T

Стиль в фильме «Ведьмы»

В кино и на некоторых стриминговых платформах уже можно посмотреть новый фильм Роберта Земекиса «Ведьмы». История о том, как маленький мальчик и его бабушка борются с нечистой силой, имеет все шансы стать детской классикой. Главная же приманка для взрослых — наряды Величайшей Самой Главной Ведьмы в исполнении Энн Хэтэуэй.

Конец 60-х, американский Юг. Восьмилетний главный герой остался без родителей — они погибли в страшной автокатастрофе — и вынужден навсегда переехать к бабушке (Октавия Спенсер). Бабушка — дама неунывающая: кормит внука пирогами и жареными куриными крылышками, покупает ручную мышь и знает толк в целительстве и волшебных снадобьях. А еще она твердо убеждена: мир населен коварными ведьмами, которые ненавидят детей и мечтают очистить от них Землю. Естественно, бабуля оказывается права: в соседнем магазине мальчик встречает странную женщину в тюрбане, которая сперва пытается угостить его конфетой, а затем растворяется в воздухе. Дабы уберечься от сил зла, напуганные бабушка и внук переезжают в роскошный отель, где работает их родственник, но не тут-то было. Именно сюда слетаются на большую конференцию все ведьмы мира под предводительством самой ужасной и коварной (Энн Хэтэуэй), чтобы обсудить и привести в действие леденящий душу план: с помощью специального зелья, которое они добавляют в сладости, ведьмы хотят превратить всех детей в мышей. Здесь, в пятизвездочных декорациях, и состоится финальная битва света — то есть героя и бабушки — с тьмой в лице Величайшей Самой Главной Ведьмы.

Сюжет новой хеллоуинской киносказки еще в 1983 году придумал знаменитый сочинитель жутковатых историй Роальд Даль. И только через семь лет после выхода в печать его роман «Ведьмы» экранизировали в первый раз. В версии 1990 года — ее режиссером был Николас Роуг, автор серии фильмов об Индиане Джонсе, — главную роль предводительницы ведьм сыграла Анжелика Хьюстон (на пробах она обошла Шер, Лайзу Миннелли, Сьюзен Сарандон, Сигурни Уивер и Джоди Фостер). Действие, как и в книге, происходит не в солнечной Алабаме, а в заснеженной и окутанной туманами предрождественской Великобритании. Фильм категорически не понравился писателю, но стал классикой детского кино. Тридцать лет спустя прославленный Роберт Земекис («Форрест Гамп», «Смерть ей к лицу», «Байки из склепа», «Назад в будущее») вновь обратился к популярному сюжету — правда, поместил героев в куда менее мрачные и более эффектные декорации «готического» Юга, перенес события 80-х в 60-е и сделал бабушку и мальчика афроамериканцами. Других серьезных сюжетных расхождений с первоисточником у новых «Ведьм» нет.

Сам режиссер утверждает, что, сменив регион и эпоху, он попытался придать истории остросоциальную окраску — большинство ведьм, в том числе главная, в его версии остались белыми. Ход, впрочем, довольно рискованный, если учесть, что все ведьмы, то есть все отрицательные героини, здесь вообще-то женщины. В мизогинии когда-то активно обвиняли сам первоисточник — книгу Даля в свое время даже отказались продавать некоторые британские книжные, а критик Кэтрин Итзен назвала ее произведением, которое «показывает, как мальчики становятся женоненавистниками». Писатель в ответ заявил, что против истины идти не собирается: «Все ведьмы —  женщины. Факт остается фактом: ведьм-мужчин не бывает!» В попытке усмирить гнев оппоненток автор попытался сменить тему: «Есть ведь еще вурдалаки, они мужского пола и не менее опасны». Не помогло.

Не уверены, что новым «Ведьмам» удастся поставить точку в этой дискуссии: Энн Хэтэуэй в роли Величайшей Самой Главной Ведьмы выглядит куда реалистичнее (если хотите — женственнее) той же Анжелики Хьюстон. Правда, сама актриса, кажется, нашла для себя прекрасный способ объяснить все происходящее в книге и фильме чем-то кроме мизогинии: «Вообще-то они демоны, — рассказала Хэтэуэй в недавнем интервью. — Просто эти демоны присвоили себе название "ведьмы". В жизни я встречала множество ведьм, все они были чудесными женщинами и не имеют к этим жутким существам никакого отношения!»

«Ведьмы», 1990

Версия кажется правдоподобной. Ведьмы в фильме Земекиса (как в фильме Николаса Роуга и романе Роальда Даля) и впрямь выглядят отвратительно и совсем не похожи на обаятельных колдуний из других произведений. Они лысые, на головах у них волдыри от париков, их рты широкие — от уха до уха, — на руках у них по два пальца, а на ступнях нет вовсе. Естественно, свое уродство ведьмы-демоны вынуждены тщательно скрывать — дабы ничем не отличаться от обычных женщин и спокойно творить свои темные дела. Тут уже в ход идут наряды — и чем моднее, тем лучше. Все ведьмы носят перчатки по локоть самых разных оттенков и не выходят из дома без элегантных головных уборов — особенно любят широкополые шляпки и тюрбаны. Героиня Хэтэуэй — как и положено Величайшей Самой Главной Ведьме — сияет ярче всех. Ее предшественница Анжелика Хьюстон, впрочем, тоже выглядела в этой роли довольно эффектно. Но если предыдущая главная ведьма носила в основном мантии и готичные черные платья в пол, то новая предпочитает яркие цвета, акценты и куда более разнообразные фасоны и силуэты. Она, например, носит алую помаду, крупный жемчуг, графичные жакеты, юбку-карандаш, шелковый темно-красный халат, ярко-розовый кейп с бантом на груди, лиловое платье с рюшами на манжетах и наконец — самый роскошный наряд в фильме: фиолетовое вечернее платье с обнаженным плечом и отделкой из полосок золотой ткани, похожих на обвивающихся вокруг ее тела змей. В фильме не сообщается, кем работает Величайшая (и работает ли вообще), но, кажется, она вполне могла бы быть главным редактором глянцевого журнала. Все, что нужно — чувство стиля и сложный характер — при ней.

«Ведьмы», 1990

«Ведьмы», 2020

За гардероб героев в фильме отвечала давняя соратница Роберта Земекиса, художница по костюмам Джоанна Джонстон. Она же в числе прочего одевала персонажей «Форреста Гампа» и героев первой и второй частей трилогии «Назад в будущее». В качестве референсов для образа главной антигероини Джоанна — и это вполне предсказуемо — взяла стиль любимиц Америки 60-х. Ведьминские жакеты похожи на те, что носила Джеки Кеннеди; парик напоминает о платиновых локонах Мэрилин Монро; а массивные ожерелья и яркие тени — о Кармен Делль'Орефиче в зените ее карьеры. Еще одна супермодель эпохи, мать Умы Турман, Нена фон Шлебрюгге, как и героиня Хэтэуэй, любила носить тюрбаны и перчатки по локоть. Забавный факт: по иронии судьбы Энн Хэтуэй снималась в роли жестокой ненавистницы детей, будучи беременной, и старалась скрыть это даже от художницы по костюмам. Именно поэтому Энн, например, отказалась носить в кадре корсеты и модные в 60-х сильно приталенные платья — к счастью, Джоанна Джонстон лишних вопросов не задавала.

Кармен Делль'Орефиче

Жаклин Кеннеди

Мэрилин Монро

В том, как ведьма меняет наряды и макияж, угадывается повествовательная логика. Чем сильнее Величайшая злится на неугомонных мальчика с бабушкой, тем более демонически выглядит. Ближе к финалу героиня Хэтэуэй уже не похожа ни на Монро, ни на Джеки — скорее на свою киношную предшественницу: она носит темно-лиловые тени, черную помаду, высокую прическу и черное платье с высоким воротником.


Те самые тени — и вообще весь грим — для фильма придумала художница Пола Прайс. Каждый день она и ее команда проделывали гигантскую работу — нужно было наложить не только макияж, но и волдыри со шрамами, а еще приделать ведьме уродливые руки и ноги. На съемках для героини Хэтэуэй использовали 17 «лысых» париков, 22 накладные руки и 198 накладок, имитирующих пальцы. Сама Хэтэуэй вынуждена была проводить в кресле гримера по четыре часа. Впрочем, ей грех жаловаться: Анжелика Хьюстон тратила по семь часов на грим и по пять — на то, чтобы его смыть.

Труды Полы Прайс, к счастью, даром не пропали: модные журналы уже называют образ Величайшей Самой Главной Ведьмы одним из самых актуальных для грядущего Хеллоуина. Так что, если вы еще не определились с тем, какой нечистью притвориться в этом году, — вот вам еще одна идея.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}