь образцом токсично-конвенциональной привлекательности, все-таки поймала как смогла очередную волну феминизма. Например, тогда из «дома мечты» пропала кухня, потому что занятой Барби было некогда готовить. И она потихоньку стала осваивать разные профессии: ветеринара, офисной работницы, доктора и даже президента — чтобы вдохновлять детей на выбор самых разных профессий.
Дальше работа департамента Дюран строилась индивидуально под каждого персонажа. Например, чтобы добиться узнаваемого образа Барби-доктора, команда собрала картинки всех докторов, которых успели выпустить Mattel, и отправилась на поиски подходящей униформы в винтажные магазины Лондона и Лос-Анджелеса (там у Дюран уже были свои байеры). То же самое с президентом, беременной Барби и другими ее ипостасями.
Безусловно, Барбиленд — мир всех оттенков розового, но для Дюран покрасить все с ног до головы одной краской было бы слишком просто. Добиться эффекта абсолютно контролируемого игрушечного мира помогли строго регламентированные оттенки. Все (вообще все) костюмы из «Барби» — вариации примерно 15 цветовых сочетаний. «Основным источником вдохновения в этом направлении послужила Французская Ривьера 60-х с ее идеальными тройками летних оттенков: лавандовый, ярко-голубой, светло-голубой; оранжевый, зеленый, бежевый; два оттенка розового и желтый. Команда искала одежду определенных цветов по всему Лондону», — поясняет художница.
…и Кен
Большую часть времени Кен в «Барби» играет роль «девушки Бонда». «Никому нет дела до Кена, все хотели играть с Барби, — объясняет Жаклин Дюран. — Его костюмы должны были сочетаться с ее одеждой. Конечно, он тоже переодевается время от времени, но у него гораздо меньше вариантов».
При всей своей маскулинности (Кен обожает спорт и лошадей, работает на пляже и водит большую машину) герой Гослинга должен был выглядеть так, как маскулинность представляют себе маленькие дети, иначе он просто не вписался бы в розовый мир Барби. Отсюда очень находчивые сочетания, разработанные костюмерами. Например, бомбер в одной из первых сцен мог бы носить в 80-х какой-нибудь Сильвестр Сталлоне, если бы не подкладка «в лошадку».
Другим важным источником вдохновения для гардероба Кена стал спортивный стиль 80-х: неон, пастель, лосины — было где разгуляться. Одежку спутнику Барби искали в винтажных лавках по всей Америке. Но не все новинки, которые вы видите, — хорошо забытое старое: мохнатые сапоги и лыжный костюм с иголочки — кастомная работа Chanel, и да, он идеально сочетается с лыжным костюмом Chanel для Барби.
Идеально сочетаются и кислотные образы, в которых Барби и Кен попадают в реальность. Кричащее неоновое боди, легинсы и ролики — одетые почти одинаково, они выглядят как образцовая power-couple. Это в том числе сценарный ход — сюжет нам подскажет, как по-разному окружающие реагируют на парня и девушку, и только ленивый не увидит в этом проблему (Кен — ленивый). После небольшой стычки с задирами Кен и Барби вынуждены скрываться от полиции, поэтому переодеваются в «неузнаваемые» ковбойские наряды. Хотя и здесь Барби все еще самобытна: розовые джинсы клеш, жилет, ковбойская шляпа и казаки — все же это больше образы на радость Кену. Красноречивый ход, если учесть, что именно в этот момент Кен познает азы патриархата, что открывает ему глаза на многое и заставляет изменить не только свое отношение к миру, но и сам мир.
На пути к своей цели внешне (как мы выясним, все-таки только внешне) Кен с каждой новой сценой становится все брутальнее, хотя некоторая наивность в стиле все еще присутствует. Легкомысленный розовый сменяют драматичные черный и красный. Теперь атрибуты героя — банданы, перчатки без пальцев, сапоги adidas (да-да!) и шуба. Он одновременно похож и на рок-звезду, и на сутенера, и на бойца ММА — как парень, который очень хочет быть не важно кем, главное, брутальным и крутым.
Ближе в финалу Кен все-таки поймет, что хочет быть просто собой. Он находит баланс, осознав истину: угнаться за Барби не только невозможно, но и не нужно. Так, вместо сумбурного наряда на нем появляется все еще кислотное (в стиле Барби), но уже худи (в стиле Кена) с надписью I’m Kenough, которая как бы говорит, что просто быть собой уже достаточно. Это худи, разумеется, появилось в линейке официального мерча фильма — появилось буквально на минуты, до полного солд-аута.
Chanel VS. Birkenstock
Пока в сет-дизайне смешивать реальность и выдумку художникам помогали иконы американского и скандинавского дизайна, костюмерный цех решал эту же задачу с помощью участия французского бренда, Chanel. «Если в фильме вы видите на Марго Робби что-то, что мы не шили сами, скорее всего, это именно Chanel, — рассказывает Дюран. — Они прислали нам все, что мы хотели. Костюмы, аксессуары, спортивную одежду, вещи для пляжа. А если что-то не подходило по размеру или по цвету, они это перешивали». Так, креативный директор Chanel Виржини Виар создала для Марго Робби три твидовых костюма и одно ярко-розовое твидовое платье. Кроме этого на Марго Робби можно заметить и знаковые винтажные вещи, аксессуары и украшения. Например, костюм из весенне-летней коллекции 1995 года, который демонстрировала на подиуме Клаудия Шиффер. Или кастомную версию сумки-сердца из той же коллекции, которую, по словам Марго Робби, просили подержать все девушки на съемочной площадке — настолько она всех пленила.
Но есть еще один бренд, который нам продает «Барби». Он появляется в кадре всего несколько раз, но влияет на сюжет так, что говорить об этом без спойлеров практически невозможно. Это бренд обуви, причем максимально неожиданный для Барби — Birkenstock. Хотя неожиданный он только на первый взгляд, ведь, как мы выяснили, Барби может сделать «своим» что угодно. И биркенштоки не исключение — если, конечно, это розовые биркенштоки.