Опасный элемент и британские ткани
12 ноября на российские экраны (пусть и с заполненными на разрешенные 25% залами) вышел байопик самой знаменитой женщины мира науки — Марии Кюри. Наиля Гольман посмотрела его и считает, что кроме оскаровской номинантки Розамунд Пайк в главной роли, самое интересное в кадре «Опасного элемента» — костюмы и декорации.
Эпоха
Мария Кюри, в девичестве — Склодовская, в замужестве — соратница своего более знаменитого на тот момент мужа, Пьера Кюри. Вместе они открыли радий и полоний, а затем — и их опасность для человеческой жизни. Склодовская-Кюри стала первой женщиной, преподававшей в Сорбонне, первой женщиной, получившей членство в Парижской медицинской академии и, — да, конечно, первой женщиной, получившей Нобелевскую премию. Не только ту, которую в 1903 году разделила с мужем (по физике), но и ту, которую вручили ей лично в 1912 году — по химии. На этой неделе фильм о ее непростой научной карьере и жизни вышел на экраны московских кинотеатров.
Режиссер «Опасного элемента» — живущая в Париже иранка Маржан Сатрапи, прославившаяся графическими романами «Персеполис» и «Цыпленок с черносливом». Один, ставший впоследствии мультфильмом, рассказывал о ее тегеранском детстве в годы революции, второй — об иранском скрипаче, оставшемся без любимого инструмента. Нынешняя работа — не первый ее американский фильм, но первый, сделанный по лекалу «голливудские байопики о достойных людях». По всем правилам этого немного утомительного жанра, история борьбы, побед и поражений героической ученой Кюри рассказана с доходчивой драматичностью.
Еще один важный оскаровский номинант (трехкратный!) в команде этого фильма — художница по костюмам Консолата Бойл, одевавшая Хелен Миррен, Мишель Пфайффер, Стива Кугана и Джуди Денч в фильмах Стивена Фрирза. Она же помогала Мерил Стрип убедительно выглядеть в роли Маргарет Тэтчер. Приступив к работе над образом Марии Кюри, Бойл в первую очередь возблагодарила судьбу за редкое для той эпохи обилие достоверных источников. Жизнь ученой была достаточно подробно задокументирована, чтобы можно было составить о ней представление, а не просто выдумывать характер и стиль в соответствии с модой того времени. Основой ее стиля художница сделала строгую практичность.
«Я хотела использовать как можно меньше цветов, особенно в тех костюмах, которые Мария надевает для работы. Она очень организованный человек, и в ее гардеробе нет места легкомысленной чепухе, — рассказывает Бойл, добавляя: — В этом фильме важнее всего было показать, с какими сложностями столкнулась в жизни Кюри». В обозначенных ей строгих рамках гардероб главной героини вышел красноречивым и полным нюансов.
Стиль и цвет
В «Опасном элементе» есть несколько ключевых встреч героини с французским научным сообществом, которые проходят в формате «разговор против всех»: одна или в компании с мужем, Мария оппонирует нескольким скамьям научных мужей в пенсне и сюртуках. В этих сценах она одета с подчеркнутой скромностью и деловитостью: никаких пышных платьев и кружев — однотонные блуза, юбка и широкий ремень на талии. В основном это бежевые, серые и черные оттенки. Исключением стал синий: по словам Бойл, это был ключевой цвет для героини, для которой она хотела создать ассоциацию с лазурью и глубокими синими оттенками химических элементов.
Деловито бегущая мимо камеры Пайк, говорящая сильным и напряженным голосом, постоянно защищается и действительно не нуждается в ярких цветах и украшениях. На фоне дамской французской моды начала XX века едва ли можно было лучше обозначить ее упрямый характер и стремление доказать свое право на звание ученой, чем демонстративно отказаться от оборок, изящных шляп, цветного сатина и драгоценностей.
Сатрапи и Бойл с особым вниманием (и интересом к материалам в самом прямом смысле) выстраивают все любовные сцены между главными героями. Тут фигурируют светлые и нежные наряды в бежево-розовой гамме, и использована английская ткань виелла — исключительно мягкая смесь шерсти и хлопка, из которой в конце XIX и начале XX века любили шить дамские платья. Впрочем, в кульминационный момент герои все же оказываются без одежды: в залитой ярким солнцем сцене голого купания молодоженов нашлось место только снежно-белым простыням.
Цвет и драматургия
Ярких цветов в нарядах Кюри практически нет, а от светлого костюма, в котором она открывает фильм случайной встречей с Пьером на людной улице, палитра ближе к концу уверенно темнеет вместе с рабочими платьями и лабораторными фартуками героини. Рабочую форму Консолата Бойл создала специально для фильма — из грубых, плотных, специально состаренных хлопковых тканей.
В этом есть своя логика: под стать не очень драматургически выразительному, но полному важных событий рассказу к концу фильма визуальная сторона и костюмный цех приходят на помощь режиссуре. Приглушая фон декораций и палитру в одежде героев, художники дают возможность ярче выступить другим цветам, которые сыграют роль в сюжете. Например, на фоне сизых интерьеров, серых платьев и черных сюртуков смертельным зеленым светом особенно ярко светится радий, с которым героиня практически не расстается. Инфернальная флуоресцентная бутылочка сопровождает ее в лаборатории, в домашнем быту, даже во сне — засыпая, она кладет ее на соседнюю подушку.
Ближе к концу (в одной из самых живых и самых впечатляющих сцен картины) такую же роль сыграет кроваво-красный, прорезавшись сквозь густую ночную темень на экране. Но с рассветом палитра устаканится, и все вернется на круги своя — в горе и в радости сильная женщина с лицом Розамунд Пайк в строгой и тщательно подобранной, хоть и не обращающей на себя лишнего внимания одежде, стиснув зубы, пойдет дальше завоевывать мир.